Почему «Русская Библіотека»? Потому что «совѣтское» противоположно русскому. Все у насъ, что имѣетъ національные корни, питаемо прошлымъ, живо для будущаго — есть русское. Сказавъ это, продолжу.
Россія въ 1917-мъ пережила культурное крушеніе. Чудеса техники, которыя такъ любилъ установленный послѣ 17-го года «новый порядокъ», не имѣютъ отношенія къ настоящей культурѣ — той, которая основывается на способности думать. Нельзя ожидать возстановленія высшихъ формъ культуры въ странѣ, пока не возстановлена историческая преемственность, нарушенная революціей. Нужно учиться у нашего прошлаго. Въ первую очередь намъ нужно учиться мысли: той мысли, которая не строитъ плотинъ и самолетовъ, не изобрѣтаетъ взрывчатыхъ веществъ и ракетъ.
Эта мысль послѣ «совѣтской власти» находится въ полномъ загонѣ. Послѣ 1918-го года ея домомъ на нѣсколько десятковъ лѣтъ стала Бѣлая эмиграція. Если Россія до 1917 была слишкомъ благополучно славянофильской наверху и соціалистической — въ образованной массѣ, то очищеніе отъ заблужденій славянофильства и соціализма было дано только Бѣлой эмиграціи, вѣрнѣе сказать — опредѣленной ея части (которую очень условно можно назвать партіей «Возрожденія», по имени объединявшей людей этого умоначертанія газеты). Пусть это очищеніе не охватило всѣхъ русскихъ умовъ заграницей, оно все же было — и плоды его оставлены намъ въ наслѣдство.
Эмиграціей оправдывается Бѣлое сопротивленіе «новому порядку» — несмотря даже на его военное пораженіе. Если бы не было Врангеля и Эвакуаціи 1920 года — намъ была бы доступна преемственность только съ Россіей до 1917-го, т. е., какъ сказано выше, или съ соціализмомъ, или со славянофильствомъ. Бѣлое дѣло сохранило для насъ культурную линію европейской, романовской Россіи, очищенную отъ крайностей какъ «передового европейства» (соціализмъ), такъ и романтической реакціи на это европейство (славянщина). К сожалѣнію, никто или почти никто не приложилъ усилій для переноса этого наслѣдства въ Россію тогда, когда была еще возможность — в 1990-е годы; а сейчасъ какое бы то ни было наслѣдство, кромѣ совѣтскаго, у насъ не въ цѣнѣ.
Итакъ, здѣсь вы найдете матеріалы изъ періодическихъ изданій Бѣлой эмиграціи, въ первую очередь — изъ парижскаго «Возрожденія». Но не только ихъ. Прежняя Россія все же не была сплошь «лѣвой». Были въ ней и Достоевскій, и Леонтьевъ, и Катковъ, и Тихомировъ… Думаю, съ теченіемъ времени здѣсь будетъ появляться все больше матеріаловъ изъ русскихъ изданій, выходившихъ до 1918-го.
На этихъ страницахъ принято традиціонное русское правописаніе. Это не причуда или фантазія. Пока русская мысль была свободной, пока была еще — она пользовалась именно традиціонной орфографіей. Цѣня эту мысль, мы должны цѣнить и форму, въ которой эта она отливалась, ибо форма трудноотдѣлима отъ содержанія.
- Николай Чебышевъ. Близкая даль
- Павелъ Муратовъ. Каждый День. 28 февраля 1931. Иконы въ СССР. II
- Павелъ Муратовъ. Каждый День. 28 февраля 1931. Иконы въ СССР
- Александръ Яблоновскій. Вѣкъ нынѣшній и вѣкъ минувшій
- Александръ Салтыковъ. Австрія. II
- Александръ Салтыковъ. Австрія
- Владиславъ Ходасевичъ. «Баня»
- Александръ Яблоновскій. «Ленинъ и его семья»
- Павелъ Муратовъ. Каждый День. Черносотенство есть отрицаніе Европы
- Л. Любимовъ. О новомъ націоналъ-большевизмѣ
- Павелъ Муратовъ. Передъ первымъ марта
- Н. Алексѣевъ. Тринадцать лѣтъ. Отъ Новочеркасска до Парижа
- Павелъ Муратовъ. Каждый День. 27 февраля 1931. Америка, полиція, гангстеры
- Павелъ Муратовъ. Каждый День. 22 февраля 1931. Общественный декорумъ
- Михаилъ Артемьевъ. Подпольная литература въ современной Россіи (окончаніе)
- Михаилъ Артемьевъ. Подпольная литература въ современной Россіи
- Александръ Салтыковъ. Летучія Мысли. 15 февраля 1931. Конецъ свѣта
- Андрей Ренниковъ. Судьба книги
- Графъ П. Бобринской. Зачарованный странникъ. О Константинѣ Леонтьевѣ
- Павелъ Муратовъ. Каждый День. 21 февраля 1931. «Піонеры» въ фашистской Италіи
- Александръ Салтыковъ. Святая Франція
- Александръ Салтыковъ. Летучія Мысли. О Достоевскомъ
- Григорій Ландау. Объ этническихъ государствахъ. Изъ книги «Сумерки Европы» (1923)
- Надежда Городецкая. Въ гостяхъ у Шмелева
- Бар. Б. Э. Нольде. Какъ совершился большевицкій переворотъ
Visits: 966