Начало

«О прошлом и настоящем распространено два мнения, и оба ложные: будто в прошлом не было зол, известных современности—и будто все зло осталось в прошлом. Последнее убеждение доходит до отождествления зла и истории (болезнь либерального ума). На деле прошлое и настоящее сотканы из одного материала; вопрос в соотношении частей. Другое заблуждение говорит: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это неверно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имеет единственного числа. Прошедших много. Для живущих речь не о „приятии фактов“, но о выборе наследства, линии преемственности. Прошлое передает настоящему (а настоящее—будущему) целый пучок таких линий. И кто беспокоится о своем будущем, должен правильно выбрать себе прошлое».

Из моих книг. Читать дальше

Привет вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здесь — ссылки на мои книги (их можно купить в интернете; вещи из цикла, которым я занят сейчас, можно почитать прямо на сайте). Здесь фотогалерея — люблю фотографировать город…

В ноябре 2017-го на сайте снова появился блог. Вернулся, после долгого перерыва, и раздел о русском дореформенном правописании (так называемой «старой орфографии»), сменилось (на некоторое время) и правописание. С вопросом, почему я не считаю орфографию  Фортунатова-Луначарского удачным приобретением — сюда.

Коротко о разделах блога. В Круге чтения — выписки из прочитанных книг или статей. В Прессе первой эмиграции — статьи из русской свободной печати 20—30-х годов. Пособия по традиционной орфографии — в одноименном разделе.

Тимофей Шерудило

P. S. По поводу публикаций на сайте. Тексты сохраняют правописание первоисточника: советское, или традиционное, или традиционное упрощенное (без ера). Короткие цитаты приводятся приводились к традиционной орфографии.

Просмотров: 112

Рубрика: Блог | Комментарии к записи Начало отключены

Гр. П. Бобринскій. Нерчинскій идолъ. Робинзонъ Крузо въ Сибири

Кто не знаетъ Робинзона Крузо? Его необитаемый островъ и вѣрнаго чернокожаго друга — Пятницу?

Но на «Робинзона Крузо» привыкли смотрѣть какъ на дѣтскую книгу, и многимъ, можетъ быть, среди русскихъ читателей, неизвѣстно, что проза, которою написанъ Робинзонъ, считается классическою въ англійской литературѣ. Авторъ его — Даніэль де Фоэ, жившій на порогѣ ХѴІІ и ХѴІІІ столѣтій (1663—1731) — извѣстный въ свое время публицистъ и политическій дѣятель, классикъ, къ которому все больше обращаются взоры современной литературной Англіи. Даніэль де Фоэ — persona grala XX столѣтія. Его романы расходятся сейчасъ въ большомъ количествѣ экземпляровъ, вѣроятно, въ большемъ, чѣмъ когда бы то ни было. Біографія и приключенія — любимыя темы нашего времени. Романы де Фоэ всецѣло отвѣчаютъ этому увлеченію, особенно Робинзонъ Крузо — одна изъ наиболѣе распространенныхъ книгъ міровой литературы, преданная въ свое время книгоиздателю всего за 10 ф. ст.

Мало кому извѣстно и то, что повѣсть о приключеніи Робинзона на необитаемомъ островѣ — только одинъ небольшой эпизодъ жизнеописанія Робинзона, эпизодъ, выхваченный изъ середины романа. Мы говоримъ «жизнеописаніе», такъ какъ, хотя Робинзонъ Крузо и вымышленное имя, фабулой романа послужила, по-видимому, жизнь дѣйствительно существовавшаго лица. Называютъ даже его настоящее имя: это былъ шотландскій морякъ Александръ Селкиркъ, или Селькрейгъ, разсказавшій де Фоэ свою полную приключеній жизнь. Называютъ и знаменитый островъ Робинзона: это островъ Хуана Фернандеза въ Великомъ океанѣ.

Самое любопытное для насъ то, что Робинзонъ побывалъ и въ Россіи. Вся послѣдняя часть романа посвящена описанію его возвращенія въ Англію изъ Китая черезъ всю Сибирь (отъ Нерчинска) и Европейскую Россію (до Архангельска, минуя Москву). Примѣчательно, что хотя романъ и написанъ въ 20-хъ годахъ ХѴІІ столѣтія — въ описаніяхъ почти не встрѣчается «развѣсистой клюквы», поскольку мы, русскіе, можемъ теперь объ этомъ судить.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Гр. П. Бобринскій. Нерчинскій идолъ. Робинзонъ Крузо въ Сибири отключены

М. Добужинскій. «Наутилусъ»

Намъ было обоимъ лѣтъ по десяти, мнѣ и моему двоюродному брату Сташѣ, когда мы прочли «80.0000 лье подъ водой» и «Таинственный островъ». Не помню, гдѣ произошелъ важный и съ большими послѣдствіями разговоръ — у него ли, въ маленькой квартирѣ на Пушкинской, куда меня часто приводила няня поиграть на цѣлый день, или же у насъ, на Выборгской, въ моей дѣтской съ рельефными географическими картами и пропастью картинокъ на стѣнахъ — всегда, какъ мнѣ теперь представляется, залитыхъ солнцемъ. Словомъ, Сташа мнѣ заявилъ, что онъ капитанъ Немо и что мы построимъ Наутилусъ для мести англичанамъ. Онъ былъ чуточку старше меня, на два-три мѣсяца, и потому у него былъ всегда авторитетъ въ моихъ глазахъ — и я, вмѣстѣ съ нимъ, загорѣлся идеей. Я сталъ его помощникомъ, лейтенантомъ Гейдегеромъ. Это было имя героя «Краснаго Морского Разбойника», который тогда меня поразилъ таинственностью и рыцарскимъ благородствомъ. Увы, я такъ больше и встрѢчалъ въ жизни этой книги, и не знаю, кто былъ ея авторомъ.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи М. Добужинскій. «Наутилусъ» отключены

В. Йегер: греки и смех

В соответ­ствии с жизнеощущением эллинов, в любом человеке или подобном человеку существе наряду с силой героического пафо­са и серьезным восприятием собственного достоинства жи­вет способность к смеху и потребность в нем. Позднее греческие философы определили человека как единственное живот­ное, способное смеяться (чаще всего его определяли как го­ворящее или разумное животное), и таким образом постави­ли смех на одну ступень с мыслью и речью как выражение ду­ховной свободы.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: греки и смех отключены

В. Йегер о смысле греческой трагедии

Если мы признаем, что вопрос: «Что в <греческой> трагедии соб­ственно трагического?» имеет смысл (а с этим согласны все), то каждый из великих трагиков ответил бы на него по-разно­му, и общая дефиниция только стерла бы эти различия. Са­мый лучший способ дать на этот вопрос ответ, имеющий об­щую ценность, — это проследить историю идей, выраженных в трагедии. Наглядное изображение страдания в экстатичес­ких песнях и плясках хора, из которого — благодаря добавле­нию нескольких чтецов — развилось изображение замкнутой в себе человеческой судьбы, стало для внутренне уже давно готовой к этому эпохи фокусом ее религиозного вопрошания о смысле ниспосланного богами страдания в жизни челове­ка. Именно сопереживание удару судьбы, который уже Со­лон сравнил с грозой, требовало от человека высших ду­шевных сил для противостояния, и, наперекор страху и состраданию — этим непосредственным воздействиям пере­житого, — взывало, как к последнему резерву, к вере в осмысленность бытия.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Йегер о смысле греческой трагедии отключены

В. Йегер: «Великие исторические фор­мы человеческого сообщества лишь тогда располагают сила­ми…»

Кажет­ся, таков закон жизни духа, что великие исторические фор­мы человеческого сообщества лишь тогда располагают сила­ми, чтобы исчерпывающе и до последних глубин сознания сформировать свой идеал, когда отпущенный им срок подхо­дит к концу, как будто бы их бессмертная часть разлучалась со смертной.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: «Великие исторические фор­мы человеческого сообщества лишь тогда располагают сила­ми…» отключены

В. Йегер: «Как и арета [доблесть] олимпиоников, не поддается научению и искус­ство поэта…»

Как и арета [доблесть] олимпиоников, не поддается научению и искус­ство поэта, проистекающее из подобного же божественного источника. По существу, оно является «мудростью». Слово σοφία у Пиндара — постоянное обозначение поэтического духа. Перевести его адекватно невозможно; это зависит от того, как каждый воспринимает сущность пиндаровского духа и его воздействие, а это делается совершенно по-разному. Кто видит в Пиндаре лишь чистого художника, способного создавать пре­красные стихи, поймет его эстетически. Гомер называет плотника σοφός, и в греческом языке это слово еще в V веке вполне может обозначать того, кто разбирается в техничес­кой стороне того или иного дела. Каждый может почувство­вать, что это слово более весомо, когда его произносит Пиндар. В то время оно уже давно использовалось примени­тельно к высшей мудрости человека, обладающего выдающим­ся знанием, пониманием того, что человек из народа называл необычным и перед чем он добровольно преклонялся.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: «Как и арета [доблесть] олимпиоников, не поддается научению и искус­ство поэта…» отключены

В. Йегер: душа ищет вечной родины…

Душа, которую в нас нельзя уловить и схватить никаким исследованием при­роды, объявляет себя чужаком в этом негостеприимном мире и ищет вечной родины. Фантазия простого человека рисует себе картины будущей жизни в потустороннем мире в чув­ственных радостях, дух благородного борется за самоутверж­дение в круговороте мира в надежде на избавление благодаря тому, что он пройдет свой путь. Но оба едины в осознании сво­его высшего предназначения, и благочестивый, достигнув потустороннего мира, в качестве пароля у врат этого мира исповедует свою веру, по которой он жил и вынес свою жизнь: «И я из божественного племени». На орфических золотых табличках, которые неоднократно обнаруживались в нижне­италийских могилах, — своего рода пропусках для мертвого в потустороннее царство — эти слова выгравированы как оправ­дание.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Йегер: душа ищет вечной родины… отключены

В. Йегер: Поэт Архилох призывает…

<Поэт Архилох> призывает свое му­жество восстать из пучины безысходных страданий, куда оно погружено, отважно подставить грудь врагам и, уверенно сту­пая, приготовиться к обороне. «Ты не должно ни хвастать перед всеми, окажись я победителем, ни забиваться в случае по­ражения в дом и там стонать: радуйся тому, что достойно ра­дости, не слишком поддавайся несчастью и распознавай, ка­кой ритм держит людей в своих узах».

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: Поэт Архилох призывает… отключены

В. Йегер: «Грек ранней эпохи не знает еще бессмертия „души“…»

Грек ранней эпохи не знает еще бессмертия «души», чело­век умирает вместе со своим смертным телом. Ψυχή у Гомера означает скорее ее противоположность, воплощенное отра­жение человеческого существа, уходящую в Аид тень, которая представляет собою простое ничто. Но кто, пожертвовав собственной жизнью, вышел за пределы чисто человеческо­го существования и достиг более высокого бытия, тому полис дает бессмертие его идеального «я», его «имени». С этой поры идея героической славы обрела у греков своего рода полити­ческий отпечаток. Политический человек достигает своего совершенства в том, что о нем помнят продолжительное вре­мя в том сообществе, для которого он жил или за которое он погиб. Только тогда, когда государство — и все посюсторон­нее — стало все более обесцениваться и когда начало расти ощущение ценности индивидуальной души (этот процесс достиг своей кульминационной точки в христианстве) презре­ние к славе становится нравственным императивом филосо­фов.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Йегер: «Грек ранней эпохи не знает еще бессмертия „души“…» отключены

В. Йегер: понимание философии в меру личного опыта

Философия и рефлексия достигают общезначимости и проникают до сути вещей, однако они актуальны только для того, кто может при­дать их выводам внутреннюю силу самостоятельного пережи­вания благодаря тому, что сделает их частью личного опыта.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: понимание философии в меру личного опыта отключены