Франк времен «Крушения кумиров», со всеми тогдашними иллюзиями. Но наблюдения интересны. Что вышло из будто бы поднимавшейся «новой культуры» — знаем…
Новое варварство и задачи нашего времени. На докладѣ С. Л. Франка
Дѣло идетъ о варваризаціи нашего времени, которая не есть плодъ или дѣло рукъ человѣческихъ. Докладчикъ не хочетъ теоретически разбирать процессъ варваризаціи, раскрывая причины его, а только желаетъ дать сводку жизненныхъ наблюденій надъ «характеромъ нашего времени». Но съ самаго начала у него получаются обобщенія. Такъ, С. Л. Франкъ утверждаетъ сходство культурныхъ процессовъ, совершающихся въ Европѣ и въ Россіи. Только въ Россіи все, будто бы, «въ сгущенномъ видѣ»… По мнѣнію докладчика, весьма, конечно, спорному, культурные процессы развиваются независимо отъ внѣшнихъ политическихъ событій. Великія политическія потрясенія только ускоряютъ такіе процессы. Такимъ образомъ въ Россіи варваризація шла и идетъ лишь ускореннымъ, по сравненію съ Западомъ, темпомъ. Сродство процессовъ качественное, а не количественное.
Наблюдаемый нами процессъ западной варваризаціи выражается въ ослабленіи интереса къ чистой мысли, къ наукѣ вообще, къ гуманитарнымъ предметамъ, въ частности и къ философіи, въ особенности. Докладчикъ даетъ рядъ примѣровъ. Положительно процессъ западной варваризаціи выражается, по мнѣнію С. Л. Франка, въ цѣломъ рядѣ моментовъ, особенно ярко въ повышенномъ интересѣ къ физическому развитію. Здѣсь Франкъ говоритъ о хорошо извѣстной роли спорта въ современной жизни не только молодежи, но и людей всѣхъ поколѣній. Нарастаетъ традиція грубости, нѣкій культъ физической силы: чѣмъ грубѣе спортъ, тѣмъ большій онъ вызываетъ къ себѣ интересъ. Это увлеченіе спортомъ, по мнѣнію С. Л. Франка, нельзя сравнивать съ любовью древнихъ народовъ къ физическимъ упражненіямъ и играмъ. Вторымъ моментомъ варваризаціи нашего времени является, по мнѣнію С. Л. Франка, упрощеніе эротической жизни. Это — гибель романтической любви. Съ ней исчезаютъ моменты трагичности, сложности, но исчезаетъ и поэзія жизни. Параллельно стоятъ явленія женской »моды. Это не капризъ времени, а болѣе глубокіе симптомы варваризаціи. Наблюдается тенденція къ упрощенію одежды, къ естественности, принятію мужскаго облика женщиною, т. е. уничтоженіе женственности, наконецъ тенденція къ культу нагого тѣла. Европейскій человѣкъ приближается къ голому дикарю. Аналогичны явленія къ искусствѣ, не столько даже въ самомъ художественномъ творчествѣ, сколько со стороны массоваго спроса на него: кинематографъ вытѣсняетъ театръ. Дѣло тутъ не въ удешевленіи представленій, немало есть и весьма дорогихъ кинематографовъ. Современная душа влечется къ нѣмому, къ той формѣ искусства, изъ которой родилась въ первобытную эпоху драма, къ пантомимѣ.
Далѣе европейская душа тянется къ танцу первобытныхъ народовъ. Танецъ принимаетъ характеръ грубой символизаціи половой жизни, въ отличіе отъ изысканности и утонченности недавняго еще прошлаго. Въ области музыки — мелодіи и гармоніи отступаютъ на задній планъ по сравненію съ остротой ритма и рѣзкостью темпа.
Переходя къ эволюціи политической жизни, С. Л. Франкъ тоже утверждаетъ сходство внутреннихъ процессовъ въ сов. Россіи и въ Европѣ и высказываетъ болѣе чѣмъ сомнительную мысль, что, какъ бы ни были различны цѣли большевизма и фашизма, явленія эти сродни другъ друга. Оба они знаменуютъ возвращеніе къ формѣ первобытной государственности. Развивается своеобразное сочетаніе индивидуализма съ коллективизмомъ. Обаяніе власти нынѣ покоится на личномъ обаяніи, а не на правовыхъ нормахъ.
Наконецъ, докладчикъ беретъ явленія религіозныя: здѣсь утонченный скептицизмъ смѣняется явленіемъ интенсивнаго богоотрицанія. Въ этомъ религіозномъ одичаніи — реакція чувственной жизни противъ того, что не укладывается въ ея рамки. Съ другой стороны развиваются суевѣрія: колдовство, магія и т. п.
С. Л. Франкъ предвидитъ, что нарисованной имъ картинѣ могутъ быть противопоставлены явленія совершенно другого порядка. Слѣдуетъ признать, что рядомъ съ одичаніемъ наблюдаются процессы и творческіе. Но они совершаются въ кругу избранныхъ, въ средѣ «духовной аристократіи», и происходятъ они не безъ связи съ варваризаціей массъ, ибо послѣдняя дѣйствуетъ возбуждающе на избранную часть общества.
Новое варварство есть явленіе внутренней гибели культуры. Если дикари не существовали никогда, то они сейчасъ нарождаются. Константинъ Леонтьевъ называлъ этотъ процессъ вторичнымъ упрощеніемъ, но совершается оно въ формахъ, которыхъ онъ не предвидѣлъ. Впрочемъ, по мнѣнію докладчика, есть и нѣчто прямо положительное въ этомъ процессѣ. Эго нѣкое омоложеніе, выходъ изъ старческаго состоянія. Но процессъ совершается съ невѣроятной остротой и быстротой, и докладчикъ не можетъ скрыть жуткаго чувства предъ этимъ явленіемъ. Процессъ представляется двойственнымъ: съ одной стороны, на соціальную сцену выступаютъ низшіе слои; съ другой стороны, верхніе культурные слои внутренно приспособляются къ низшимъ. Докладчикъ почему-то даетъ при этомъ «розовую» характеристику того, что происходитъ въ Россіи, въ отличіе отъ Европы, ибо въ Россіи со стороны низшихъ слоевъ наблюдается жажда къ культурѣ; наряду съ разрушеніемъ культуры совершается процессъ пріобщенія къ культурѣ. Въ Россіи зарождается новая органическая эпоха, нѣкая цѣлостность народная, исчезло разобщеніе интеллигениіи и народа. Эти оптимистическія характеристики мало обосновыва- ютси и скорѣе провозглашаются.
Въ общемъ, по мнѣнію Франка, варваризація — явленіе «космическое», а потому его нельзя морально оцѣнивать или осуждать, нельзя ему и организованно противостать. Но тѣмъ не менѣе на насъ лежитъ большая духовная работа, которая должна идти по двумъ путямъ: основная задача воспитательная, педагогическая, болѣе элементарная, вторая задача — блюденіе духовныхъ цѣнностей культуры. Это должно отразиться на всей практической работѣ въ будущемъ. Время чрезвычайно отвѣтственное. Планъ совѣтской власти зажечь міровой пожаръ совершенно не удался. Наблюдается, однако, процессъ тоже весьма зловѣщій: продолжается тлѣніе..
Въ развернувшихся преніяхъ приняли участіе Г. П. Ѳедотовъ, И. И. Бунаковъ, Н. А. Бердяевъ и др.
И. И. Бунаковъ не безъ основанія упрекалъ Франка въ квіетизмѣ. По его мнѣнію необходимо организованно бороться съ современнымъ варварствомъ, организованно, всѣмъ сообща создавать новыя цѣнности.
И. А. Бердяевъ отмѣтилъ, что возникновеніе соціальной цѣлостности, которую докладчикъ видитъ въ исчезновеніи преграды между интеллигенціей и народомъ, не означаетъ духовной цѣлостности. Россія, какъ цѣлостный образъ, не будетъ существовать, въ ней будетъ вестись большая духовная борьба, хотя и безъ рѣзкихъ соціальныхъ различій.
Интересно было выступленіе Г. П. Ѳедотова, говорившаго даже съ нѣкоторымъ паѳосомъ. Всякій шагъ на пути прогресса покупается цѣною упадка. Всѣ новыя цѣнности вытѣсняютъ старыя, и эта утрата болѣзненно переживается. Вопросъ въ томъ, что приходитъ на пустое мѣсто. Въ новой варваризаціи, по мнѣнію г. Ѳедотова, есть положительные .моменты: прежде всего — рожденіе героическаго человѣка. Въ прошломъ у насъ — образъ мѣщанина, писателя, кабинетнаго ученаго, неспособныхъ на твердое стояніе, на мученичество, а въ настоящемъ — героическая воля. Страннымъ образомъ воплощеніе этой «героической воли» оппонентъ відитъ въ фигурахъ боксера, женщины, переплывшей Ламаншъ и т. п. Они тоже ведутъ подвижническую жизнь. Греки ставили бы имъ не памятники, а алтари. Христіанскіе аскеты чрезвычайно цѣнили физическія упражненія древнихъ грековъ. Другой положительный моментъ — это усиленіе общенія, культивированіе товарищества, которое, по мнѣнію г. Ѳедотова, проявляется одинаково и въ фашизмѣ, и въ комсомолѣ, и въ скаутизмѣ, особенно если сопоставить эти явленія съ индивидуализмомъ XIX в. Нельзя также видѣть въ современности одно религіозное одичаніе, растутъ духовныя силы, связанныя съ ясновидѣніемъ, внушеніемъ, прозорливостью; духовныя потребности XX в. повысились въ сравненіи съ XIX вѣкомъ. Г. Ѳедотовъ увѣренъ въ томъ, что передовые люди нашего времени живутъ религіозной жизнью. Самое же существенное — религіозное ощущеніе, безъ него попытки къ развитію физической силы не приведутъ къ добру. Происходитъ бореніе силъ добра и зла. По мнѣнію г. Ѳедотова, на почвѣ спорта и техники борьба идетъ между Богомъ и діаволомъ.
Отвѣчая оппонентамъ, С. Л. Франкъ подчеркиваетъ, что онъ не считаетъ возможнымъ объяснять или раскрывать «причины» историческихъ процессовъ. Онъ не сомнѣвается въ томъ, что нарождается новая культура, но мы переживаемъ промежуточный періодъ упадка. Развивающееся «общеніе» есть явленіе положительное, какъ реакція на крайній индивидуализмъ. но формы его таковы, что оно сопровождается обѣднѣніемъ личныхъ запросовъ. Религіозное возрожденіе совершается въ избранной части общества, скорѣе въ интеллигенціи, чѣмъ въ широкихъ массахъ и оно лежитъ въ ииой плоскости, чѣмъ явленія, въ которыхъ обнаруживается волевой подъемъ. Отвѣчая И. И. Бунакову, С. Л. Франкъ снова подчеркиваетъ, что для него вся очерченная варваризація — «явленіе космическаго порядка». Здѣсь нельзя ничего творить: новыя цѣнности отъ Бога, а не отъ людей. Величайшимъ духовнымъ очагомъ и для современности является церковь, по въ русскомъ сознаніи она есть не организація, а организмъ.
S.
Возрожденіе, №521, 5 ноября 1926
Visits: 32