П. Муратовъ. О русской арміи

Неотразимый полемистъ «Послѣднихъ Новостей», вновь поминаюшій «г. Муратова» въ своихъ разсужденіяхъ о «Красной арміи», явно желаетъ лишить меня удовольствія вести съ нимъ письменныя бесѣды. Въ самомъ дѣлѣ, какой можетъ «выйти разговоръ» съ человѣкомъ, который «по всѣмъ правиламъ полемики» за васъ думаетъ и за васъ говоритъ то, чего вы не думаете и не говорите, «Любовь», которая велитъ положить жизнь «за други» и потому является движущей силой арміи, это, послѣ его «полемической» подстановки, оказывается «любовью» къ отцамъ командирамъ», и къ «вождямъ царскаго корня». И разумѣется, такая любовь — «мистика», которая «разлетится въ куски отъ разрывовъ современныхъ чемодановъ» (недуренъ стиль этихъ словесныхъ «совѣтизмовъ»!) Нѣтъ ужъ, пусть лучше неотразимый полемистъ сохранитъ свои столь яркіе образы для бесѣды… съ самимъ собой или съ г. Талинымъ, съ которымъ ему есть о чемъ поспорить. Въ самомъ дѣлѣ, ему и послѣ статьи г. Талина «не трудно отвѣтить утвердительно», что красная армія — это русская армія. А вотъ г. Талину это совсѣмъ не такъ не трудно. Увы, приходится еще разъ сказать «комплиментъ» г. Талину, не дожидаясь его обѣщанія отвѣтить мнѣ тѣмъ же, когда я напишу что-нибудь «объ итальянскомъ искусствѣ» (Скажу кстати, что я охотно писалъ бы больше объ итальянскомъ искусствѣ, если бы г. Талинъ и его коллега по «Послѣднимъ Новостямъ» меньше касались бы русской арміи). Комплиментъ же состоитъ въ томъ, что онъ необычайно точно опредѣлилъ истинное положеніе вещей, назвавъ красную армію «нынѣшней арміей того нынѣшняго государства, въ которомъ живутъ люди, именующіе себя русскими». Это совершенно правильно, и г. Талинъ вполнѣ добросовѣстно ставитъ вопросъ: можетъ ли онъ считать со своей собственной точки зрѣнія такую армію «русской*. И рѣшаетъ онъ этотъ вопросъ отнюдь не «безъ труда». По его мнѣнію «съ точки зрѣнія монополистовъ патріотизма, марковскихъ послѣдователей и послѣдышей, націоналъ-максималистовъ и махровыхъ націоналистовъ красная армія несомнѣнно становится все болѣе и болѣе „русской“ (въ кавычкахъ), и это обстоятельство нѣсколько пугаетъ назвать ее „русской“ безъ кавычекъ». Онъ не скрываетъ отъ насъ своихъ опасеній «эволюціи русской арміи въ сторону такой русскости» и единственно, что все же заставляетъ его «лично» считать красную армію до нѣкоторой степени русской, это то, что «нынѣшняя армія Россіи состоитъ на 80 проц. изъ русскихъ крестьянъ, набираемыхъ въ порядкѣ всеобщей и обязательной воинской повинности». Отъ этой осторожно опредѣленной «нынѣшней арміи Россіи» далеко до категорическихъ утвержденій его коллегъ, что «красная армія есть уже русская армія».

Обмѣниваться мнѣніями съ г. Талинымъ о томъ, что такое русская армія, пожалуй, и безполезно. Слово «русскій» его рѣшительно пугаетъ и вызываетъ въ немъ мрачныя реминесценціи. И «русскость», по его мнѣнію, это какое то ужасное качество, оцѣниваемое лишь тѣми страшными личностями, списокъ которыхъ съ его словъ я выше привелъ. Такое отношеніе къ слову «русскій» для меня не ново, и не г. Талинымъ оно выдумано. Помню, тринадцать лѣтъ тому назадъ (во время войны!) милѣйшіе русскіе люди, редактировавшіе «Русскія Вѣдомости», вычеркнули изъ какой-то моей безобидной статьи всѣ упоминанія о «русскомъ человѣкѣ». Что-то имъ мерещилось въ этомъ словѣ «русскій», чуть ли не отъ «Союза Русскаго Народа», и я не удивился бы если бы даже названіе ихъ собственной газеты показалось имъ тогда нѣсколько «погромнымъ». Но г. Талинъ меня удивляетъ теперь, ибо я все-таки думалъ, что хотя бы цѣной страшныхъ испытаній, выпавшихъ на долю всего русскаго, слово «русскій» достаточно «реабилитировано» даже въ глазахъ г. Талина…

А вмѣстѣ съ тѣмъ, есть вѣдь и очень простой «критерій» для оцѣнки съ личной его и съ личной моей точки зрѣнія, оказывается ли красная армія русской арміей, то есть иначе говоря и нашей съ нимъ арміей, ибо вѣдь оба мы, какъ ни какъ русскіе литераторы, (а если нѣтъ, то кто же мы такіе?) Если это была бы дѣйствительно наша армія, то по первому призыву въ нее мы исполнили бы нашъ долгъ. Но я не думаю, чтобы мы съ нимъ это сдѣлали.

П. Муратовъ.
Возрожденіе, №1060, 27 апрѣля 1928

Visits: 22