Начало

«О прошлом и настоящем распространено два мнения, и оба ложные: будто в прошлом не было зол, известных современности—и будто все зло осталось в прошлом. Последнее убеждение доходит до отождествления зла и истории (болезнь либерального ума). На деле прошлое и настоящее сотканы из одного материала; вопрос в соотношении частей. Другое заблуждение говорит: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это неверно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имеет единственного числа. Прошедших много. Для живущих речь не о „приятии фактов“, но о выборе наследства, линии преемственности. Прошлое передает настоящему (а настоящее—будущему) целый пучок таких линий. И кто беспокоится о своем будущем, должен правильно выбрать себе прошлое».

Из моих книг. Читать дальше

Привет вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здесь — полные тексты моих книг. Здесь фотогалерея — люблю фотографировать город…

В ноябре 2017-го на сайте снова появился блог. Вернулся, после долгого перерыва, и раздел о русском дореформенном правописании (так называемой «старой орфографии»), сменилось (на некоторое время) и правописание. С вопросом, почему я не считаю орфографию  Фортунатова-Луначарского удачным приобретением — сюда.

Коротко о разделах блога. В Круге чтения — выписки из прочитанных книг или статей. В Прессе первой эмиграции — статьи из русской свободной печати 20—30-х годов. Пособия по традиционной орфографии — в одноименномъ разделе.

Тимофей Шерудило

P. S. По поводу публикаций на сайте. Тексты сохраняют правописание первоисточника: советское, или традиционное, или традиционное упрощенное (без ера). Короткие цитаты приводятся приводились к традиционной орфографии.

Просмотров: 27

Рубрика: Блог | Комментарии к записи Начало отключены

Г. П. Щедровицкий: «Против чего вы?»

«Я спросил у Петра Алексеевича <Шеварева>, почему, собственно, Георгий Иванович <Челпанов> был таким жестким. Он мне ответил, что Челпанов никогда не был добреньким, он был человеком очень прямым, всегда предельно определенным и никогда не пытался создавать у людей ложных впечатлений. Он сказал, что Челпанов учил его, что всякий научный тезис и всякое положение всегда направлены против чего-то. Поэтому первое, что он привык спрашивать у начинающего ученого: против чего вы? что вы хотите разрушить? что вы хотите преодолеть? „И я, — сказал Петр Алексеевич Шеварев, — постоянно это спрашиваю у своих аспирантов. И когда мне отвечают в манере, которая принята в наши дни, что он-де не против чего-то, что он всегда только за, я перестаю контактировать и общаться с таким человеком, потому что я уже знаю, что в науке ему нет места. Поэтому, — продолжал он, — то, что Георгий Иванович так ответил студенту *.*, было выражением его очень четкой, продуманной и определенной нравственной, человеческой позиции“. Вот так Петр Алексеевич Шеварев это оценивал».

Из воспоминаний Г. П. Щедровицкого

Так и только так.

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , , | Комментарии к записи Г. П. Щедровицкий: «Против чего вы?» отключены

П. Муратовъ. Ночныя мысли. ѴІ. Имперіализмъ и націонализмъ

Имперіализмъ въ индексѣ «запретныхъ словъ» всего чаще соединяется съ не менѣе «запретнымъ словомъ» — націонализмъ. Не трудно доказать, однако, что имперіализмъ, понимаемый правильно, то есть, какъ стремленіе къ имперскому типу государственности, хозяйства, культуры, быта, какъ имперское самоощущеніе отдѣльныхъ лицъ и соціальныхъ группъ — никакъ не вяжется. именно съ тѣмъ націонализмомъ, который исходитъ изъ ощущенія племени. Про римлянъ можно думать все, что угодно, но «націоналистами» этого типа ни въ какомъ случаѣ назвать ихъ нельзя. Великіе имперіалисты — Наполеонъ, Петръ, Екатерина, — не были, конечно, героями пламеннаго націонализма, да и какъ бы могли быть — боровшійся ради Россіи противъ ограниченно московско-русскаго Петръ, корсиканецъ Наполеонъ во Франціи, и нѣмецкая принцесса, Россійская Императрица, Екатерина.

Извѣстно, что націонализмъ — идея лишь ХІХ-го вѣка, и что самое понятіе «нація» утвердилось въ революціяхъ — французской, отчасти англійской. Національное государство смѣнило въ Европѣ государство легитимно-сословное; остро чувствовавшее національный моментъ третье сословіе заняло мѣсто мало чувствовавшихъ этотъ моментъ двухъ первыхъ сословій. Духовенство служило Церкви, исторически наднаціональной въ Европѣ. Дворянинъ служилъ своему легитимному Государю (который могъ вовсе и не быть одной съ нимъ національности) и землѣ своихъ предковъ, раскинутой по всей дворянской Европѣ. Французскій или нѣмецкій дворянинъ ХѴІІ—ХѴІІІ вѣковъ былъ куда болѣе реальнымъ «интернаціоналистомъ», нежели французскій или нѣмецкій соціалистъ ХХ-го вѣка, ибо, будучи французомъ, часто сражался за нѣмцевъ, чего, не будучи прямымъ измѣнникомъ, не могъ бы недавно сдѣлать никакой соціалистъ-интернаціоналистъ.

Читать далее

Просмотров: 5

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , | Комментарии к записи П. Муратовъ. Ночныя мысли. ѴІ. Имперіализмъ и націонализмъ отключены

Александръ Салтыковъ. Русь и Россія

Въ вышедшей нѣсколько лѣтъ тому назадъ книгѣ кн. А. М. Волконскаго «La verité historique et la propagande ukrainophile» есть одно чрезвычайно любопытное мѣсто, какъ нельзя лучше подтверждающее тотъ кризисъ націи, о которомъ я упомянулъ раньше (см. «Возр.» № 840), говоря о нашйхъ предреволюціонныхъ десятилѣтіяхъ. Противополагая два существующія въ современномъ русскомъ языкѣ имени нашей страны (Русь и Россія) и образованныя отъ нихъ прилагательныя (русскій и россійскій), авторъ поясняетъ, что послѣднее употреблялось въ наше время въ торжественныхъ формулахъ офиціальнаго языка, а ранѣе — «въ напыщенномъ стилѣ ХѴІІІ вѣка». Затѣмъ онъ говоритъ: «Въ слово Русь вкладывается чувство любви, горести и радости, въ словѣ россійскій чувствуется присутствіе имперіалистской идеи, въ словѣ же Россія звучитъ спокойное, дѣловое обозначеніе».

Да, кн. Волконскій безусловно правъ, что большинство изъ насъ думало и чувствовало такъ, какъ онъ говоритъ. Но потому-то мы и погибли, что думали и чувствовали такъ… И кромѣ того, онъ многаго не договариваетъ. Такъ, онъ забываетъ пояснить, что давно забытое, старое имя Русь было введено въ обиходъ, въ качествѣ поэтическаго архаизма, — лишь въ XIX вѣкѣ. Но поэтическіе архаизмы habent sua fata. Мы видимъ это въ дни нашей революціи, на примѣрѣ «Украины»; то же случилось еще раньше и съ «Русью». Она не замедлила вступить въ оппозицію съ «Россіей» и расколола психологически на двѣ части русскую душу и русскій міръ. Имя «Россія» понемногу отошло отъ народной души: оно стало представлять что-то — пусть хоть немного — чуждое, «имперіалистическое», слишкомъ офиціальное и сухое, и потому-то и потускнѣло въ народной душѣ.

Все это есть не что иное, какъ отраженіе въ самомъ языкѣ того сдвига, который одновременно происходилъ во всѣхъ сферахъ русской жизни, иначе говоря, — такъ отразилось разложеніе Имперіи.

Читать далее

Просмотров: 6

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Александръ Салтыковъ. Русь и Россія отключены

Александръ Салтыковъ. Народъ и нація

Въ «Возрожденіи» была помѣщена интересная и дающая обильный матеріалъ статья Питирима Сорокина объ американской демократіи. Не имѣя отнюдь въ виду возражать автору, — трудно не согласиться съ большинствомъ его доводовъ и выводовъ, — все же можно мыслить приводимые имъ факты и соображенія и въ нѣсколько иной плоскости.

Американскій общественный строй весьма далекъ, подобно всякому иному, отъ идеала. Даже болѣе того: американскій государственный порядокъ въ достаточной степени архаиченъ и во многомъ не соотвѣтствуетъ уже современнымъ, чрезвычайно усложнившимся, условіямъ американской жизни. Недостатки американской конституціи въ этомъ отношеніи многочисленны и бросаются въ глаза. И это понятно, такъ какъ если Америка и «молодая» страна, то конституція ея уже весьма старая; она старше всѣхъ современныхъ европейскихъ конституцій, даже англійской (въ ея нынѣшнемъ видѣ).

Но почему же, спрашивается, Америку, точнѣе — Соединенные Штаты, не разрушаетъ, въ конечномъ итогѣ, устарѣвшая конституція? Почему Штаты развиваются и быстро идутъ впередъ, несмотря на всѣ недочеты американской государственной и общественной практики? Отвѣтъ, кажется, не можетъ вызвать никакихъ сомнѣній. Дѣйственнымъ коррективомъ не только архаическій американской конституціи, но и многочисленныхъ темныхъ сторонъ самой американской жизни, является то, что Америка представляе собою — и притомъ въ высшей степени — живую націю.

Читать далее

Просмотров: 6

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , | Комментарии к записи Александръ Салтыковъ. Народъ и нація отключены

Дѣло о поцѣлуѣ

Какое расстояние между Америкой 1927 и 2018 годов.


Въ городѣ Клевландъ въ Соед. Штатахъ произошелъ слѣдующій «прискорбный» случай. Мѣстный полицейскій инспекторъ, совершавшій ночью обходъ городского парка, услышалъ странные звуки, привлекшіе его вниманіе. Разслѣдованіе было недолгимъ: на боковой дорогѣ онъ нашелъ автомобиль съ потушенными фонарями. Инспекторъ подошелъ къ машинѣ и обнаружилъ преступниковъ, нарушавшихъ законы общественной морали: онъ и она сидѣли въ авто и… цѣловались. Полицейскій вскочилъ на подножку и строго потребовалъ прекращенія безобразія. Пассажиры возмутились, заявили, что они наканунѣ повѣнчались и что поэтому все вполнѣ законно.

Полицейскій привыкъ къ подобнымъ отвѣтамъ. Онъ не позволилъ провести себя за носъ, самъ сѣлъ за руль и отвезъ молодоженовъ въ участокъ. Въ участкѣ выяснилось, что «преступники» не лгали. Оскорбленные молодожены, не удовольствовались извиненіями блюстителя нравственности и судебнымъ порядкомъ потребовали возмѣщенія моральнаго ущерба. Мировой судья внялъ доводамъ истцовъ и присудилъ съ инспектора 3.500 долларовъ.

Возрожденіе, №850, 30 сентября 1927

Просмотров: 4

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Дѣло о поцѣлуѣ отключены

В. Сергѣевъ. Письмо изъ Варшавы

Веселая компанія. — Шампанское льется рѣкой. — Неосторожный чиновникъ.

Варшавскому полпредству не везетъ… Еще не забыто дѣло объ убійствѣ Трайковича, вскрывшее истинный характеръ той «работы», которой полпреды занимаются заграницей, а новая исторія уже бросаетъ свѣтъ на бытовую сторону жизни «представителей пролетаріата».

Какъ и въ каждомъ большомъ городѣ, къ Варшавѣ есть свои ночныя увеселительныя мѣста. Къ числу наиболѣе фешенебельныхъ принадлежитъ загородный ресторанъ «Селянка», съ которымъ у совѣтскаго повѣреннаго въ дѣлахъ въ Варшавѣ, «товарища» Ульянова, связаны будутъ впредь не особенно пріятныя воспоминанія…
Дѣло было такъ… Въ ночь на 24 сентября с. г. въ «Селянкѣ», по обыкновенію, было шумно и весело. Особенно шумно и весело было въ одной изъ ложъ ресторана, которую занимала компанію, состоявшая изъ четырехъ мужчинъ и восьми «дамъ», постоянныхъ посѣтительницъ этого зала. Мужчины тоже, по-видимому, были въ «Селянкѣ» не въ первый разъ: по крайней мѣрѣ, вокругъ нихъ, какъ вокругъ постоянныхъ и хорошихъ гостей, суетилось нѣсколько лакеевъ, то и дѣло приносившихъ новыя блюда и новыя бутылки.

По мѣрѣ того, какъ время шло, а бутылки смѣнялись все чаще, за столомъ упомянутой компаніи становилось все веселѣе и шумнѣе. Лица, занимавшія сосѣдніе ложи и столики сначала смогли различить, что члены компаніи говорятъ между собой на русскомъ языкѣ. Затѣмъ къ нимъ стали долетать отдѣльныя слова и обрывки фразъ. Въ Варшавѣ всѣ отлично понимаютъ по-русски: поэтому многіе невольно прислушивались къ тому, что говорится за столомъ подвыпившей компаніи…

Вскорѣ не слушать сдѣлалось невозможнымъ. Было почти 4 часа утра, когда водка и вино смѣнились шампанскимъ и ликерами. Мужчины были уже совершенно пьяны, женщины отъ нихъ не отставали. Разговоръ за столомъ уже давно перешелъ грани шумной и веселой бесѣды и превратился въ безсвязное бормотаніе и отдѣльные громкіе возгласы.

Читать далее

Просмотров: 5

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи В. Сергѣевъ. Письмо изъ Варшавы отключены

А. Яблоновскій. Волчья справедливость?

Кто могъ бы думать?…

Совѣтская газета «Юманитэ» яростно защищаетъ свободу печати!…

Случай тяжелый и въ высшей степени неожиданный…

Это что-то въ родѣ лошади, которая ѣдетъ верхомъ на своемъ всадникѣ…

Правда, свобода печати защищается не вездѣ, а только во Франціи, и не для всѣхъ, а только для коммунистовъ, и не всегда, а только по «поводу».

Читать далее

Просмотров: 6

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи А. Яблоновскій. Волчья справедливость? отключены

«Разум то устал, то нем спросонок…»

Разум то устал, то нем спросонок.
Где бы я ни жил и ни дышал,
всюду ластится моя душа,
тихо и незванно, как котенок.
Мой домашний ангел, тихий зверь
выведет меня, не потеряет,
а куда — она сама не знает,
из любого «здесь» и всех «теперь».
Мир вовне; я в нем; душа во мне:
Тайна в тайне, в доме дом и сон во сне.

Просмотров: 2

Рубрика: Блог | Метки: , | Комментарии к записи «Разум то устал, то нем спросонок…» отключены

Шрёдингер о научной картине мира

Научная картина реального мира вокруг меня весьма неполная. Она дает множество фактических сведений, обобщает наш опыт в чудесном внутренно-непротиворечивом порядке, но она ужасно молчалива относительно всего и вся, что поистине близко нашему сердцу и важно для нас. Она не скажет нам ни слова о красном и синем, горьком и сладком, телесной боли и телесном наслаждении; она ничего не знает о прекрасном и уродливом, добром или злом, Боге и вечности. Наука иногда притязает на то, чтобы отвечать на вопросы в этих областях, но эти ответы часто настолько глупы, что мы не склонны принимать их всерьез.

Эрвин Шрёдингер, «Природа и греки».

Просмотров: 5

Рубрика: Круг чтения | Метки: , , | Комментарии к записи Шрёдингер о научной картине мира отключены

Шрёдингер о науке без философской основы

Часто бывает, что наука довольствуется тем, чтобы пошатнуть распространенные религиозные убеждения, не пытаясь их чем бы то ни было заменить. Так создается карикатурное явление: научно вышколенный, высокоосведомленный ум с невероятно детским — неразвитым или атрофированным — философским мировоззрением. 

Эрвин Шрёдингер, «Природа и греки».

Даю свой перевод, т. к. русское издание 2001 г. страдает болезнью почти всех переводов иноязычных книг, сделанных в новейшее время: толковник не понимает, о чем толкует.

Просмотров: 3

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Шрёдингер о науке без философской основы отключены