Павелъ Муратовъ. Каждый День. 9 іюня 1931. Нѣмецкая молодежь и Гитлеръ

Въ англійской газетѣ «молодой англичанинъ» разсказываетъ, какъ очутился онъ случайно въ Духовъ день въ большой компаніи нѣмецкой молодежи, совершавшей праздничную увеселительную поѣздку на пароходѣ по Рейну. — То были мальчики и дѣвочки средняго школьнаго возраста въ 15-17 лѣтъ. Погода стояла отличная, Рейнъ катился тихо мимо своихъ настойчиво-живописныхъ береговъ. Нѣмецкіе мальчики и дѣвочки пѣли нѣмецкія пѣсни. Потомъ, познакомившись съ молодымъ англичаниномъ — англійскія. Вотъ тутъ-то и состоялся переходъ къ политикѣ…

***

Нѣмецкіе мальчики и дѣвочки спросили англичанина, желаетъ ли онъ послушать гитлеровскія пѣсни? Когда онъ заинтересовался этимъ, оказалось, что вся молодежь на пароходѣ поголовно знаетъ и любитъ эти пѣсни. Оказалось, что вся эта милая молодежь обожаетъ Гитлера, обожаетъ и гитлеровскую эмблему — пресловутую свастику. Школьными правилами открытое ношеніе значковъ съ этой эмблемой воспрещено. Тѣмъ болѣе, разумѣется, распространено ношеніе скрытое: ее носятъ на подкладкѣ куртки или шляпы, на подвязкѣ чулка… Послѣ обозрѣнія скрытыхъ значковъ со свастикой завязался настоящій политическій разговоръ. «Молодая Германія, — замѣчаетъ англичанинъ, — только и мечтаетъ сейчасъ о томъ днѣ, когда карта Европы будетъ опять заново перестроена».

***

Я не буду сейчасъ касаться политической стороны этихъ чаяній «молодой Германіи». Тѣмъ болѣе, что они достаточно всѣмъ извѣстны, и достаточно всѣмъ ясно, къ чему они въ концѣ концовъ могутъ привести… Меня интересуетъ вопросъ, если такъ можно выразиться, — «педагогическій». Гдѣ именно современная нѣмецкая молодежь обрѣтаетъ источникъ своихъ нынѣшнихъ настроеній — въ семьѣ или въ школѣ?

***

Вотъ тутъ, мнѣ кажется, не слѣдуетъ обманываться видимостью нѣкоторыхъ вещей, имѣющихъ на самомъ дѣлѣ какъ разъ противоположную сущность. Семьѣ нѣмецкой живется тяжело, отсюда как будто бы проистекаетъ возможность того, что это именно она заражаетъ дѣтей различными «несбыточными» чаяніями. Съ другой стороны, школа, какъ мы только что видѣли, воспрещаетъ открытое ношеніе гитлеровской эмблемы… Однако самый контингентъ нѣмецкихъ «наци», упорно связанный со средней и высшей школой, свидѣтельствуетъ наглядно о томъ, что именно школа оформляетъ тѣ смутныя первыя настроенія недовольства, которыя пріобрѣтаются быть можетъ и въ семьѣ. Съ другой стороны, запрещеніе до поры до времени открытаго ношенія значковъ со свастикой не мѣшаетъ нынѣшней нѣмецкой школѣ смотрѣть «болѣе, чѣмъ сквозь пальцы» на тайный (не особенно тайный!) культъ этого нынѣшняго нѣмецкаго талисмана.

***

Мнѣ кажется, что современная школа Германіи, Италіи, да и вообще во всѣхъ странахъ, гдѣ практикуется или поддерживается нѣкоторая государственная соціальная или политическая доктрина, есть явленіе весьма болѣзненное, и очень мало понятное для того поколѣнія русскихъ людей, которое знало русскую довоенную школу съ ея благороднымъ политическимъ нейтралитетомъ. Тутъ я провижу нѣкоторыя негодующія возраженія и напоминанія о гонимыхъ профессорахъ и пострадавшихъ студентахъ. Да, прежняя русская государственная власть пресѣкала сурово (иногда слишкомъ всерьезъ сурово) — политику. Но никто не могъ обвинить ее въ томъ, что она стремилась проводить въ школѣ всѣми способами свою собственную политику, что она упрямо и искусно изготовляла однообразныхъ фигурантовъ, потребныхъ для выполненія «агитаціонныхъ» заданій. «Агитаціонныхъ заданій» она вообще не знала и не понимала. Она теперь показась бы слишкомъ старомодной въ своемъ величественномъ и небрежномъ пониманіи собственныхъ прерогативъ, ибо не нуждалась она ни въ какой рекламѣ свѣтовой вывѣски или громкоговорителя…

Павелъ Муратовъ.
Возрожденіе, № 2198, 9 іюня 1931.

Views: 24