Начало

«О прошлом и настоящем распространено два мнения, и оба ложные: будто в прошлом не было зол, известных современности — и будто все зло осталось в прошлом. Последнее убеждение доходит до отождествления зла и истории (болезнь либерального ума). На деле прошлое и настоящее сотканы из одного материала; вопрос в соотношении частей. Другое заблуждение говорит: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это неверно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имеет единственного числа. Прошедших много. Для живущих речь не о „приятии фактов“, но о выборе наследства, линии преемственности. Прошлое передает настоящему (а настоящее — будущему) целый пучок таких линий. И кто беспокоится о своем будущем, должен правильно выбрать себе прошлое».

Из моих книг. Читать дальше

Привет вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здесь — мои книги (их можно загрузить в интернете; отрывки можно прочитать прямо на сайте). Здесь фотогалерея — люблю фотографировать город…

В ноябре 2017-го на сайте снова появился блог. Вернулся, после долгого перерыва, и раздел о русском дореформенном правописании (так называемой «старой орфографии»), сменилось (на некоторое время) и правописание. С вопросом, почему я не считаю орфографию  Фортунатова-Луначарского удачным приобретением — сюда.

Коротко о разделах блога. В Круге чтения — выписки из прочитанных книг или статей. В Прессе первой эмиграции — статьи из русской свободной печати 20 — 30-х годов. Пособия по традиционной орфографии — в одноименном разделе.

Тимофей Шерудило

P. S. По поводу публикаций на сайте. Тексты сохраняют правописание первоисточника: советское, или традиционное, или традиционное упрощенное (без ера). Короткие цитаты приводятся приводились к традиционной орфографии.

Просмотров: 349

Рубрика: Блог | Комментарии к записи Начало отключены

Украденныя названія русскихъ городовъ

По поводу мелькнувшаго недавно въ фельетонѣ А. Ренникова Баталпашинска. Это названіе исчезло съ карты в 30-е годы, когда большевики дѣятельно переименовывали русскіе города, особенно охотно — на иноязычный ладъ. Приведу краткій (что вспомнилось) списокъ городовъ с украденными и не возвращенными названіями.

Баталпашинскъ — «Черкесскъ».
Вятка — «Кировъ».
Екатеринодаръ — «Краснодаръ».
Екатеринославъ — «Днѣпропетровскъ/Днѣпръ».
Новониколаевскъ — «Новосибирскъ».
Петровскъ — «Махачкала».
Симбирскъ — «Ульяновскъ».
Ставрополь-на-Волгѣ — «Тольятти».
Обдорскъ — «Салехардъ».
Романовъ-на-Мурманѣ — «Мурманскъ».
Усть-Сысольскъ — «Сыктывкаръ».
Царицынъ — «Волгоградъ».

Просмотров: 0

Рубрика: Блог | Метки: , , | Комментарии к записи Украденныя названія русскихъ городовъ отключены

Изъ прошлаго Сталина

Въ редакцію «Шанхайской Зари» явился бывшій эсеръ, нынѣ оперный пѣвецъ Н. И. Каргановъ, который въ 1911 году находился въ ссылкѣ вмѣстѣ съ нынѣшнимъ диктаторомъ совѣтскаго союза.

Г. Каргановъ заявилъ, что онъ съ большимъ интересомъ прочелъ напечатанные въ «Возрожденіи» очерки Б. Бажанова о красномъ диктаторѣ Москвы и хочетъ пополнить ихъ своими личными воспоминаніями.

Приводимъ нѣсколько выдержекъ изъ разсказовъ г. Карганова.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи Изъ прошлаго Сталина отключены

В. Буркерт о клятве

Религия, мораль и вообще социальное устройство в инсти­туте клятвы неразделимы как звенья одной цепи. Функция клятвы — подтвердить абсолютную обязательность высказывания, касается ли оно прошлого, или является изъявлением воли и направлено в буду­щее. Исключительное значение это имеет в бесписьменных культу­рах, когда в качестве доказательства нельзя прибегнуть ни к подпи­си, ни к каким-либо документам. Но и в высокоразвитых культурах древности письменность лишь постепенно вытесняет клятву, и это вы­теснение никогда не бывает окончательным.«Клятва — вот чем дер­жится демократия».

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Буркерт о клятве отключены

В. Буркерт: “шанс политеизма охватить многообразие действительности, не закрывая глаза на противоречия…”

Человек должен лавиро­вать между множеством требований и необходимостей; благочестие есть ум и «осторожность». Как раз в этом, однако же, и состоит шанс политеизма охватить многообразие действительности, не закрывая глаза на противоречия и не будучи поставленным перед необходимо­стью усиленного отрицания какой-либо из ее частей. Человеку даже остается свободное пространство по ту сторону удовлетворенных тре­бований; поэтому у греков закон и этика могли развиваться как че­ловеческая «мудрость», независимо и одновременно в согласии с бо­гом; высказывания мудрецов и закон высекались на стенах храмов и тем не менее всегда считались человеческим дерзанием, а не божествен­ным откровением.

В. Буркерт. Греческая религия. Архаика и классика

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Буркерт: “шанс политеизма охватить многообразие действительности, не закрывая глаза на противоречия…” отключены

Б. Бажановъ. Замѣтки бывшаго помощника Сталина. ГПУ

На что обращено главное вниманіе всѣхъ ушей и глазъ ГПУ?

Прежде всего на денежныя траты жителей. Вѣдь представитель зажиточнаго класса почти всегда врагъ совѣтскаго строя. Поэтому съ величайшей тщательностью слѣдитъ ГПУ за всѣми денежными тратами частныхъ лицъ, отыскивая этимъ путемъ враговъ. Это не такъ трудно: въ совѣтской Россіи больше 225-300 рублей въ мѣсяцъ почти никто не зарабатываетъ, каждая затрата въ 20-30 рублей бросается въ глаза. Если вы прошлись во улицѣ въ хорошемъ костюмѣ, вы можете быть увѣрены, что за вами начнется слѣжка.

Всѣ счета въ ресторанахъ пишутся съ копіей, причемъ одинъ экземпляръ получаетъ платящій по счету, а другой экземпляръ счета идетъ въ ГПУ. И если вы пошли въ ресторанъ и истратили больше, чѣмъ 5-10 рублей, ГПУ уже будетъ знать, что у васъ есть деньги, и не успокоится до тѣхъ поръ, пока не выяснитъ источника ихъ полученія.

Между прочимъ, на незнаніи такихъ мелочей всегда проваливается иностранный шпіонажъ въ совѣтской Россіи.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи Б. Бажановъ. Замѣтки бывшаго помощника Сталина. ГПУ отключены

А. Ренниковъ. Изъ дневника будущаго. 8. Эмигранты устраиваются

3 мая 193* года.

Общежитія для бѣженцевъ уже опустѣли. Всѣ нашли квартиры, обставились, многіе получили назначенія въ провинцію, уѣхали къ мѣсту службы.

Нѣсколько всѣмъ извѣстныхъ, уважаемыхъ эмигрантовъ вызвано Евтихіемъ Сидоровымъ въ Москву для участія въ Высшемъ Національномъ Совѣтѣ. Одинъ бѣженецъ назначенъ министромъ иностранныхъ дѣлъ, другой — помощникомъ (не товарищемъ!) <министра> путей сообщенія. А нѣкоторые бѣлые военачальники отправились въ Москву, получивъ высшія назначенія для укрѣпленія завоеваній контръ-революціи.

Именъ этихъ лицъ приводить, конечно, не буду. Во-первыхъ, ихъ всѣ знаютъ; во-вторыхъ, во вчерашнемъ номерѣ петербургскихъ газетъ, въ отдѣлѣ правительственныхъ распоряженій и назначеній, фамиліи ихъ перечислены, а въ текстѣ помѣщены фотографіи и краткія біографическія свѣдѣнія.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Изъ дневника будущаго. 8. Эмигранты устраиваются отключены

В. Буркерт: «Люди испытывают в богах потребность совсем иного рода, нежели та, которую боги испытывают в отношении их»

Люди испытывают в богах потребность совсем иного рода, нежели та, которую боги испытывают в отношении их; они живут на­деждой на ответную дружественность, charis: «Хорошо даровать бес­смертным положенные дары», боги явят свою признательность. На это нельзя, впрочем, твердо рассчитывать. Пускай с ритуалом связаны ожи­дания, что он повлечет за собой некие действия — гомеровские боги могут, не объясняя причин, также сказать «нет». Когда ахейцы прино­сят искупительную жертву ради избавления от чумы, Аполлон «вни­мает» молитве жреца, «радуется» обрядовому пению, беда отступает. Но вот ахейцы, отправляясь на битву — для чего им откровенно пона­добился ниспосланный богами сон — приносят жертву бессмертным, и «Зевс принимает жертвенные дары, однако готовит им незавидную участь». Илионские жены под предводительством царицы возлагают в храме Афины на колени богине пеплос и молят сломать копье Дио­меда; «но Паллада Афина отклонила», кратко и холодно. Человек не мог быть полностью уверен в своих богах. Тому, кто поднялся слиш­ком высоко, тем более грозила гибель: такова «зависть богов».

В. Буркерт. Греческая религия. Архаика и классика

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Буркерт: «Люди испытывают в богах потребность совсем иного рода, нежели та, которую боги испытывают в отношении их» отключены

А. Ренниковъ. Изъ дневника будущаго. 7. Общее политическое положеніе

Отъ редактора. — Первые фельетоны изъ серіи здѣсь не публиковались. Гдѣ-то съ сентября по декабрь 1928 г. Ренниковъ началъ описывать въ «Дневникѣ будущаго» освобожденную отъ большевиковъ Россію, но къ сожалѣнію, на сайтѣ Принстонскаго университета (благодаря которому эти публикаціи стали возможны) номеровъ Возрожденія за указанные мѣсяцы нѣтъ.


6 апрѣля 193* года.

Всѣ города Центральной Россіи, судя по приведенной въ газетѣ сводкѣ, уже съ самаго начала контръ-революціи радостно поддержали новую власть. Сибирь тоже безболѣзненно ликвидировала большевиковъ. Только одинъ отрядъ коммунистовъ, вмѣстѣ съ бѣжавшими изъ Европейской Россіи отвѣтственными работниками, окопался въ Туруханскомъ краѣ и до сихъ поръ не хочетъ сдаваться. Представители арміи предлагаютъ Евтихію Сидорову покончить съ этимъ гнѣздомъ силой оружія, но Евтихій не соглашается. На докладной запискѣ по данному случаю имъ поставлена слѣдующая резолюція:

«Пущай живутъ тамъ, на коммунистической базѣ, посмотримъ, что выйдетъ. Устроить только хорошій кордонъ, чтобы не шныряли».

Многіе изъ уцѣлѣвшихъ отъ народнаго гнѣва коммунистовъ бѣжали заграницу, и конечно, недурно устроятся. Однако, кое-гдѣ въ центральныхъ губерніяхъ до сихъ поръ бродятъ шайки красно-бандитовъ, скрывающихся въ лѣсахъ и нападающихъ на поѣзда. Самыя крупныя балды возглавляются чекистами Рожинскимъ, Лисовскимъ, Менжинскимъ и Ягодой. Крестьяне сами, не ожидая помощи со стороны воинскихъ частей, организуютъ конные разъѣзды, устраиваютъ на бандитовъ внезапныя облавы и жестоко расправляются.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Изъ дневника будущаго. 7. Общее политическое положеніе отключены

В. Буркерт о «демонах»

Этимо­логия выглядящего совсем по-гречески слова daimon опять же не на­ходит однозначного толкования. Тем не менее очевидно: в древних примерах употребления не заложено ни подчиненного положения по отношению к «богам» — как низших к высшим, — ни «демоническо­го» характера «даймона», ни тем более смысла «дух». В «Илиаде» «daimones» могут называться собравшиеся на Олимпе боги; Афродита предводительствует Елене в виде «даймона». Герой может устремить­ся «наподобие даймона» и одновременно именоваться «богоравным», isotheos. В то же время, демоны, вылетающие из бочонка Пандоры, персонифицируются как «болезни», nousoi, и к ним слово daimones не применяется; несущие смерть злые духи, keres, зовутся theoi — так же, как и эринии у Эсхила. Помешательство — тоже дело рук «бога». Daimon обозначает не какую-то разновидность божественных существ, а своеобразный способ действия.

Ведь «daimon» и «theos» никогда нельзя и просто поменять места­ми. Яснее всего это видно на примере часто встречающегося в эпосе обращения к человеку: daimonie, — в нем заключен скорее упрек, чем похвала, так что оно никак не может означать «божественный»; к та­кому обращению прибегают, когда говорящий не понимает, что дела­ет другой и почему. Daimon — это неведомая сила, то, что движет че­ловеком, когда не получается назвать реальную причину его действий. Человек осознает, что его словно бы несет по течению — действия со­вершаются «с даймоном», syn daimoni; другой раз все обращается про­тив него — он стоит «против даймона», pros daimona, особенно если противника любит какой-нибудь «бог». Так же может описываться и болезнь: на человека «накинулся» «ненавистный даймон»; «боги», theoi, в этом случае — те, кто его спасает. Любой бог может действо­вать как daimon; не в каждом действии возможно распознать бога. Daimon — скрытое лицо божественного действия. Ни изображений дай­мона, ни культа не существует. Таким образом, daimon оказывается как раз необходимым дополнением пластического, личностного, пер­сонифицирующего «гомеровского» восприятия богов; он «покрывает» неудобный остаток, который ускользает от того, чтобы принять оп­ределенный облик или быть названным.

В. Буркерт. Греческая религия. Архаика и классика

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Буркерт о «демонах» отключены

Горькій-пушкиніанецъ

«Ком. Правда» сообщаетъ, что въ недавно вышедшей книгѣ Максима Горькаго «Рабселькорамъ и военкорамъ о томъ, какъ я учился писать», напечатано: «Мои неудачи всегда заставляютъ меня вспоминать горестныя слова Пушкина:«Нѣтъ на свѣтѣ мукъ сильнѣе муки слова». Дальше говорится: «Холоденъ и жалокъ нищій нашъ языкъ, — сказалъ Пушкинъ въ минуту отчаянія».

Приписываемыя Пушкину слова въ дѣйствительности принадлежатъ Надсону. Поэтому «Ком. Правда» слѣдующимъ образомъ заканчиваетъ свою замѣтку:

«По словамъ Горькаго, слова необходимо употреблять съ точностью самой строгой. — Мы думаемъ, что самыя точныя слова здѣсь будутъ: произошла досадная ошибка, о чемъ съ прискорбіемъ извѣщаются рабселькоры и военкоры».

Возрожденіе, №1313, 5 января 1929

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи Горькій-пушкиніанецъ отключены