Начало

«О прошлом и настоящем распространено два мнения, и оба ложные: будто в прошлом не было зол, известных современности—и будто все зло осталось в прошлом. Последнее убеждение доходит до отождествления зла и истории (болезнь либерального ума). На деле прошлое и настоящее сотканы из одного материала; вопрос в соотношении частей. Другое заблуждение говорит: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это неверно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имеет единственного числа. Прошедших много. Для живущих речь не о „приятии фактов“, но о выборе наследства, линии преемственности. Прошлое передает настоящему (а настоящее—будущему) целый пучок таких линій. И кто беспокоится о своем будущем, должен правильно выбрать себе прошлое».

Из моих книг. Читать дальше

Привет вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здесь — полные тексты моих книг. Здесь фотогалерея — люблю фотографировать город…

В ноябре 2017-го на сайте снова появился блог. Вернулся, после долгого перерыва, и раздел о русском дореформенном правописании (так называемой «старой орфографии»), сменилось (на некоторое время) и правописание. С вопросом, почему я не считаю орфографию  Фортунатова-Луначарского удачным приобретением — сюда.

Коротко о разделах блога. В Круге чтения — выписки из прочитанных книг или статей. В Прессе первой эмиграции — статьи из русской свободной печати 20—30-х годов. Пособия по традиционной орфографии — в одноименномъ разделе.

Тимофей Шерудило

P. S. По поводу публикаций на сайте. Тексты сохраняют правописание первоисточника: советское, или традиционное, или традиционное упрощенное (без ера). Короткие цитаты приводятся приводились к традиционной орфографии.

Просмотров: 16

Рубрика: Блог | Комментарии к записи Начало отключены

П. Муратовъ. Запретныя слова

Мнѣ помнится разговоръ въ чертежной пятаго курса Института Инженеровъ Путей Сообщенія. Я и мой пріятель К., оба кончающіе студенты, вычерчивали какіе-то послѣдніе проекты. «Какъ хорошо будетъ не слышать никогда больше этихъ глупыхъ словъ — меньшевики, большевики», сказалъ К. Что за бездарная, въ самомъ дѣлѣ, кружковщина создала на одинъ день эти нелѣпыя клички въ сектантсткихъ распряхъ какого-то марксистскаго «съѣзда». Особенно жалкимъ вздоромъ казалось это въ ту весну — въ весну 1904 года, въ дни гибели Макарова и перваго неудачнаго для насъ сухопутнаго боя при Тюренченѣ. И К., и я, мы оба были сначала дѣятельными участниками революціонно-студенческаго «движенія» и оба отошли отъ него. Война съ Японіей отрезвила насъ окончательно. Но какъ жестоко ошиблись мы относительно судьбы этихъ безсмысленныхъ словъ — меньшевикъ, большевикъ*), словъ, которыя стыдно писать и произносить даже самимъ теперешнимъ «меньшевикамъ» и «большевикамъ». Нѣтъ, видно, у словъ есть своя странная и особенная судьба, и она не зависитъ даже отъ того, удачно или неудачно (ужъ чего неудачнѣе) было однажды сказано слово. Да и слово такой фантастической судьбы, какъ слово «большевикъ», перестаетъ быть, въ сущности, человѣческимъ разумнымъ словомъ. Оно становится крикомъ безсмысленнымъ и, однако, очень могушествен нимъ въ силу соединенныхъ съ нимъ разнообразныхъ страстей.

*) Настоящая статья является первой изъ ряда статей, которыя редакція предполагаетъ посвятить вопросамъ россійской національной культуры. Въ ближайшіе дни будутъ напечатаны статьи А. Салтыкова.

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи П. Муратовъ. Запретныя слова отключены

Провалъ совѣтской школы

Узнаваемо?..


«Комсомольская Правда» въ номерѣ 195 опубликовала выдержки изъ протокола объединеннаго засѣданія пріемочныхъ комиссій въ высшія учебныя заведенія. Газета озаглавила свою статью: «Митрофанушки остались за бортомъ».

Помѣщенные въ ней матеріалы представляютъ собой не что иное, какъ смертный приговоръ всей совѣтской школѣ.

Окончившіе 7-ми и 9-тилѣтнія совѣтскія школы давали на экзаменахъ слѣдующіе отвѣты:

— Кто такой «Мѣдный Всадникъ» Пушкина?

— Гонецъ отъ Кочубея.

Корниловщина — это революціонное движеніе 70-хъ годовъ прошлаго столѣтія.

Государство — послѣдній этапъ коммунизма.

Новая исторія — октябрьская революція.

Средняя — 1905 годъ.

Древняя — Парижская Коммуна.

Вольтеръ — гулящая дѣвица и т. д.

Пушкинъ жилъ въ 18-мъ, у другихъ въ 17-мъ и у нѣкоторыхъ въ 1б-мъ столѣтіяхъ.

Изъ 159 комсомольцевъ, державшихъ испытаніе въ Институтъ Транспорта, выдержало 18.

На совѣщаніи выяснилось, что непосредственно со скамей совѣтской школы въ высшее учебное заведеніе не попалъ ни одинъ человѣкъ. Учащіеся произвели между собою оригинальную анкету, въ результатѣ которой установили, что каждый выдержавшій экзамены, въ среднемъ, затратилъ на репетиторовъ около 300 рублей.

Чему учились они въ школахъ, не знаютъ и сами экзаменаціонныя комиссіи.

Возрожденіе, №822, 2 сентября 1927

Просмотров: 3

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Провалъ совѣтской школы отключены

Л. Т. Осипова о русской и совѣтской литературахъ

«Дореволюціонная литература переносила сознаніе читателя изъ міра неплохой, хотя и не идеальной дѣйствительности, въ міръ случайныхъ изъяновъ и заставляла его жить в этом мірѣ уродливостей.

Совѣтская литература переноситъ сознаніе читателя из міра самой ужасной дѣйствительности [написано не позднѣе 1958. — Т. Ш.] въ міръ фантастическаго и даже не случайнаго благополучія, — ибо при совѣтскомъ режимѣ случайности благополучія невозможны.

Въ первомъ случаѣ читатель приглашался къ исправленію случайностей, во второмъ къ постоянной подмѣнѣ реальности фантастикой. Прививая тяготеніе къ благополучію въ сознаніи, совѣтская литература не имѣетъ никакой возможности исправить реальность. Но тяга къ лучшему остается. Остается стремленіе къ идеалам, которые ничего фантастического в себѣ не заключаютъ. Они вѣдь не Богъ вѣсть какіе недоступные: немножко свободы и немножко личной судьбы. Это, конечно, поначалу, а потомъ все остальное приложится. Только бы начать дышать, хоть не полной грудью, но все же дышать, все же высвободиться изъ-подъ пресса.

Въ царское время люди могли быть счастливы въ реальной жизни, но быть счастливыми въ литературѣ имъ строго воспрещалось — было неприлично. Теперь въ дѣйствительности люди могутъ быть только несчастными, зато въ литературѣ они должны быть обязательно счастливыми!»

Л. Т. Осипова
«Явное рабство и тайная свобода: замѣтки о совѣтской литературѣ»

Просмотров: 16

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Л. Т. Осипова о русской и совѣтской литературахъ отключены

«Совѣтскій Ростовъ»

Въ «Прагеръ Прессе» продолжаютъ печататься корреспонденціи Шрома съ юга Россіи. Въ послѣднемъ номерѣ онъ описываетъ совѣтскій Ростовъ. Поразила его пустота портовыхъ складовъ. Тянутся они на 3 километра. Тутъ склады для зерна, для растительнаго масла, для строительныхъ матеріаловъ и т. д. Всѣ они пусты, замки заржавѣли, точно ихъ годами не открывали. Лишь въ трехъ мѣстахъ набережной накрытыя брезентами лежали кучи мѣшковъ съ зерномъ. Назначеніе его на Кавказъ — значитъ не заграницу. Торговля съ заграницей почти что замерла въ Ростовѣ. Въ порту стоятъ всего 5 спеціально товарныхъ пароходовъ, но это все суда каботажнаго плаванія для курсированія между совѣтскими гаванями. Во всемъ порту ни одного чужого судна, ни одного судна даже, которое брало бы товары съ назначеніемъ заграницу. Здѣсь особенно ясно, говоритъ Шромъ, насколько торговля Россіи съ внѣшнимъ міромъ отстала отъ довоеннаго времени — едва ли она достигаетъ 40 проц.

Въ городѣ никакихъ существенныхъ улучшеній и даже возстановительныхъ работъ не произведено. Единственно, что возстановлено — это желѣзнодорожный мостъ черезъ Донъ. Жилищныя условія въ городѣ необыкновенно тяжелы. Вообще Ростовъ производитъ впечатлѣніе запущеннаго города. Очевидно нѣтъ средствъ для того, чтобы держать въ порядкѣ дома, тротуары, дворы. Единственное исключеніе — главная улица, теперь улица Фридриха Энгельса. Она производитъ впечатлѣніе нормальной улицы большого города и выдѣляется чистотой домовъ и… яркимъ карминомъ на губахъ дамъ. По мнѣнію Шрома, нигдѣ такъ широко не потребляютъ краску для губъ, какъ въ Ростовѣ.

Возрожденіе, №766, 8 іюля 1927

Просмотров: 7

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи «Совѣтскій Ростовъ» отключены

М. Бойсъ о зороастризмѣ и исламѣ

На болѣе глубинномъ уровнѣ обращеніе <зороастрійца въ исламъ> означало смѣну дуалистической религіи, заключавшейся въ почитаніи мудраго Существа, дѣйствія котораго были полностью справедливы и доступны пониманію, на вѣру, требовавшую подчиненія непостижимому, всемогущему Богу, велѣнія и намѣренія котораго оставались за предѣлами человѣческаго разумения. Это коренное отличіе мусульманскаго и зороастрійскаго богословія отражается въ манерахъ моленія: если зороастріецъ стоитъ выпрямившись передъ милостивымъ Господомъ, то мусульманинъ падаетъ передъ Аллахомъ на колѣни, касаясь земли лбомъ.

М. Бойсъ. „Зороастрійцы. Вѣрованія и обычаи“

Просмотров: 6

Рубрика: Круг чтения | Метки: , , | Комментарии к записи М. Бойсъ о зороастризмѣ и исламѣ отключены

Судъ надъ побѣжденными

«Много написано западными учеными о предполагаемой безплодности зороастризма въ то время, и часто создается такое впечатлѣніе, что к ѴII столѣтію эта древняя религія была настолько мумифицирована обрядностью и формализмомъ, что потребовался лишь одинъ ударъ меча завоевателей, чтобы уничтожить ее. Такое толкованіе въ значительной степени обязано, однако, предубеждениіямъ, возникшимъ благодаря послѣдующей окончательной побѣдѣ ислама. Несомнѣнно, и средневѣковое христіанство было бы истолковано аналогичнымъ образомъ, если бы сарацины и турки сумѣли покорить Европу».

М. Бойсъ. «Зороастрійцы. Вѣрованія и обычаи»

Да, и по той же логикѣ гг. историки хоронили императорскую Россію. Судъ надъ побѣжденными немилосерденъ.

Просмотров: 5

Рубрика: Круг чтения | Метки: , , | Комментарии к записи Судъ надъ побѣжденными отключены

А. Немиринъ. Урокъ націонализма

Фактъ, о которомъ я хочу разсказать въ назиданіе забывающимъ Россію и приспосабливающимся къ чужимъ вкусамъ, имѣлъ мѣсто въ одной изъ родственныхъ намъ странъ.

Незадолго до послѣдней Крымской эвакуаціи, въ эту страну было эвакуировано одно изъ русскихъ учебныхъ заведеній, которое благодаря гуманному и чуткому отношенію благороднаго правительства и до сихъ поръ сохранило свой русскій укладъ, родной языкъ и методы русскаго воспитанія.

Воспитанники этого училища, по окончаніи его, большей частью поступаютъ въ высшія учебныя заведенія какъ внутри страны, такъ и заграницей, гдѣ и идутъ первыми учениками, а меньшая часть, не получившая стипендій и не имѣющая средствъ продолжать дальнѣйшее высшее образованіе, принимаетъ подданство и поступаетъ въ военное училище.

Въ результатѣ этого, между русскимъ учебнымъ заведеніемъ и военнымъ училищемъ страны установилась прочная, теплая и родственная связь и, не такъ давно, когда русская школа праздновала юбилей своего многолѣтняго существованія, начальникъ военнаго училища, предоставивъ казенный вагонъ и трехдневный отпускъ, отправилъ всѣхъ бывшихъ воспитанниковъ русской школы, кромѣ двухъ наказанныхъ — въ гости на юбилей.

— А почему не пріѣхали X и Y? — задали юноши вопросъ своимъ старшимъ товарищамъ. А тѣ и отвѣчаютъ: X наказанъ за незначительный мальчишескій проступокъ, а вотъ Y — за то, что на заданное сочиненіе: «Лучшій день вашей жизни», написалъ : «Лучшій день моей жизни, это день моего перехода въ подданство и принятія мною присяги на вѣрностъ службы Его Величеству <Королю сербовъ, хорватовъ и словенцевъ>»…

Начальникъ училища положилъ на его сочиненіи резолюцію: «Подлецъ» и оставилъ многообѣщающаго мальчика безъ отпуска.

Слава Богу, что изъ всѣхъ и очень многихъ — нашелся только одинъ «многообѣщающій».

А. Немиринъ
Возрожденіе, №761, 3 іюля 1927

Просмотров: 7

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи А. Немиринъ. Урокъ націонализма отключены

Genius loci. Рождение святыни

Руководящее мировоззрение наших дней имеет в основе веру в механизм. Механически понимаются человек, жизнь… Непредсказуемость, свобода из такого мировоззрения почти изъяты. Саму ткань человеческих отношений (в основе иррациональную) хотят заменить набором «разумно обоснованных» правил…  Цель, собственно говоря, не новая. Этой целью задавалась недавно (по историческим маркам) русская революция; теперь ее поставил «передовой Запад».

Трудность в том, что вселенной безразлично, как ее понимают, а вот жизнь и человеческая природа механистическому пониманию противятся, и побороть их сопротивление можно только запугиванием. Жизнь течет по своему извилистому руслу и, сколько ее ни спрямляй, упрямо заворачивает в сторону. Выпрямить ее пути можно только насилием: угрозой, доносом, террором. Жизнь хочет быть неразумной, это ее наибольшее желание.

Читать далее

Просмотров: 26

Рубрика: Мои книги. Очерки (2018) | Метки: , , | Комментарии к записи Genius loci. Рождение святыни отключены

А. Яблоновскій. Обожаемый тиранъ

Обожаемый тиранъ

Было время, когда Бернаръ Шоу, изъ чистѣйшаго снобизма, очень хвалилъ совѣты и совѣтскія «достиженія».

И всѣ говорили, что г. Шоу нарочно гладилъ бѣшеную собаку, чтобы заставить говорить о себѣ.

Потомъ это надоѣло Бернару Шоу и онъ сталъ на чемъ свѣтъ стоитъ бранить совѣты и смѣяться надъ ними.

И всѣ опять говорили, что г. Шоу по примѣру Алкивіада, отрубилъ хвостъ своей собакѣ, чтобы дать пищу для новыхъ разговоровъ.

Теперь г. Бернаръ Шоу расхвалилъ въ пухъ и прахъ Муссолини и назвалъ его «обожаемымъ тираномъ».

Это тоже сдѣлано, конечно, изъ снобизма. Но въ Москвѣ «обожаемаго тирана» приняли всерьезъ и совѣтскіе журналы поспѣшили поднять г. Шоу на рога и объявили его «малоинтеллигентнымъ мѣщаниномъ»…

Читать далее

Просмотров: 13

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , | Комментарии к записи А. Яблоновскій. Обожаемый тиранъ отключены

Н. Нордовъ. Революція отъ поцѣлуя

Европейская печать полна извѣстіями объ успѣхахъ въ Китаѣ большевизма и различныхъ военныхъ столкновеніяхъ. Но она совершенно умалчиваетъ о рѣшительной побѣдѣ, которую за послѣднее время одержалъ въ Поднебесной Республикѣ (если только можно ее такъ назвать) другой, гораздо болѣе безобидный продуктъ европейской культуры — поцѣлуй.

Если бы не интересъ къ этому дѣлу американской кино-промышленности, мы, вѣроятно, такъ ничего и не узнали бы объ этой новѣйшей страницѣ исторіи китайскаго развитія.

Но отрицаніе поцѣлуя китаянками и правительствомъ (значитъ, по-видимому, и китайцами) мѣшало распространенію на Востокѣ американскихъ фильмъ и потому постоянно привлекало вниманіе американскихъ журналистовъ.

Однимъ изъ главныхъ проводниковъ поцѣлуя въ Китаѣ несомнѣнно является покойный Валентино. Его картины были настолько популярны, что ставились безъ цензуры и, такимъ образомъ, этотъ диковинный европейскій обычай проникъ на китайскую сцену.

Какъ сообщаютъ кино-репортеры, сначала возмущенный, затѣмъ заинтересованный и, наконецъ, побѣжденный Китай пошелъ такъ далеко, что разрѣшилъ г-жѣ Мами-Ли — одной изъ китайскихъ современныхъ кино-«звѣздъ» ввести въ ея репертуаръ «поцѣлуй души», который, по отзывамъ спеціалистовъ, долженъ длиться не менѣе 25 секундъ.

Обнадеженная этимъ успѣхомъ Мами-Ли въ своей новой картинѣ «Двѣ женщины въ домѣ» думаетъ не только широко использовать поцѣлуй, но и пойти дальше и познакомить китайскую публику съ широко распространеннымъ въ Америкѣ и совершенно неизвѣстнымъ въ Китаѣ легкимъ ухаживаніемъ — флиртомъ.

Пожалуй, это единственная область европейской культуры, въ которой Китай значительно опередилъ свою сосѣдку Японію.

Страна Восходящаго Солнца также заинтересована поцѣлуемъ, но не въ такой степени какъ Китай, да и японскія власти гораздо строже китайскихъ.

За одинъ прошлый годъ японскіе цензоры вырѣзали изъ картинъ 800.000 футовъ ленты со сценами поцѣлуевъ.

«Поцѣлуй»,—заявилъ начальникъ Токійской полиціи,—«обычай совершенно чуждый Востоку. Онъ нарушаетъ чувство скромности, некрасивъ, неизященъ и можетъ даже способствовать распространенію болѣзней».

Однако хорошо освѣдомленные мѣстные круги увѣряютъ, что и въ Японіи побѣда поцѣлуя—вопросъ времени.

На первый взглядъ все это можетъ показаться не особенно важнымъ. Но кто, какъ напримѣръ, миссіонеры, внимательно слѣдитъ за китайской внутренней жизнью, утверждаетъ, что среди причинъ распространенія въ Китаѣ революціоннаго духа американскія фильмы, а также и новѣйшіе танцы, играютъ видную роль.

Безчисленныя танцевальныя залы Шанхая, съ ихъ свободными отношеніями и шумнымъ жазъ-бандомъ, много способствуютъ разложенію старыхъ китайскихъ нравовъ.

Завоеваніе Китая поцѣлуемъ — событіе гораздо болѣе значительное, чѣмъ это можно думать.

Н. Нордовъ
Возрожденіе, №735, 7 іюня 1927

 

Просмотров: 11

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Н. Нордовъ. Революція отъ поцѣлуя отключены