Начало

«О прошломъ и настоящемъ распространено два мнѣнія, и оба ложныя: будто въ прошломъ не было золъ, извѣстныхъ современности—и будто все зло осталось въ прошломъ. Послѣднее убѣжденіе доходитъ до отождествленія зла и исторіи (болѣзнь либеральнаго ума). На дѣлѣ прошлое и настоящее сотканы изъ одного матеріала; вопросъ въ соотношеніи частей. Другое заблужденіе говоритъ: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это невѣрно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имѣетъ единственнаго числа. Прошедшихъ много. Для живущихъ рѣчь не о „пріятіи фактовъ“, но о выборѣ наслѣдства, линіи преемственности. Прошлое передаетъ настоящему (а настоящее—будущему) цѣлый пучокъ такихъ линій. И кто безпокоится о своемъ будущемъ, долженъ правильно выбрать себѣ прошлое».

Изъ моихъ книгъ. Читать дальше

Привѣтъ вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здѣсь — полные тексты моихъ книгъ. Здѣсь фотогалерея — люблю фотографировать городъ…

Въ ноябрѣ 2017-го на сайтѣ снова появился блогъ. Вернулся, послѣ долгаго перерыва, и раздѣлъ о русскомъ дореформенномъ правописаніи (такъ называемой «старой орѳографіи»), смѣнилось и правописаніе. Съ вопросомъ, почему я не пользуюсь орѳографіей Фортунатова-Луначарскаго — сюда.

Коротко о раздѣлахъ блога. Въ Кругѣ чтенія — выписки изъ прочитанныхъ книгъ или статей. Въ Прессѣ первой эмиграціи — статьи изъ русской свободной печати 20—30-хъ годовъ. Пособія по традиціонной орѳографіи — въ одноименномъ раздѣлѣ.

Тимоѳей Шерудило

P. S. По поводу публикацій на сайтѣ. Тексты сохраняютъ правописаніе первоисточника: совѣтское, или традиціонное, или традиціонное упрощенное (безъ ера). Короткія цитаты приводятся къ традиціонной орѳографіи.

Просмотров: 16

Рубрика: Блогъ | Комментарии к записи Начало отключены

Новые снимки въ Галереѣ

Просмотров: 0

Рубрика: Блогъ | Мѣтки: | Комментарии к записи Новые снимки въ Галереѣ отключены

П. Муратовъ. Запретныя слова

Мнѣ помнится разговоръ въ чертежной пятаго курса Института Инженеровъ Путей Сообщенія. Я и мой пріятель К., оба кончающіе студенты, вычерчивали какіе-то послѣдніе проекты. «Какъ хорошо будетъ не слышать никогда больше этихъ глупыхъ словъ — меньшевики, большевики», сказалъ К. Что за бездарная, въ самомъ дѣлѣ, кружковщина создала на одинъ день эти нелѣпыя клички въ сектантсткихъ распряхъ какого-то марксистскаго «съѣзда». Особенно жалкимъ вздоромъ казалось это въ ту весну — въ весну 1904 года, въ дни гибели Макарова и перваго неудачнаго для насъ сухопутнаго боя при Тюренченѣ. И К., и я, мы оба были сначала дѣятельными участниками революціонно-студенческаго «движенія» и оба отошли отъ него. Война съ Японіей отрезвила насъ окончательно. Но какъ жестоко ошиблись мы относительно судьбы этихъ безсмысленныхъ словъ — меньшевикъ, большевикъ*), словъ, которыя стыдно писать и произносить даже самимъ теперешнимъ «меньшевикамъ» и «большевикамъ». Нѣтъ, видно, у словъ есть своя странная и особенная судьба, и она не зависитъ даже отъ того, удачно или неудачно (ужъ чего неудачнѣе) было однажды сказано слово. Да и слово такой фантастической судьбы, какъ слово «большевикъ», перестаетъ быть, въ сущности, человѣческимъ разумнымъ словомъ. Оно становится крикомъ безсмысленнымъ и, однако, очень могушествен нимъ въ силу соединенныхъ съ нимъ разнообразныхъ страстей.

*) Настоящая статья является первой изъ ряда статей, которыя редакція предполагаетъ посвятить вопросамъ россійской національной культуры. Въ ближайшіе дни будутъ напечатаны статьи А. Салтыкова.

Читать далѣе

Просмотров: 2

Рубрика: Пресса Первой эмиграціи | Мѣтки: , , , | Комментарии к записи П. Муратовъ. Запретныя слова отключены

Новые снимки въ Галереѣ

Въ Галереѣ — пополненіе.

Просмотров: 2

Рубрика: Блогъ | Мѣтки: | Комментарии к записи Новые снимки въ Галереѣ отключены

Провалъ совѣтской школы

Узнаваемо?..


«Комсомольская Правда» въ номерѣ 195 опубликовала выдержки изъ протокола объединеннаго засѣданія пріемочныхъ комиссій въ высшія учебныя заведенія. Газета озаглавила свою статью: «Митрофанушки остались за бортомъ».

Помѣщенные въ ней матеріалы представляютъ собой не что иное, какъ смертный приговоръ всей совѣтской школѣ.

Окончившіе 7-ми и 9-тилѣтнія совѣтскія школы давали на экзаменахъ слѣдующіе отвѣты:

— Кто такой «Мѣдный Всадникъ» Пушкина?

— Гонецъ отъ Кочубея.

Корниловщина — это революціонное движеніе 70-хъ годовъ прошлаго столѣтія.

Государство — послѣдній этапъ коммунизма.

Новая исторія — октябрьская революція.

Средняя — 1905 годъ.

Древняя — Парижская Коммуна.

Вольтеръ — гулящая дѣвица и т. д.

Пушкинъ жилъ въ 18-мъ, у другихъ въ 17-мъ и у нѣкоторыхъ въ 1б-мъ столѣтіяхъ.

Изъ 159 комсомольцевъ, державшихъ испытаніе въ Институтъ Транспорта, выдержало 18.

На совѣщаніи выяснилось, что непосредственно со скамей совѣтской школы въ высшее учебное заведеніе не попалъ ни одинъ человѣкъ. Учащіеся произвели между собою оригинальную анкету, въ результатѣ которой установили, что каждый выдержавшій экзамены, въ среднемъ, затратилъ на репетиторовъ около 300 рублей.

Чему учились они въ школахъ, не знаютъ и сами экзаменаціонныя комиссіи.

Возрожденіе, №822, 2 сентября 1927

Просмотров: 3

Рубрика: Пресса Первой эмиграціи | Мѣтки: , , , , | Комментарии к записи Провалъ совѣтской школы отключены

Л. Т. Осипова о русской и совѣтской литературахъ

«Дореволюціонная литература переносила сознаніе читателя изъ міра неплохой, хотя и не идеальной дѣйствительности, въ міръ случайныхъ изъяновъ и заставляла его жить в этом мірѣ уродливостей.

Совѣтская литература переноситъ сознаніе читателя из міра самой ужасной дѣйствительности [написано не позднѣе 1958. — Т. Ш.] въ міръ фантастическаго и даже не случайнаго благополучія, — ибо при совѣтскомъ режимѣ случайности благополучія невозможны.

Въ первомъ случаѣ читатель приглашался къ исправленію случайностей, во второмъ къ постоянной подмѣнѣ реальности фантастикой. Прививая тяготеніе къ благополучію въ сознаніи, совѣтская литература не имѣетъ никакой возможности исправить реальность. Но тяга къ лучшему остается. Остается стремленіе къ идеалам, которые ничего фантастического в себѣ не заключаютъ. Они вѣдь не Богъ вѣсть какіе недоступные: немножко свободы и немножко личной судьбы. Это, конечно, поначалу, а потомъ все остальное приложится. Только бы начать дышать, хоть не полной грудью, но все же дышать, все же высвободиться изъ-подъ пресса.

Въ царское время люди могли быть счастливы въ реальной жизни, но быть счастливыми въ литературѣ имъ строго воспрещалось — было неприлично. Теперь въ дѣйствительности люди могутъ быть только несчастными, зато въ литературѣ они должны быть обязательно счастливыми!»

Л. Т. Осипова
«Явное рабство и тайная свобода: замѣтки о совѣтской литературѣ»

Просмотров: 16

Рубрика: Кругъ чтенія | Мѣтки: , | Комментарии к записи Л. Т. Осипова о русской и совѣтской литературахъ отключены

«Совѣтскій Ростовъ»

Въ «Прагеръ Прессе» продолжаютъ печататься корреспонденціи Шрома съ юга Россіи. Въ послѣднемъ номерѣ онъ описываетъ совѣтскій Ростовъ. Поразила его пустота портовыхъ складовъ. Тянутся они на 3 километра. Тутъ склады для зерна, для растительнаго масла, для строительныхъ матеріаловъ и т. д. Всѣ они пусты, замки заржавѣли, точно ихъ годами не открывали. Лишь въ трехъ мѣстахъ набережной накрытыя брезентами лежали кучи мѣшковъ съ зерномъ. Назначеніе его на Кавказъ — значитъ не заграницу. Торговля съ заграницей почти что замерла въ Ростовѣ. Въ порту стоятъ всего 5 спеціально товарныхъ пароходовъ, но это все суда каботажнаго плаванія для курсированія между совѣтскими гаванями. Во всемъ порту ни одного чужого судна, ни одного судна даже, которое брало бы товары съ назначеніемъ заграницу. Здѣсь особенно ясно, говоритъ Шромъ, насколько торговля Россіи съ внѣшнимъ міромъ отстала отъ довоеннаго времени — едва ли она достигаетъ 40 проц.

Въ городѣ никакихъ существенныхъ улучшеній и даже возстановительныхъ работъ не произведено. Единственно, что возстановлено — это желѣзнодорожный мостъ черезъ Донъ. Жилищныя условія въ городѣ необыкновенно тяжелы. Вообще Ростовъ производитъ впечатлѣніе запущеннаго города. Очевидно нѣтъ средствъ для того, чтобы держать въ порядкѣ дома, тротуары, дворы. Единственное исключеніе — главная улица, теперь улица Фридриха Энгельса. Она производитъ впечатлѣніе нормальной улицы большого города и выдѣляется чистотой домовъ и… яркимъ карминомъ на губахъ дамъ. По мнѣнію Шрома, нигдѣ такъ широко не потребляютъ краску для губъ, какъ въ Ростовѣ.

Возрожденіе, №766, 8 іюля 1927

Просмотров: 7

Рубрика: Пресса Первой эмиграціи | Мѣтки: , , , | Комментарии к записи «Совѣтскій Ростовъ» отключены

М. Бойсъ о зороастризмѣ и исламѣ

На болѣе глубинномъ уровнѣ обращеніе <зороастрійца въ исламъ> означало смѣну дуалистической религіи, заключавшейся въ почитаніи мудраго Существа, дѣйствія котораго были полностью справедливы и доступны пониманію, на вѣру, требовавшую подчиненія непостижимому, всемогущему Богу, велѣнія и намѣренія котораго оставались за предѣлами человѣческаго разумения. Это коренное отличіе мусульманскаго и зороастрійскаго богословія отражается въ манерахъ моленія: если зороастріецъ стоитъ выпрямившись передъ милостивымъ Господомъ, то мусульманинъ падаетъ передъ Аллахомъ на колѣни, касаясь земли лбомъ.

М. Бойсъ. „Зороастрійцы. Вѣрованія и обычаи“

Просмотров: 6

Рубрика: Кругъ чтенія | Мѣтки: , , | Комментарии к записи М. Бойсъ о зороастризмѣ и исламѣ отключены

Судъ надъ побѣжденными

«Много написано западными учеными о предполагаемой безплодности зороастризма въ то время, и часто создается такое впечатлѣніе, что к ѴII столѣтію эта древняя религія была настолько мумифицирована обрядностью и формализмомъ, что потребовался лишь одинъ ударъ меча завоевателей, чтобы уничтожить ее. Такое толкованіе въ значительной степени обязано, однако, предубеждениіямъ, возникшимъ благодаря послѣдующей окончательной побѣдѣ ислама. Несомнѣнно, и средневѣковое христіанство было бы истолковано аналогичнымъ образомъ, если бы сарацины и турки сумѣли покорить Европу».

М. Бойсъ. «Зороастрійцы. Вѣрованія и обычаи»

Да, и по той же логикѣ гг. историки хоронили императорскую Россію. Судъ надъ побѣжденными немилосерденъ.

Просмотров: 5

Рубрика: Кругъ чтенія | Мѣтки: , , | Комментарии к записи Судъ надъ побѣжденными отключены

А. Немиринъ. Урокъ націонализма

Фактъ, о которомъ я хочу разсказать въ назиданіе забывающимъ Россію и приспосабливающимся къ чужимъ вкусамъ, имѣлъ мѣсто въ одной изъ родственныхъ намъ странъ.

Незадолго до послѣдней Крымской эвакуаціи, въ эту страну было эвакуировано одно изъ русскихъ учебныхъ заведеній, которое благодаря гуманному и чуткому отношенію благороднаго правительства и до сихъ поръ сохранило свой русскій укладъ, родной языкъ и методы русскаго воспитанія.

Воспитанники этого училища, по окончаніи его, большей частью поступаютъ въ высшія учебныя заведенія какъ внутри страны, такъ и заграницей, гдѣ и идутъ первыми учениками, а меньшая часть, не получившая стипендій и не имѣющая средствъ продолжать дальнѣйшее высшее образованіе, принимаетъ подданство и поступаетъ въ военное училище.

Въ результатѣ этого, между русскимъ учебнымъ заведеніемъ и военнымъ училищемъ страны установилась прочная, теплая и родственная связь и, не такъ давно, когда русская школа праздновала юбилей своего многолѣтняго существованія, начальникъ военнаго училища, предоставивъ казенный вагонъ и трехдневный отпускъ, отправилъ всѣхъ бывшихъ воспитанниковъ русской школы, кромѣ двухъ наказанныхъ — въ гости на юбилей.

— А почему не пріѣхали X и Y? — задали юноши вопросъ своимъ старшимъ товарищамъ. А тѣ и отвѣчаютъ: X наказанъ за незначительный мальчишескій проступокъ, а вотъ Y — за то, что на заданное сочиненіе: «Лучшій день вашей жизни», написалъ : «Лучшій день моей жизни, это день моего перехода въ подданство и принятія мною присяги на вѣрностъ службы Его Величеству <Королю сербовъ, хорватовъ и словенцевъ>»…

Начальникъ училища положилъ на его сочиненіи резолюцію: «Подлецъ» и оставилъ многообѣщающаго мальчика безъ отпуска.

Слава Богу, что изъ всѣхъ и очень многихъ — нашелся только одинъ «многообѣщающій».

А. Немиринъ
Возрожденіе, №761, 3 іюля 1927

Просмотров: 7

Рубрика: Пресса Первой эмиграціи | Мѣтки: , , , , | Комментарии к записи А. Немиринъ. Урокъ націонализма отключены

Genius loci. Рожденіе святыни

Руководящее міровоззрѣніе нашихъ дней имѣетъ въ основѣ вѣру въ механизмъ. Механически понимаются человѣкъ, жизнь… Непредсказуемость, свобода изъ такого міровоззрѣнія почти изъяты. Саму ткань человѣческихъ отношеній (въ основѣ ирраціональную) хотятъ замѣнить наборомъ «разумно обоснованныхъ» правилъ…  Цѣль, собственно говоря, не новая. Этой цѣлью задавалась недавно (по историческимъ мѣркамъ) русская революція; теперь ее поставилъ «передовой Западъ». 

Трудность въ томъ, что вселенной безразлично, какъ ее понимаютъ, а вотъ жизнь и человѣческая природа механистическому пониманію противятся, и побороть ихъ сопротивленіе можно только запугиваніемъ. Жизнь течетъ по своему извилистому руслу и, сколько ее ни спрямляй, упрямо заворачиваетъ въ сторону. Выпрямить ея пути можно только насиліемъ: угрозой, доносомъ, терроромъ. Жизнь хочетъ быть неразумной, это ея наибольшее желаніе.  

Въ отличіе отъ нея человѣкъ хочетъ разумности во всемъ, больше всего на свѣтѣ боится потерять разумъ и личность, и несмотря на это—непрестанно ищетъ выхода за ихъ предѣлы. Вѣдь что значитъ испытывать «полноту жизни»? Какъ можно чаще или постоянно выходить изъ предѣловъ себя, своего постылаго «я». Путешествія, любовь, творческій даръ, винный дурманъ—все ради этой цѣли. Мы знаемъ «про себя», но не готовы сказать вслухъ, что путь большей разумности есть путь меньшей одушевленности. Болѣе разумное—менѣе живое, полнокровное, творчески способное, идетъ ли рѣчь объ обществѣ или человѣкѣ.  

Читать далѣе

Просмотров: 26

Рубрика: Мои книги. Очерки (2018) | Мѣтки: , , | Комментарии к записи Genius loci. Рожденіе святыни отключены