Начало

«О прошлом и настоящем распространено два мнения, и оба ложные: будто в прошлом не было зол, известных современности — и будто все зло осталось в прошлом. Последнее убеждение доходит до отождествления зла и истории (болезнь либерального ума). На деле прошлое и настоящее сотканы из одного материала; вопрос в соотношении частей. Другое заблуждение говорит: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это неверно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имеет единственного числа. Прошедших много. Для живущих речь не о „приятии фактов“, но о выборе наследства, линии преемственности. Прошлое передает настоящему (а настоящее — будущему) целый пучок таких линий. И кто беспокоится о своем будущем, должен правильно выбрать себе прошлое».

Из моих книг. Читать дальше

Привет вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здесь — мои книги (их можно загрузить в интернете; отрывки можно прочитать прямо на сайте). Здесь фотогалерея — люблю фотографировать город…

В ноябре 2017-го на сайте снова появился блог. Вернулся, после долгого перерыва, и раздел о русском дореформенном правописании (так называемой «старой орфографии»), сменилось (на некоторое время) и правописание. С вопросом, почему я не считаю орфографию  Фортунатова-Луначарского удачным приобретением — сюда.

Коротко о разделах блога. В Круге чтения — выписки из прочитанных книг или статей. В Прессе первой эмиграции — статьи из русской свободной печати 20 — 30-х годов. Пособия по традиционной орфографии — в одноименном разделе.

Тимофей Шерудило

P. S. По поводу публикаций на сайте. Тексты сохраняют правописание первоисточника: советское, или традиционное, или традиционное упрощенное (без ера). Короткие цитаты приводятся приводились к традиционной орфографии.

Просмотров: 335

Рубрика: Блог | Комментарии к записи Начало отключены

А. Салтыковъ. Крушеніе и возстановленіе Европы (2)

Отъ редактора. — Авторъ преувеличилъ крѣпость европейскихъ основъ. Вторая Великая война разрушила то, что не пострадало отъ первой. Важнѣе же всего оказалось исчезновеніе христіанской почвы, которая и давала прежней Европѣ неимовѣрную крѣпость.


Слово «революція» имѣетъ, какъ извѣстно, два — пусть часто и связанныхъ одинъ съ другимъ, — но все же существенно отличныхъ смысла.

Это слово означаетъ, прежде всего, т. е. въ элементарномъ и этимологическомъ смыслѣ, пере-воротъ (ре-волюція), т. е. единичное событіе, и притомъ чисто-политическаго характера, сводящееся къ насильственной смѣнѣ одной власти другою, большею частью власти одного лица властью другого лица. Типическимъ видомъ «революціи» въ данномъ смыслѣ и служатъ такъ называемые «дворцовые перевороты». Сюда же относятся и вообще случаи захвата власти партіей, свергшей прежнее правительство, иногда даже представителемъ возставшаго «народа». Однако и въ послѣднемъ случаѣ революція, въ сущности, нисколько не измѣняетъ ни самой структуры власти, ни связанной съ нею идеологіи и остается единичнымъ событіемъ.

Но со времени Англійской и особенно Французской революціи выдвинулся въ новой Европѣ и иной, какъ бы расширенный, смыслъ слова «революція». Революція — не какъ отдѣльное событіе, а какъ цѣлая ихъ серія, объединенная общею идеей и опредѣленнымъ направленіемъ. И вмѣстѣ съ тѣмъ, революція, въ этомъ второмъ смыслѣ, представляется даже какъ бы нѣкотораго рода «геологическимъ сдвигомъ» въ жизни обществъ. Поэтому революціи этого рода — даже тогда, когда протекаютъ, какъ напр., Французская, преимущественно въ политическихъ формахъ, — суть въ основѣ соціальныя революціи. Такой характеръ внутренняго сдвига, придаваемый нами понятію революціи, сталъ до такой степени какъ бы категоріей современнаго мышленія, что мы говоримъ по аналогіи и о промышленныхъ, хозяйственныхъ и даже художественныхъ «революціяхъ»: выраженія, которыя были бы совершенно непонятны европейцамъ даже ХѴІ — ХѴІІ вв., не говоря уже о болѣе раннихъ эпохахъ… Вмѣстѣ съ тѣмъ революція въ этомъ второмъ смыслѣ не только всегда связываетъ себя неизбѣжно съ опредѣленною идеологіей, но сама становится идеологіей, а въ крайнихъ своихъ гипертрофическихъ проявленіяхъ — даже догматомъ и религіей.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи А. Салтыковъ. Крушеніе и возстановленіе Европы (2) отключены

Р. Нильссон: о святости места

Со­гласно представлениям древних, очаг был свяще­нен сам по себе. Для нас же это не так. В наши дни место освящается построенным на нем домом Божиим. Освящение церковного здания сообщает ему святость, тогда как в древности святость заключалась в самом месте. Дом для бога возво­дился на этом месте, потому что оно было свято, а не наоборот.

Р. Нильссон. Греческая народная религия

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Р. Нильссон: о святости места отключены

Р. Нильссон: культ героев в Греции

Героев [в Греции] было огромное количество, они были повсюду, и они были близки людям. Счи­талось, что они являются во вполне материаль­ном виде. Поэтому нет ничего странного в том, что люди обращались к ним за помощью во всех своих делах. Часто герои выступали в качестве целителей, подобно магометанским святым, на могилах которых часто можно видеть лоскуты, оторванные от одежды больного. Героем был и сам Асклепий. Он вытеснил многих местно­почитаемых героев-целителей. Так что функции героев охватывали почти что все, и этим можно объяснить тот факт, что мелкие местные боже­ства, слишком незначительные, чтобы считаться настоящими богами, были включены в ряды ге­роев. Потому-то некоторые ученые склонны были считать героев бывшими богами или же специ­альными богами. У нас нет здесь возможности вникнуть в эту сложную проблему, которую пол­ностью осветил Фарнелл в своей книге о культах героев. Моя же цель заключается лишь в том, чтобы дать читателю ясное представление о зна­чении культа героев для греков.

Сходство героев со святыми католической церкви просто разительное, и ученые указывали на него неоднократно. Сила святых, как и героев, связана с их останками, которые, подобно остан­кам героев, тоже переносились с места на место. Более того, Дельфийский оракул предписывал по­читать как героя того умершего, с останками ко­торого связана была сверхъестественная сила. Та­кие же основания выдвигал и папа для канониза­ции святого. Культ героев соответствовал столь сильной потребности народа, что он продолжал существовать и в христианском обличии.

Р. Нильссон. Греческая народная религия

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Р. Нильссон: культ героев в Греции отключены

А. Салтыковъ. Крушеніе и возстановленіе Европы (1)

Въ написанныхъ незадолго до войны очеркахъ Америки знаменитый Ферреро, авторъ «Величія и упадка Рима», указываетъ и на слѣдующую довольно элементарную причину сильнаго роста Америки, ея быстраго прогресса и сказочнаго богатства: въ то время, какъ странамъ старой Европы приходилось самимъ выращивать наиболѣе дорогостоящую и во всѣхъ отношеніяхъ наиболѣе цѣнную для произв

Въ написанныхъ незадолго до войны очеркахъ Америки знаменитый Ферреро, авторъ «Величія и упадка Рима», указываетъ и на слѣдующую довольно элементарную причину сильнаго роста Америки, ея быстраго прогресса и сказочнаго богатства: въ то время, какъ странамъ старой Европы приходилось самимъ выращивать наиболѣе дорогостоящую и во всѣхъ отношеніяхъ наиболѣе цѣнную для производства машину — подрастающія человѣческія поколѣнія, — Америка получала эту машину, т. е. вполнѣ готоваго, взрослаго рабочаго человѣка, въ значительной степени даромъ, — въ лицѣ непрекращающагося потока европейской эмиграціи.

Какъ извѣстно, въ составѣ эмиграціи почти не было дѣтей и стариковъ, — она почти цѣликомъ была представлена взрослыми, вполнѣ готовыми людьми, находившимися въ расцвѣтѣ силъ. Основываясь на статистикѣ эмиграціи, Ферреро исчислялъ этотъ «текущій кредитъ», этотъ подарокъ Европы Америкѣ въ суммѣ, какъ помнится, приближавшейся къ сотнѣ милліардовъ, причемъ онъ исходилъ изъ оцѣнки взрослаго рабочаго человѣка по его «себѣстоимости» для произведшей его страны — въ 10.000 франковъ (золотыхъ): такова была до войны средняя стоимость «человѣческой машины».

Эта цифра раскрываетъ всю огромностъ ущерба, причиненнаго Европѣ войною 1914 — 1918 гг. — даже въ чисто-матеріальномъ планѣ. Сколько, спрашивается, «человѣческихъ машинъ» погибло во время войны? Существующія данныя сходятся на томъ, что общее число ея жертвъ во всѣхъ странахъ и на всѣхъ фронтахъ, т. е. убитыми, пропавшими безъ вѣсти, а изъ оставшихся въ живыхъ — потерявшими болѣе или менѣе трудоспособность (во всякомъ случаѣ — свою прежнюю трудоспособность), — превышаетъ пятнадцать милліоновъ человѣкъ. Такимъ образомъ, если даже не говорить о связанныхъ съ этими жертвами огромныхъ духовныхъ потеряхъ и ограничиться, въ балансѣ войны, одною матеріальною стороною, то исходя изъ той же цифры «стоимости» взрослаго рабочаго человѣка въ 10.000 франковъ, мы приходимъ къ выводу, что по одному уже этому пункту — жертвъ людьми — война стоила Европѣ свыше 150 милліардовъ золотыхъ франковъ.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи А. Салтыковъ. Крушеніе и возстановленіе Европы (1) отключены

Школа безграмотности

Отъ редактора. — Ничего не напоминаетъ?


Профессоръ Кораблевъ въ «Красной Газетѣ» даетъ такую характеристику результатовъ только что закончившихся экзаменовъ въ ВУЗ-ы:

«Подготовка — по-прежнему неудовлетворительна у огромнаго большинства молодежи.

Поразительная бѣдность свѣдѣній по исторіи. На экзаменахъ путали народниковъ съ декабристами, коммуну съ первой французской революціей, говорили: «якобисты», «монтеяры», «жердонисты» и пр.

Свѣдѣнія по литературѣ таковы: Гаршинъ и Чеховъ жили раньше Николая I, «Отцы и дѣти» написаны въ началѣ 19-го столѣтія. Совѣтскіе абитуріенты никогда не слышали о такихъ произведеніяхъ какъ «Гамлетъ», «Донъ-Кихотъ» и т. д.

«Грамотность» по-прежнему угрожающая. Молодые совѣтскіе студенты пишутъ: «партейный», «учетиль», «просвищать», «вплодь» и т. д.

До сорока процентовъ всѣхъ представленныхъ работъ совершенно неграмотны, какъ по правописанію, такъ и по стилю.

По математикѣ до сорока процентовъ не знали основныхъ правилъ ариѳметики.

Совершенно удручающее впечатлѣніе произвели экзамены по физикѣ. Учащіеся совершенно не умѣютъ формулировать и осмыслить простѣйшія физическія формулы. Роли и значенія физики не понимаютъ.

Такъ называемые уклоны нашей школы сыграли съ нею опасную шутку: довели многопредметность до невозможныхъ предѣловъ и совершенно исказили всю общеобразовательную работу».

Авторъ предлагаетъ «безотлагательно и тщательно пересмотрѣть всѣ распоряженія о комплексѣ, о дальтонъ-планѣ, о концептахъ, объ уклонахъ, объ оріентаціи на производство и заняться однимъ основнымъ вопросомъ: поставить школу второй ступени въ такія условія, чтобы она могла, наконецъ, выпускать грамотныхъ людей».

Возрожденіе, №1186, 31 августа 1928

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи Школа безграмотности отключены

Голодъ въ Новониколаевскѣ

Отъ редактора. — Начинали съ очередей и карточекъ, и закончили очередями и карточками. Ничего новаго за 75 лѣтъ большевизмъ не изобрѣлъ.


«Совѣтская Сибирь» сообщаетъ: «Въ Новониколаевскѣ ощущается недостатокъ хлѣба. Передъ хлѣбными лавками стоятъ большія очереди. Хлѣбъ выдается по карточкамъ, не раньше 10-11 часовъ утра, вслѣдствіе чего большинство рабочихъ и совѣтскихъ служащихъ лишено возможности получать хлѣбъ.

Въ частной торговлѣ цѣна хлѣба повысилась до 30 коп. за килограммъ, въ то время какъ офиціальная цѣна хлѣба — 11 копеекъ.

ГПУ производить аресты среди лицъ, обвиненныхъ въ спекуляціи хлѣбомъ и въ перепродажѣ хлѣба, полученнаго изъ совѣтскихъ лавокъ. Газета признается въ томъ, что среди населенія Новониколаевска недостатокъ хлѣба вызываетъ панику.

Возрожденіе, №1184, 29 августа 1928

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи Голодъ въ Новониколаевскѣ отключены

Р. Нильссон: древнегреческий пейзаж

Любой, кто хочет постичь древнегреческую ре­лигию, должен иметь перед собой живое изобра­жение древнего пейзажа, какие встречаются на некоторых помпейских фресках (Илл. 9) или в страбоновских описаниях долин в устье реки Ал­фей. На всем пути, — пишет Страбон, — встре­чается много святилищ Артемиды, Афродиты и нимф. В цветущих рощах, по причине, главным образом, изобилия воды; на дорогах стоят много­численные гермы, на мысах морского побере­жья — святилища Посейдона. На каждом шагу человек встречал маленькие святыни — священ­ную ограду, образ, дерево или камень. В каждой пещере и в каждом источнике обитали нимфы. И это была наиболее устойчивая (хотя и не самая высокая) форма греческой религии. Она пережи­ла падение великих богов.

Р. Нильссон. Греческая народная религия

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Р. Нильссон: древнегреческий пейзаж отключены

Р. Нильссон: продолжение о Гермесе; боги рек

Согласно Гесиоду и гомерову гимну, Гермес заботился о домашнем скоте и охранял его, но в культе его мы находим не так уж много свидетельств об этой его функции. Она отошла к другим богам. Аполлона называли Ликейским, что, безусловно, характеризовало его не как бога света, а как бога волков. Вполне понятно, что пастухи взывали о помощи и защите от волка — злейшего врага своих стад — к могущественному отвратителю зла. Пастушеский образ жизни на­шел выражение в образе еще одного бога, кото­рый всегда был, преимущественно, аркадским бо­гом. Речь идет о Пане. В Афинах он появился поздно — не ранее периода Персидских войн. Пан изображался с козлиными ногами и лицом: считалось, что он похотлив как козел. Пан играл на свирели, как это делали пастухи в часы досуга, пока стада мирно паслись на лугах. Но мог он и вызвать внезапную панику, заставлявшую охваченных необъяснимым страхом животных бежать сломя голову. 

В Греции много рек, но большинство из них — мелкие горные речки, которые летом вы­сыхают. Воды же в Греции всегда не хватало, поэтому реки очень ценились. В древности реки почитались священными. Армия могла перейти реку только после совершения определенных жертвоприношений, а по предписанию Гесиода никто не должен был переходить реку без пред­варительной молитвы и омовения рук в ее водах. К рекам обращались с мольбой о плодородии, причем не только о плодородии земли, но и о даровании детей. С шестого века до Р. Х. рас­пространились имена – производные от назва­ний рек, например: Кефисодот — дар (реки) Кефис. А когда юноша обрезал свои длинные во­лосы, то состриженные волосы он посвящал мест­ной реке. У каждой реки был свой бог. Изображались такие боги в виде быков или же быков с чело­веческими головами (Илл. 6). Иногда такое изо­бражение именовали Ахело́й, по названию круп­нейшей реки в северо-западной Греции. Ахелой почитался в нескольких местах. Неясно, то ли это бог реки Ахелой постепенно становился об­щепризнанным речным богом, то ли «ахелоос» —это древнее слово, обозначающее воду. Во всяком случае, каждая река имела свой характер и свое­го бога. 

Р. Нильссон. Греческая народная религия

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Р. Нильссон: продолжение о Гермесе; боги рек отключены

Р. Нильссон. Бог в куче камней

Последуем же за нашим крестьянином. Прой­дем мимо садов и полей, где он трудится больше всего, — к ним мы вернемся позже. Заглянем в те районы сельской местности, что не охвачены трудом человека: луга и пастбища, горы и леса. Даже сейчас в Греции большие участки земли не подлежат обработке, а в древности эти террито­рии были еще больше. Когда наш крестьянин проходил мимо кучи камней, он, должно быть, добавлял к ней еще один камень, а если на вер­шине этой кучи был поставлен большой камень, крестьянин клал туда немного еды в качестве приношения (Илл. 3). Он делал это по традиции, не сознавая истинных причин, понимая только, что в этой куче камней и в большом камне на верхушке живет бог. Он называл этого бога Гер­мес, по названию кучи камней (гермы), в которой тот обитал, а большой камень именовал гермой. Такие гермы были хорошими ориентирами для путника, идущего безлюдной дорогой из одного селения в другое, и боги — обитатели герм стали покровителями странствующих. А если путник иногда находил на вершине каменной кучи какую-нибудь пищу, всегда желанную для чело­века бедного и голодного — он приписывал эту счастливую находку милости бога и называл ее гермайон. 

Р. Нильссон. Греческая народная религия

Просмотров: 3

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Р. Нильссон. Бог в куче камней отключены

А. Ренниковъ. Кухарка

Поистинѣ грустная исторія…

Написалъ мнѣ мой пріятель изъ Ниццы:

«Дорогой имя рекъ. Ради Бога, сдѣлай одолженіе. Жена моя расчитала Марью Ивановну и теперь ищетъ новую кухарку, но обязательно неинтеллигентную. Ты представить себѣ не можешь, какъ намучились мы съ этой Марьей Ивановной. Не говорю уже о томъ, что мнѣ приходилось самому чистить башмаки и топить камины, а женѣ — мыть посуду. Неловко было заставлять дѣлать все это хрупкую интеллигентную женщину, да еще такую, у которой мы подолгу гостили въ ея великолѣпномъ орловскомъ имѣніи. Однако въ послѣднее время мы оба окончательно изнемогли. Когда Марья Ивановна по вечерамъ идетъ на концертъ или въ гости, мы оба спѣшно гладимъ ей платье, комбинезонъ, поднимаемъ петли на чулкахъ. А на ночь я или жена должны у ея постели читать вслухъ романы: глаза у Марьи Ивановны слабые, а засыпать безъ чтенія она не привыкла. Родной мой, дай въ газету объявленіе, что въ Ниццу требуется совершенно неинтеллигентная кухарка. Можетъ быть, хоть у васъ въ Парижѣ найдется такая. У насъ, увы, русскихъ женщинъ съ образованіемъ ниже Бестужевскихъ курсовъ нѣтъ».

Перечиталъ я письмо пріятеля, вздохнулъ и сдалъ объявленіе:

«Въ инт. семью въ Ниццѣ спѣш. треб. кухарка, умѣющ. гот., стир., глад., почин. б., чист. башм., мыть пос., и проч. Дор. оплач. Обязат. условіе — полная неинтеллигентность».

Указалъ я въ объявленіи часы пріема, адресъ, и съ горькимъ чувствомъ сталъ ждать. И безъ чужихъ порученій — жизнь не сладка, а тутъ изволь возиться съ такимъ щекотливымъ дѣломъ!

Читать далее

Просмотров: 5

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Кухарка отключены