Начало

«О прошлом и настоящем распространено два мнения, и оба ложные: будто в прошлом не было зол, известных современности—и будто все зло осталось в прошлом. Последнее убеждение доходит до отождествления зла и истории (болезнь либерального ума). На деле прошлое и настоящее сотканы из одного материала; вопрос в соотношении частей. Другое заблуждение говорит: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это неверно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имеет единственного числа. Прошедших много. Для живущих речь не о „приятии фактов“, но о выборе наследства, линии преемственности. Прошлое передает настоящему (а настоящее—будущему) целый пучок таких линий. И кто беспокоится о своем будущем, должен правильно выбрать себе прошлое».

Из моих книг. Читать дальше

Привет вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здесь — ссылки на мои книги (их можно купить в интернете; вещи из цикла, которым я занят сейчас, можно почитать прямо на сайте). Здесь фотогалерея — люблю фотографировать город…

В ноябре 2017-го на сайте снова появился блог. Вернулся, после долгого перерыва, и раздел о русском дореформенном правописании (так называемой «старой орфографии»), сменилось (на некоторое время) и правописание. С вопросом, почему я не считаю орфографию  Фортунатова-Луначарского удачным приобретением — сюда.

Коротко о разделах блога. В Круге чтения — выписки из прочитанных книг или статей. В Прессе первой эмиграции — статьи из русской свободной печати 20—30-х годов. Пособия по традиционной орфографии — в одноименном разделе.

Тимофей Шерудило

P. S. По поводу публикаций на сайте. Тексты сохраняют правописание первоисточника: советское, или традиционное, или традиционное упрощенное (без ера). Короткие цитаты приводятся приводились к традиционной орфографии.

Просмотров: 202

Рубрика: Блог | Комментарии к записи Начало отключены

Ф. Кюмон: «Семитские племена неотступно преследовал страх табу…»

Семитские племена неотступно преследовал страх табу. Многие вещи были нечистыми или священными, так как из-за исходной путаницы эти два понятия не знали четкой дифференциации. В результате способность человека использовать для своих нужд окружающую его природу была ограничена множеством запретов, оговорок, условий. Тот, кто прикасался к какому-то запретному предмету, считался оскверненным и испорченным; близкие его избегали, и он уже не мог участвовать в жертвоприношении. Чтобы смыть с себя этот грех, он должен был совершить омовение или другие известные жрецам церемонии. Чистота, сначала понимавшаяся исключительно физически, скоро стала ритуальной, и наконец духовной. Жизнь была опутана сетью подробных предписаний, всякое нарушение которых вело к потере прав и требовало покаяния. Вся жизнь была наполнена заботой о том, чтобы постоянно поддерживать себя в состоянии чистоты или вернуть ее, когда она утрачена. Это было свойственно не одним семитам, но они возвели чистоту в ранг основной ценности. И только боги, необходимо обладавшие этим качеством в его высшей степени, являлись собственно «святыми» существами (άγιοι).

Ф. Кюмон. Восточные религии в римском язычестве

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Ф. Кюмон: «Семитские племена неотступно преследовал страх табу…» отключены

Ф. Кюмон о египетском богослужении

Это повседневное <египетское> богослужение, переведенное на греческий, а затем, возможно, и на латинский, и приспособленное к новым нуждам основателями Серапиума, бережно сохранялось в римских храмах александрийских богов. Существенным остается «распечатывание» (apertio) святилища, церемония, при которой на заре верующих допускали к статуе божества, находившейся в храме, который на ночь запирался и запечатывался. Затем, как это всегда делалось в Египте, жрец возжигал священный огонь и с пением надлежащих гимнов под аккомпанемент флейт совершал возлияние воды, которая считалась взятой из обожествленного Нила. Наконец, «стоя на пороге, — я слово в слово перевожу отрывок из Порфирия, — он будил бога, призывая его на египетском языке». Таким образом, как и при фараонах, жертвоприношение оживляет бога, и он пробуждается от своего сна в ответ на произнесение своего имени. Фактически имя нераздельно связано с личностью; тот, кто способен произнести истинное имя человека или божества, заставляет его подчиниться себе, как хозяин — раба. Отсюда вытекает необходимость держать подлинную форму этого слова в тайне. Введение в магические заклинания множества варварских наименований больше ничем не мотивировано. Вполне возможно, что, как и в египетском ритуале, ежедневно совершался туалет статуи, ее одевали и причесывали. Как мы уже видели, эта забота была поручена специальным «орнатрикам» или «столистам». Идола облекали в роскошные одеяния, увешивали украшениями и драгоценными камнями. Имеется надпись, сохранившая для нас перечень драгоценностей, носимых Исидой в древнем Кадиксе: ее убор великолепнее, чем у какой-нибудь испанской мадонны. Все утро, с того момента, когда раздавался приветственный возглас восходящему солнцу, посвященные беззвучно поклонялись статуям богов. Именно из Египта проникла в Европу созерцательная молитва. Затем после полудня совершалась вторая служба — закрытия святилища. Должно быть, это повседневное богослужение было всепоглощающим. Оно привнесло в римское язычество новшество со многими последствиями для будущего. Теперь жертвоприношение богу совершалось не по тому или иному случаю, а дважды в день и подолгу. Как и у египтян, которых уже Геродот объявил самым религиозным из всех народов, культ стремился заполнить собой все существование и господствовать над личными и общественными интересами. Постоянное воспроизведение одних и тех же молитв поддерживало и обновляло веру, и человек жил, так сказать, постоянно под взглядом богов.

Ф. Кюмон. Восточные религии в римском язычестве

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Ф. Кюмон о египетском богослужении отключены

Н. Чебышевъ. Врангель-политикъ

Врангель производилъ при первомъ же знакомствѣ впечатлѣніе силы, крѣпкихъ нервовъ, самообладанія, воли, смѣлости, радостной ясности. Онъ импонировалъ. Въ немъ была хорошаго тона свѣтскость. Онъ интересовался людьми и любилъ общеніе съ ними. Кругъ его знакомствъ казался безграничномъ. Ко всему этому присоединялся исключительный даръ разбираться въ людяхъ. Онъ былъ сердцевѣдъ. Это составляло одну изъ способностей его ума. Онъ былъ уменъ. Умъ его былъ холодный. Но какъ всѣ его духовныя способности, онъ на вершинѣ переходилъ въ чутье, въ проникновенность, въ то, что могло представиться ясновидѣніемъ.

Онъ былъ весь дѣйствіе. Думалъ для даннаго дѣйствія, и то, что думалъ, свои заключенія, быстро и рѣзко претворялъ въ общаго значенія поступки.

У Врангеля былъ политическій конекъ. Онъ имѣлъ пристрастіе къ тому, чтобы предупреждать поступки противника. Его любимая фраза была: «Надо вырвать у противника иниціативу». Обладалъ способностью всѣхъ большихъ политическихъ дѣятелей: онъ создавалъ событія. Безъ этого рѣдчайшаго творческаго дара, дара творенія фактовъ — нѣтъ подлиннаго политика, нѣтъ творца, а есть переводчикъ, пишущій подъ чужой диктантъ.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи Н. Чебышевъ. Врангель-политикъ отключены

А. Тыркова. Бѣлый рыцарь

Есть люди, съ которыми особенно трудно связать мысль о смерти. Такимъ былъ для меня генералъ Врангель.

Высокій, стройный, изящный, съ осанкой джигита, съ быстрымъ рѣшительнымъ взглядомъ, гибкій и сильный какъ сталь, казалось, этотъ бѣлый воинъ до несетъ свою шпагу до Русской Земли Обѣтованной.

Но коварный недугъ подкрался, одолѣлъ. Порѣдѣла Бѣлая Рать на радость врагамъ. Малодушно вспоминается горькій некрасовскій стихъ: у счастливаго недруги мрутъ, у несчастнаго другъ умираетъ.

Генералъ Врангель былъ однимъ изъ самыхъ преданныхъ, — не друзей, это не то слово, — а слугъ несчастной Россіи. Онъ всего себя положилъ на это служеніе. Это знали, это чувствовали, это помнили тысячи и тысячи русскихъ людей. Не только друзья, но и недруги крѣпко помнили.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи А. Тыркова. Бѣлый рыцарь отключены

А. Яблоновскій. Алеша Свидерскій

От редактора. Об Алексее Свидерском Википедия в наши дни сообщает: «советский государственный и партийный деятель, дипломат. Начальник Главискусства». О Главискусстве же Вики молчит.


Прочиталъ въ газетахъ, что въ Москвѣ образуется что-то въ родѣ министерства литературы и что на этотъ новый постъ назначается г-нъ Алексѣй Свидерскій.

Прочиталъ и вспомнилъ:

— Алеша Свидерскій! Судебный репортеръ газеты «Кіевская Мысль»! Какъ помню… Большевичекъ перваго призыва, съ серьезнымъ тюремнымъ стажемъ, но уже остывшій, уходившійся и въ мое время отрицавшій только Бога и мыло.

Какъ онъ прибился въ буржуазную редакцію, понять не могу. Но онъ бродилъ по Кіеву, какъ собака, потерявшая на ярмаркѣ своего хозяина. Только что изъ тюрьмы, безъ денегъ безъ работы, безъ одежды и обуви, но съ женой и двумя дѣтьми…

Это былъ «несчастненькій» въ старомъ значеніи этого слова и его просто «пожалѣли».

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , , | Комментарии к записи А. Яблоновскій. Алеша Свидерскій отключены

Посторонній. Кто побѣдитъ? Маленькій экскурсъ въ прошлое

От редактора. Говоря о большем милосердии большевиков к памятникам, автор не предвидел ближайшего будущего…


Раза три въ недѣлю я захожу къ парикмахеру мосье Жюлю, большому говоруну и политику. Нынче онъ какъ-то особенно взволнованъ. Его только что навѣстилъ пріятель-коммунистъ, съ которымъ онъ крѣпко поспорилъ о результатахъ выборовъ. Мосье Жюль, по взглядамъ умѣренный, не можетъ простить коммунисту его дифирамбовъ «всеобщему равенству», когда у самого коммуниста порядочное имѣніе подъ Парижемъ и чудесный quarante chevaux. [1]

— Я васъ спрашиваю, кому онъ, чертъ возьми, равенъ! — кричитъ на всю парикмахерскую мосье Жюль, — вамъ, мнѣ? Можетъ быть вамъ? — обращается онъ вдругъ къ почтенному старичку сидящему отъ меня направо.

Старичокъ какъ будто только ждетъ сигнала. Высунувъ голову изъ пеньюара, онъ всѣмъ корпусомъ поворачивается въ нашу сторону.

— Какъ жаль, что я не засталъ здѣсь вашего пріятеля, — говоритъ онъ хозяину, — я бы позвалъ его на чашку чая и кстати угостилъ рѣдкой сейчасъ книгой…

И видя, что я насторожился, онъ спокойно продолжалъ:

— Эта книга вышла спустя мѣсяцъ послѣ Парижской коммуны 1871 года и написана Луи Эно, другомъ моего отца. Называется она «Paris brûlé par la Commune». [2]

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи Посторонній. Кто побѣдитъ? Маленькій экскурсъ въ прошлое отключены

П. Муратовъ. О русской арміи

Неотразимый полемистъ «Послѣднихъ Новостей», вновь поминаюшій «г. Муратова» въ своихъ разсужденіяхъ о «Красной арміи», явно желаетъ лишить меня удовольствія вести съ нимъ письменныя бесѣды. Въ самомъ дѣлѣ, какой можетъ «выйти разговоръ» съ человѣкомъ, который «по всѣмъ правиламъ полемики» за васъ думаетъ и за васъ говоритъ то, чего вы не думаете и не говорите, «Любовь», которая велитъ положить жизнь «за други» и потому является движущей силой арміи, это, послѣ его «полемической» подстановки, оказывается «любовью» къ отцамъ командирамъ», и къ «вождямъ царскаго корня». И разумѣется, такая любовь — «мистика», которая «разлетится въ куски отъ разрывовъ современныхъ чемодановъ» (недуренъ стиль этихъ словесныхъ «совѣтизмовъ»!) Нѣтъ ужъ, пусть лучше неотразимый полемистъ сохранитъ свои столь яркіе образы для бесѣды… съ самимъ собой или съ г. Талинымъ, съ которымъ ему есть о чемъ поспорить. Въ самомъ дѣлѣ, ему и послѣ статьи г. Талина «не трудно отвѣтить утвердительно», что красная армія — это русская армія. А вотъ г. Талину это совсѣмъ не такъ не трудно. Увы, приходится еще разъ сказать «комплиментъ» г. Талину, не дожидаясь его обѣщанія отвѣтить мнѣ тѣмъ же, когда я напишу что-нибудь «объ итальянскомъ искусствѣ» (Скажу кстати, что я охотно писалъ бы больше объ итальянскомъ искусствѣ, если бы г. Талинъ и его коллега по «Послѣднимъ Новостямъ» меньше касались бы русской арміи). Комплиментъ же состоитъ въ томъ, что онъ необычайно точно опредѣлилъ истинное положеніе вещей, назвавъ красную армію «нынѣшней арміей того нынѣшняго государства, въ которомъ живутъ люди, именующіе себя русскими». Это совершенно правильно, и г. Талинъ вполнѣ добросовѣстно ставитъ вопросъ: можетъ ли онъ считать со своей собственной точки зрѣнія такую армію «русской*. И рѣшаетъ онъ этотъ вопросъ отнюдь не «безъ труда». По его мнѣнію «съ точки зрѣнія монополистовъ патріотизма, марковскихъ послѣдователей и послѣдышей, націоналъ-максималистовъ и махровыхъ націоналистовъ красная армія несомнѣнно становится все болѣе и болѣе „русской“ (въ кавычкахъ), и это обстоятельство нѣсколько пугаетъ назвать ее „русской“ безъ кавычекъ». Онъ не скрываетъ отъ насъ своихъ опасеній «эволюціи русской арміи въ сторону такой русскости» и единственно, что все же заставляетъ его «лично» считать красную армію до нѣкоторой степени русской, это то, что «нынѣшняя армія Россіи состоитъ на 80 проц. изъ русскихъ крестьянъ, набираемыхъ въ порядкѣ всеобщей и обязательной воинской повинности». Отъ этой осторожно опредѣленной «нынѣшней арміи Россіи» далеко до категорическихъ утвержденій его коллегъ, что «красная армія есть уже русская армія».

Обмѣниваться мнѣніями съ г. Талинымъ о томъ, что такое русская армія, пожалуй, и безполезно. Слово «русскій» его рѣшительно пугаетъ и вызываетъ въ немъ мрачныя реминесценціи. И «русскость», по его мнѣнію, это какое то ужасное качество, оцѣниваемое лишь тѣми страшными личностями, списокъ которыхъ съ его словъ я выше привелъ. Такое отношеніе къ слову «русскій» для меня не ново, и не г. Талинымъ оно выдумано. Помню, тринадцать лѣтъ тому назадъ (во время войны!) милѣйшіе русскіе люди, редактировавшіе «Русскія Вѣдомости», вычеркнули изъ какой-то моей безобидной статьи всѣ упоминанія о «русскомъ человѣкѣ». Что-то имъ мерещилось въ этомъ словѣ «русскій», чуть ли не отъ «Союза Русскаго Народа», и я не удивился бы если бы даже названіе ихъ собственной газеты показалось имъ тогда нѣсколько «погромнымъ». Но г. Талинъ меня удивляетъ теперь, ибо я все-таки думалъ, что хотя бы цѣной страшныхъ испытаній, выпавшихъ на долю всего русскаго, слово «русскій» достаточно «реабилитировано» даже въ глазахъ г. Талина…

А вмѣстѣ съ тѣмъ, есть вѣдь и очень простой «критерій» для оцѣнки съ личной его и съ личной моей точки зрѣнія, оказывается ли красная армія русской арміей, то есть иначе говоря и нашей съ нимъ арміей, ибо вѣдь оба мы, какъ ни какъ русскіе литераторы, (а если нѣтъ, то кто же мы такіе?) Если это была бы дѣйствительно наша армія, то по первому призыву въ нее мы исполнили бы нашъ долгъ. Но я не думаю, чтобы мы съ нимъ это сдѣлали.

П. Муратовъ.
Возрожденіе, №1060, 27 апрѣля 1928

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи П. Муратовъ. О русской арміи отключены

Советская речь

Немного о том, чем отличается советский язык от русского.

Из недавнего заявления одного чиновника (в сокращении):

«Этот элемент повышения безопасности продемонстрирован в той ситуации, которая сейчас сложилась. Намечается такая ярко видимая ситуация, что именно недостатки привели к тем двум катастрофам, которые произошли».

Разберем эту безумную речь.

— Элемент продемонстрирован.

— Продемонстрирован в ситуации.

— Не просто в «ситуации», но в «той, которая сложилась», то есть несложившиеся «ситуации» оратор не учитывает.

— Ситуация, далее, «намечается». Карандашом? Перед окончательным обводом тушью?

— И не просто «ситуация», но «ярко-видимая» (бывают темно-видимые) и вообще «такая, что».

— Какая, что? Такая, что «именно недостатки» (и никак не достоинства, на что особо обращают наше внимание) «привели».

— Привели к чему? К «тем двум катастрофам» (сказать «к катастрофам» — слишком просто, роняет достоинство говорящего).

— Причем не просто к «тем двум катастрофам» (предмет речи уже указан), но (тешем кол на голове слушателя) «катастрофам, которые произошли». Тем, тем, тем, которые… Вы еще не поняли? Я повторю.

Этого человека (и многих других, получивших полуобразование) надо учить русской речи заново. А советскую заставить забыть. Да как?

Просмотров: 1

Рубрика: Блог | Метки: , | Комментарии к записи Советская речь отключены

А. Ренниковъ. Самоваръ

Чѣмъ былъ раньше для насъ самоваръ? Простой, заурядной, обыденной вещью, на которую ни мы сами, ни наши гости никогда не обращали вниманія.

Подавала его у насъ Феня безъ всякой торжественности. Уносила тоже безъ особенной помпы. И никому не приходило съ голову при видѣ его впасть въ экстазъ, любовно похлопать во блестящимъ бокамъ, благоговѣйно спросить:

— Гдѣ раздобыли? За сколько?

А между тѣмъ, помню… тотъ, петербургскій, былъ настоящимъ красавцемъ. Высокій, стройный, сверкающій свѣжестью никеля, съ хорошо поставленнымъ голосомъ, чудесно выводившій заунывныя восточныя пѣсни и въ долгіе зимніе вечера и въ короткія бѣлыя ночи.

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Самоваръ отключены

Ф. Кюмон: культ и магия у египтян

У египтян ритуал имел значение, далеко превосходившее то, которое мы приписываем ему сегодня. Он обладал и собственной силой воздействия, а к ней еще и другими силами, которые зависели от намерений его совершителя. Эффективность молитвы зависела не от внутреннего расположения верующего, а от точности слов, жестов и интонаций. Отличие культа от магии не было отчетливым. Если призывать божество, точно следуя установленному порядку, главное, если уметь произносить его подлинное имя, оно принуждается к тому, чтобы действовать согласно воле своего служителя. Священные слова являются заклинанием, которое обязывает высшие силы подчиниться священнику, что и является целью, которую он преследует. Познав богослужение, человек приобретал огромную власть над миром духов. Порфирий удивляется и негодует по поводу того, что в своих молитвах египтяне иногда отваживаются угрожать своим богам. Во время освящений призыв жреца принуждал их одушевлять свои статуи, и, таким образом, его голос создавал богов, подобно тому как в начале сотворил мир всемогущий голос Тота.

Ф. Кюмон. Восточные религии в римском язычестве

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Ф. Кюмон: культ и магия у египтян отключены