Россія въ 1917-мъ пережила культурное крушеніе. Чудеса техники, которыя такъ любилъ установленный послѣ 17-го года «новый порядокъ», не имѣютъ отношенія къ настоящей культурѣ — той, которая основывается на способности думать.
Нельзя ожидать возстановленія высшихъ формъ культуры въ странѣ, пока не возстановлена историческая преемственность, нарушенная революціей. Нужно учиться у нашего прошлаго. Въ первую очередь намъ нужно учиться мысли: той мысли, которая не строитъ плотинъ и самолетовъ, не изобрѣтаетъ взрывчатыхъ веществъ и ракетъ. Эта мысль послѣ «совѣтской власти» находится въ полномъ загонѣ.
Однако учиться непосредственно у прежней Россіи затруднительно. Россія до 1917 была слишкомъ благополучно славянофильской наверху и соціалистической — въ образованной массѣ. Очищеніе отъ славянофильства и соціализма было дано только Бѣлой эмиграціи, вѣрнѣе сказать — опредѣленной ея части (которую очень условно можно назвать партіей «Возрожденія», по имени объединявшей людей этого умоначертанія газеты). Пусть это очищеніе не охватило всѣхъ русскихъ умовъ заграницей, оно все же было — и плоды его оставлены намъ въ наслѣдство.
Эмиграціей оправдывается Бѣлое сопротивленіе «новому порядку» — несмотря даже на его военное пораженіе. Если бы не было Врангеля и Эвакуаціи 1920 года — намъ была бы доступна преемственность только съ Россіей до 1917-го, т. е., какъ сказано выше, или съ соціализмомъ, или со славянофильствомъ. Бѣлое дѣло сохранило для насъ культурную линію европейской, романовской Россіи, очищенную отъ крайностей какъ «передового европейства» (соціализмъ), такъ и романтической реакціи на это европейство (славянщина). К сожалѣнію, никто или почти никто не приложилъ усилій для переноса этого наслѣдства въ Россію тогда, когда была еще возможность — в 1990-е годы; а сейчасъ какое бы то ни было наслѣдство, кромѣ совѣтскаго, у насъ не въ цѣнѣ.
Итакъ, здѣсь вы найдете матеріалы изъ періодическихъ изданій Бѣлой эмиграціи, въ первую очередь — изъ парижскаго «Возрожденія».
На этихъ страницахъ принято традиціонное русское правописаніе. Русская эмиграція не въ силу причуды или фантазіи его хранила. Цѣня сохранившую свободу русскую мысль, мы должны цѣнить и форму, въ которой эта мысль отливалась, ибо форма трудноотдѣлима отъ содержанія.
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Разговоръ восьмой
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Бесѣды о революціи. Наброски и очерки въ разговорахъ двухъ пріятелей. Разговоръ седьмой
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Бесѣды о революціи. Наброски и очерки въ разговорахъ двухъ пріятелей. Разговоръ шестой
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Бесѣды о революціи. Наброски и очерки въ разговорахъ двухъ пріятелей. Разговоръ пятый
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Бесѣды о революціи. Наброски и очерки въ разговорахъ двухъ пріятелей. Разговоръ четвертый
- Андрей Ренниковъ. Пластинки Куэ
- Борисъ Садовской. Иванъ Сергѣевичъ Тургеневъ. Опытъ историко-психологическаго изслѣдованія
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Бесѣды о революціи. Наброски и очерки въ разговорахъ двухъ пріятелей. Разговоръ третій
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Бесѣды о революціи. Наброски и очерки въ разговорахъ двухъ пріятелей. Разговоръ второй
- Николай Любимовъ. Противъ теченія. Бесѣды о революціи. Наброски и очерки въ разговорахъ двухъ пріятелей. Разговоръ первый
- Сергѣй Терещенко. На днѣ моря
- Владиславъ Ходасевичъ. Гете въ СССР
- Иванъ Лукашъ. Путешествіе на луну. Разсказъ мечтателя
- К. Грюнвальдъ. Царскій шуринъ
- Павелъ Муратовъ. Мечтанія одного нѣмца
- Гр. Д. Олсуфьевъ. Фельдмаршалъ гр. Милютинъ. 1816 —1912 гг. Къ 20-лѣтію его кончины
- К. Грюнвальдъ. Юность великаго князя
- Андрей Ренниковъ. Еще шагъ впередъ
- Николай Чебышевъ. Близкая даль. Тѣни Царьграда *)
- Антонъ Бенклевскій. Въ Адріатикѣ. I. Атака
- Д. C. Мережковскій. Гете
- Семь мѣсяцевъ въ Москвѣ. Бесѣда съ архитекторомъ О. Бильфердингомъ
- Илья Голенищевъ-Кутузовъ. Русская литература на Дальнемъ Востокѣ
- А. Н. Виноградскій. Русская армія въ Великую войну
- Павелъ Муратовъ. Бѣлые и красные. «Разгромъ Деникина»
Hits: 693