Павелъ Муратовъ. Каждый День. 28 февраля 1931. Иконы въ СССР

Большевицкая мерзость безпредѣльна. Кажется, можно было бы уже привыкнуть въ этой области ожидать отъ большевиковъ «всего»! И все-таки иной разъ не перестаешь удивляться… Очевидно, тутъ надо имѣть совсѣмъ какое-то особое «воображеніе».

Раскрываю, напримѣръ, номеръ художественнаго американскаго журнала «Артсъ», посвященнаго совѣтской выставкѣ иконъ, которая открыта теперь въ нью-іоркскомъ музеѣ. Сначала идутъ поразительныя произведенія, которыми гордилась и будетъ гордиться Россія (которыми какъ будто бы и нечего гордиться большевикамъ). И вотъ, наряду съ этими снимками — «совѣтская Троица», красный солдатъ, рабочій и крестьянинъ, изображенные въ иконномъ стилѣ и техникѣ. Надъ ними, вмѣсто Духа Святого, разумѣется, красный флагъ, серпъ и молотъ и прочія совѣтскія эмблемы…

***

Эта картинка, столь развязно помѣщенная рядомъ со снимками иконъ американскимъ авторомъ статьи, нѣкіимъ Альфредомъ Барромъ, напоминаетъ, кстати, о томъ, какъ всякая, даже хорошая мысль непремѣнно пріобрѣтаетъ мерзкое искаженіе въ совѣтской обстановкѣ.

Хорошая мысль, о которой я говорю, это была мысль сохранить традицію иконнаго дѣла и не дать умереть съ голоду иконнымъ мастерамъ, работавшихъ въ знаменитыхъ слободахъ Палеха и Мстера. когда ихъ настоящій трудъ оказался либо ненужнымъ, либо запретнымъ. Умѣніе и техника этихъ мастеровъ были примѣнены людьми, искренно желавшими добра и имъ, и ихъ дѣлу, къ изготовленію лакированныхъ украшенныхъ картинками коробочекъ. Но вотъ что получилось изъ этихъ картинокъ и изъ этихъ коробочекъ! «Совѣтская Троица» — это и есть одна изъ такихъ картинокъ на одной изъ такихъ коробочекъ. Похвальная какъ будто бы забота о сохраненіи иконной техники разрѣшилась вдругъ отвратительнымъ кощунствомъ.

***

Авторъ упомянутой статьи, Альфредъ Барръ, побывалъ, какъ онъ пишетъ, въ Россіи, и тамъ, очевидно, наслушался вещей, весьма далекихъ отъ истины. Работы мастерской, занятой расчисткой древнихъ иконъ и руководимой гг. Анисимовымъ и Игоремъ Грабаремъ, были ему представлены съ рекламными для совѣтской власти намѣреніями. Попутно eму былъ подсказанъ цѣлый рядъ оскорбительныхъ глупостей относительно роли русской церкви въ русской культурѣ — глупостей, которыя онъ, расчитывая, видно, на малую освѣдомленность американскаго читателя, не стѣсняется повторить! Само собой разумѣется, что и работа по раскрытію древнихъ иконъ, была изображена американцу, какъ одно изъ «достиженій» совѣтской власти….

Но вотъ, что онъ самъ разсказываетъ о судьбѣ этого «достиженія», давая интересныя свѣдѣнія, которыя въ свое время какъ-то ускользнули отъ вниманія русской заграничной печати. Въ 1927 году, по случаю юбилея «октября», были устроены въ Москвѣ разнообразныя «отчетныя» выставки. Въ томъ числѣ была устроена и очень интересная «отчетная» выставка реставраціонной мастерской, руководимой, какъ я уже сказалъ, гг. Анисимовымъ и Игоремъ Грабаремъ. И вотъ оказывается, что выставка, выставка иконъ была открыта всего на всего три дня. Центральный пополнительный комитетъ поспѣшилъ приказать закрыть ее, чтобы не вводить въ соблазнъ прибывшихъ на юбилейныя торжества крестьянскихъ делегатовъ.

Г. Альфредъ Барръ, столь дружественный къ большевикамъ, находитъ тутъ возможнымъ все-таки высказать «сожалѣніе» о допущенномъ ими, по его словамъ, «преувеличеніи». Къ «преувеличенію» этому относитъ онъ и то обстоятельство, что, запретивъ иконную выставку черезъ три дня послѣ ея открытія, власть поспѣшила и затруднить всячески доступъ не только русскихъ делегатовъ, но и иностранныхъ, въ тѣ музеи, гдѣ имѣются собранія иконъ, требуя отъ посѣтителей всякій разъ особое, спеціальное разрѣшеніе!

Павелъ Муратовъ
Возрожденіе, № 2097, 28 февраля 1931.

Visits: 18