Начало

«О прошлом и настоящем распространено два мнения, и оба ложные: будто в прошлом не было зол, известных современности — и будто все зло осталось в прошлом. Последнее убеждение доходит до отождествления зла и истории (болезнь либерального ума). На деле прошлое и настоящее сотканы из одного материала; вопрос в соотношении частей. Другое заблуждение говорит: есть только одно прошлое, которое мы и должны принять. Это неверно. Прошлое, вопреки грамматической видимости, не имеет единственного числа. Прошедших много. Для живущих речь не о „приятии фактов“, но о выборе наследства, линии преемственности. Прошлое передает настоящему (а настоящее — будущему) целый пучок таких линий. И кто беспокоится о своем будущем, должен правильно выбрать себе прошлое».

Из моих книг. Читать дальше

Привет вошедшему. Осматривайтесь, читайте. Здесь — мои книги (их можно загрузить в интернете; отрывки можно прочитать прямо на сайте). Здесь фотогалерея — люблю фотографировать город…

В ноябре 2017-го на сайте снова появился блог. Вернулся, после долгого перерыва, и раздел о русском дореформенном правописании (так называемой «старой орфографии»), сменилось (на некоторое время) и правописание. С вопросом, почему я не считаю орфографию  Фортунатова-Луначарского удачным приобретением — сюда.

Коротко о разделах блога. В Круге чтения — выписки из прочитанных книг или статей. В Прессе первой эмиграции — статьи из русской свободной печати 20 — 30-х годов. Пособия по традиционной орфографии — в одноименном разделе.

Тимофей Шерудило

P. S. По поводу публикаций на сайте. Тексты сохраняют правописание первоисточника: советское, или традиционное, или традиционное упрощенное (без ера). Короткие цитаты приводятся приводились к традиционной орфографии.

Просмотров: 355

Рубрика: Блог | Комментарии к записи Начало отключены

В. Отто: «Божество <греков> не живет в человеческом сердце…»

Божество <греков> не живет в человеческом сердце, но пребывает снаружи, на до­роге, и человек должен отправиться в путь, чтобы встретиться с ним.

В. Отто. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Отто: «Божество <греков> не живет в человеческом сердце…» отключены

В. Отто: «Человек — не простое орудие богов…»

Человек — не простое орудие богов, а его наличное бытие — не только лишь площадка для божественных игр и деяний. Он и сам представляет собой нечто, и его собственные действия также необходимы. Живая деятельность человека встречается с чудом очарованного мира, вовлекающего его в свою очарованность. Полнота мира и полно­та человека сбываются вдруг и одновременно. На вопрос, где же тогда кончается человеческое и начинается божественное, невоз­можно ответить, ибо вера коренится в опытном познании того, что одно объемлет другое и совпадает с ним.

В. Отто. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Отто: «Человек — не простое орудие богов…» отключены

В. Отто: «Невозможно понять, что тот или иной народ мыслит о своих богах…»

Невозможно понять, что тот или иной народ мыслит о своих богах, не поняв пре­жде, что он мыслит о человеке.

В. Отто. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Отто: «Невозможно понять, что тот или иной народ мыслит о своих богах…» отключены

П. Муратовъ. Зерократія

Отъ редактора. — Зерократіей этот порядокъ до конца своего и остался, ея наслѣдство и приняли в 91-мъ.


Да проститъ меня г. Бажановъ, печатающій свои любопытнѣйшія и полезныя записки, за то, что свидѣтельство его заинтересовало меня болѣе всего, какъ живое и подлинное свидѣтельство одного изъ бывшихъ участниковъ совѣтской зерократіи. Этнологію этого страннаго (не очень, впрочемъ, страннаго) слова объяснять не приходится. Смыслъ его, надѣюсь, выяснится изъ дальнѣйшаго. Пока же, попутно, хотѣлось бы указать на удивительное непониманіе большой важности сообщеній г. Бажанова, которое обнаружила русская эмиграція.

Я не стану, конечно, говорить о постыдныхъ провинціализмахъ, т. е. о мелочныхъ попыткахъ «дискредитировать» записей и ихъ автора со стороны «конкурирующей газетой» уѣзднаго города, русскаго Парижа. Эти провинціализмы, увы, стали обычной вещью въ здѣшней уѣздной россійской жизни. Всѣмъ они надоѣли, никому они не нужны и все же конца имъ не предвидится. Но даже среди тѣхъ, кто не зараженъ смѣшными и мелочными счетами столповъ уѣзднаго общества, записки г. Бажанова встрѣтили, думается, не совсѣмъ надлежащее по степени своей напряженности вниманіе. Между тѣмъ, чего бы, казалось, еще ждать всѣмъ, кто занять вопросами «познанія совѣтской Россіи» ? Г. Бажановъ разсказалъ, благодаря особенностямъ своей прошлой дѣятельности (и разсказалъ весьма ясно и точно), о такихъ сторонахъ политической жизни большевизма, о которыхъ никто иной не могъ бы разсказать и о которыхъ съ такимъ отчетливымъ знаніемъ дѣла разсказывается вообще впервые. Подчеркиваю, что г. Бажановъ разсказалъ больше всего и лучше всего именно о политической жизни совѣтской Россіи, и это какъ разъ особенно цѣнно, ибо политическая жизнь и есть сторона наиболѣе скрытая отъ далекаго наблюдателя, тогда какъ объ экономической сторонѣ, о культурной, о бытовой все же можно составить кое-какое представленіе, даже и наблюдая ихъ издалека и со стороны. Право, чтобы разсказать такъ, какъ разсказываетъ г. Бажановъ, о политбюро, о секретаріатѣ партіи, о красной арміи, о ГПУ и другихъ частяхъ большевицкаго политическаго аппарата, надо продѣлать тотъ страшный опытъ, который столь удивительнымъ образомъ выпалъ на долю его «революціонной молодости»…

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи П. Муратовъ. Зерократія отключены

В. Отто: «Боги в полной мере осознают свое величие и сплоченность лишь через противопоставление…»

Боги в полной мере осознают свое величие и сплоченность лишь через противопоставление себя людям. Мы, в свою очередь, привыкли мыслить о божественной сущности как о занятой человеком и его нуждами и едва ли во­обще задаемся вопросом о ее наличном бытии помимо человека. Здесь же, напротив, духовный взор ищет высшего мира, который более не заботят люди, и пребывает в восхищении, созерцая его совершенство.

В. Отто. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Отто: «Боги в полной мере осознают свое величие и сплоченность лишь через противопоставление…» отключены

В. Отто: «Высшая мудрость должна была принадлежать не некоей потусторонней части жизни, но ее радостной мощи…»

Несмотря на величайшие различия характера и темперамен­та, все эти <греческие> боги имеют одну и ту же природу. Поэтому они зача­стую противопоставляются человеческому роду как некое един­ство: «боги» суть определение нечеловеческого; поэт зачастую даже говорит просто «бог» или «божество», как если бы, в ко­нечном итоге, существовала некая единая сила, действующая свыше в земном наличном бытии. Общим для всех богов является бессмертие, и они именуют­ся «вечными», пребывавшими всегда; однако из этого не выво­дилось догматических утверждений о том, что они никогда не рождались; какое это имело значение в сравнении с неизмери­мостью их жизни! Тем не менее их невозможно было предста­вить себе иначе, нежели в сиянии цветущей юности.Это весьма характерно для греческой идеи божества и может служить сим­волом ее своеобразной сущности. Другие народы были вовсе не против того, чтобы мыслить свое божество старым, даже древ­ним; тем более что такой образ как нельзя более выразительно подчеркивал его почтенную мудрость. Но глубинное чутье гре­ков противилось подобному. Старость для них была состоянием усталости, истощения и помрачения природы, той живой и свя­щенной природы, от которой ни при каких обстоятельствах не мог оторваться греческий дух. Даже высшая мудрость должна была принадлежать не некоей потусторонней части жизни, но ее радостной мощи, а познание — почивать не на неотмирном старческом лике, а на по-юному светлом челе и цветущих гу­бах Аполлона. «Бессмертное, не знающее старости», — таков отличительный признак всего божественного.

В. Отто. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Отто: «Высшая мудрость должна была принадлежать не некоей потусторонней части жизни, но ее радостной мощи…» отключены

О «новом человеке»

Одним из главных обещаний революции было обещание создать «нового человека». Рассмотрим же, какие средства она применяла, каких целей хотела достичь, и что у нее получилось.

Главным упованием революции была наука. Розанов, во времена недолгой своей левизны, восклицал: «в революции главное суть не сами революционеры, а наука». Наука, разум уничтожат религию и займут ее место. (О том, что «занять место религии» означает, собственно, «стать религией» — тогда не задумывались.) Наука создаст нового человека и новые отношения: разумные и справедливые. Новый человек получит образование, прежде ему недоступное, и процветет «общенародная», не только просвещенному классу доступная культура.

Таковы были надежды и обещания. Действительность оказалась иной.

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Мои книги. Очерки (2018) | Метки: , , | Комментарии к записи О «новом человеке» отключены

А. Ренниковъ. Status quo

Среди признаковъ, ясно указывающихъ на близкое возстановленіе національной Россіи, есть одинъ чрезвычайно существенный.

Это — постепенное возвращеніе всѣхъ противогосударственныхъ элементовъ на тѣ самыя мѣста, откуда они прибыли въ февралѣ.

Такъ сказать, возстановленіе статусъ кво анте.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Status quo отключены

В. Отто о первобытном религиозном мышлении

Современному человеку трудно, если не вообще невозмож­но, мыслить в парадигме этих причудливых воззрений, и луч­ше бы ему оставить их в покое, нежели искажать их, навязывая свои собственные мыслительные категории. Пример подобного искажения — когда говорят, что в доисторическую эпоху богов представляли себе как зверей, подобно тому, как в гомеровскую и послегомеровскую эпохи их представляли как людей. В олим­пийской религии имеет значение лишь человеческий образ бо­жества. Эта категоричность свидетельствует о коренной пере­стройке мышления, суть которой мы рассмотрим позже. Для древнейшего же образа мышления характерно отсутствие кате­горичности. Звериный образ бога ни в коей мере не исключает образа человеческого. На примере современных первобытных народов можно убедиться, как неверно предполагать в древней­шем человеческом мышлении то, что мы называем «простыми» понятиями, тогда как именно примитивное обычно бывает наи­менее простым. В мире этих мыслей и воззрений можно быть совершенно несомненным человеком или сверхчеловеком в че­ловеческом образе и одновременно зверем, растением или чем-нибудь иным, для нашего мышления совершенно с этим несо­вместимым; если же научное исследование в качестве своей от­правной точки берет конкретные и однозначные воззрения, оно с самого начала утрачивает шанс на понимание. В исторических религиях, всегда сохраняющих нечто от древнего и древнейше­го, будь то в культе, сказаниях или народных верованиях, мы также находим эту гибкость воззрений, в сравнении с которой наши представления, выросшие из желания господства над при­родой, кажутся застывшими и механическими. Божественная река — вот эта конкретная вода, течение которой я вижу, жур­чание которой слышу и которую могу зачерпнуть рукой; но в то же время она — телец, а кроме того — существо с человеческим обличьем, так же как первобытные племенные сообщества со­стоят из людей, которые одновременно могут быть орлами или еще чем-то подобным.

В. Отто. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Отто о первобытном религиозном мышлении отключены

В. Отто: «Спо­собность видеть мир в свете божественного…»

[В греческой религии] мы можем любоваться, как гениальностью, тем, что в других религиях всегда сковывается и сдерживается: спо­собностью видеть мир в свете божественного — и мир не какой-то страстно желаемый, вытребованный или мистически присут­ствующий в причудливых экстатических переживаниях, но тот, в который мы были рождены, частью которого являемся, с кото­рым тесно связаны посредством чувств и которому посредством духа обязаны всяческим изобилием и жизненной силой.

В. Отто. Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Отто: «Спо­собность видеть мир в свете божественного…» отключены