Опустошенныя души

Отъ редактора. Чѣмъ начинали въ 1920-е, тѣмъ и кончали въ 1980-е. Молодежь проводила большевизмъ съ тѣмъ же глубокимъ цинизмомъ, съ какимъ встрѣчала по первымъ его плодамъ: «Мы вѣдь соціализма строить не будемъ! Мы учились для того, чтобы зашибать деньгу».


Для сужденія о состояніи общества нѣтъ, можетъ быть, болѣе надежнаго критерія, нежели заботы, проявляемыя имъ о воспитаніи молодого поколѣнія. То общество, которое умѣетъ поддерживать въ молодежи бодрый духъ, которое умѣетъ направлять ее къ ученію и труду, указать ей здоровые выходы и оберечь ее отъ опасностей ранняго пробужденія сексуальности, такое общество стоитъ на правильномъ пути и можетъ увѣренно смотрѣть на свое будущее. Наоборотъ, когда на глазахъ у общества молодежь, лишенная всякаго идеала, предается унынію и растрачиваетъ свои силы, предаваясь скороспѣлому эротизму — тогда это признакъ тяжелой болѣзни, глубокаго кризиса самого общества.

Присмотримся съ этой точки зрѣнія къ обществу, живущему подъ эгидой совѣтской власти, и послѣдуемъ за тѣмъ надежнымъ проводникомъ, какимъ въ данномъ случаѣ является «Комсомольская Правда», надежнымъ потому, что факты, вскрываемые ею, явно убійственны для совѣтскаго режима. Правда, газета приписываетъ эти факты только къ части молодежи, а именно молодежи антисовѣтской. Но въ этомъ отношеніи она явно клевещетъ, ибо ей приходится признать, что среди характеризуемыхъ ею типовъ попадаются и комсомольцы, т. е. плоть отъ плоти режима. А мы, съ другой стороны, достаточно знаемъ о вліяніи церкви на антисовѣтскую молодежь, чтобы относить именно къ ней утвержденія «Ком. Правды». Нѣтъ, именно къ совѣтами сформированной молодежи, къ той, которая оказалась внѣ вліянія церкви и сохранившей добрыя традиціи семьи, относится рисуемая газетой картина.

Но пойдемъ за избраннымъ нами проводникомъ. Одушевлена ли совѣтская молодежь какимъ либо идеаломъ? Замѣнены ли высокіе порывы недавняго прошлаго новой романтикой строющагося соціализма, предвкушеніемъ участія въ созиданіи новаго міра? Нѣтъ, тысячу разъ нѣтъ! «Наша жизнь безцвѣтна, наша жизнь тосклива» — утверждаетъ юный поэтъ на страницахъ нелегальнаго школьнаго журнала. Ученикъ выпускного класса елецкой школы, окружающую его и его товарищей обстановку называетъ «дѣловой пошлостью нашихъ дней». А одинъ его московскій товарищъ съ рѣдкой откровенностью и прямотой заявляетъ: «Мы вѣдь соціализма строить не будемъ! Мы учились для того, чтобы зашибать деньгу».

Конечно, насъ не огорчаетъ то, что современная молодежь не собирается строить соціализма. Въ преодолѣніи соціалистической эпидеміи, свирѣпствовавшей среди дореволюціонной молодежи, мы видимъ какъ разъ залогъ возможности созданія новой крѣпкой Россіи. Но для того, чтобы здоровы были молодыя души, реализмъ долженъ быть въ нихъ разбавленъ той или иной романтикой, тѣмъ или инымъ идеаломъ, той или иной вѣрой. А этого, видимо, нѣтъ въ той молодежи, кодирую мы именуемъ совѣтской.

«Глубочайшимъ упадочничествомъ» вѣетъ отъ большинства неофиціальныхъ вольныхъ журналовъ, свидѣтельствуетъ нашъ «проводникъ». Герои разсказовъ непремѣнно кончаютъ трагически: ихъ убиваютъ или они «самоубиваются»… Журналы носятъ декадентскіе заголовки: напр., «Голубые блики»…

Это отсутствіе идеала усугубляется тяжелой болѣзнью, неизбѣжно поражающей всякую дурно-руководимую молодежь — преждевременнымъ, заслоняющимъ подчасъ все остальное, развитіемъ сексуальныхъ инстинктовъ.
«Романы, — въ мечтаніяхъ или въ дѣйствительности, — поглощаютъ добрую половину энергіи», — пишетъ «Комс. Правда»…

«Послушайте болтовню по коридорамъ. Какая блестящая освѣдомленность въ сортахъ духовъ, пудръ, перчатокъ! Загляните въ лица: крашеныя губы, подведенныя брови, рѣсницы. Властитель думъ — «Онъ», женихъ, любимый киноартистъ, «душка Фербенксъ» или провинціальное «свѣтило», мѣстный актеръ изъ драмат. театра. По вечерамъ бѣгаютъ провожать его толпой, его иниціалы вырѣзываютъ перочиннымъ ножомъ на партѣ».

Не лучше и мужская половина молодежи. «Пятнадцати-шестнадцатилѣтніе юноши таскаютъ за рубашкой засаленныя и просмотрѣнныя насквозь открыточки самого легкаго содержанія. Подъ партами ходятъ завѣтныя «Записки кушетки» и «42 приключенія парижской проститутки». А порнографическіе журналы, листовки, анкеты? Ими наводнены школы II ступени. Ими наводнены спеціальные курсы».

Многое изъ сказаннаго встрѣчалось и въ дореволюціонной школѣ, свидѣтельствуя о болѣзненномъ состояніи тогдашняго общества. Но «вотъ, и новое, вошедшее въ школьный бытъ уже послѣ революціи. Заглянемъ во время перемѣны въ одну изъ петроградскихъ школъ. Фокстротирущія пары — вотъ первое, что намъ бросится въ глаза. Фокстротъ въ коридорѣ, фокстротъ въ раздѣвалкѣ, фокстротъ даже… между партами».

Не романтика, любовь, а игра въ любовь, любовныя забавы занимаютъ, такимъ образомъ, виднѣйшее мѣсто въ думахъ тѣхъ, кому по «совѣтскому заданію», полагалось бы готовиться къ почти аскетической жизни во имя строительства соціализма! Но не только объ этомъ уклонѣ повѣствуетъ намъ нашъ проводникъ. «Пьянство — широко распространенное явленіе — повѣствуетъ онъ. — Въ майкопской школѣ создалось цѣлое тайное общество съ членскими взносами: «ВИЗ», что значитъ — «Выпить и закусить». Въ 17-й замоскворѣцкой школѣ «вино и женщины» соединились еще и съ картами. Существовалъ картежный кружокъ, играли всерьезъ и на выигранныя деньги катали дѣвицъ».

Грозная опасность во всемъ этомъ для будущаго. Тѣ, чьи души оказались опустошенными пропагандой офиціальной истины, конечно, не будутъ строить соціализма; но, можетъ быть, они окажутся неспособными къ какому бы то ни было строительству вообще, а «зашибать деньгу» сумѣютъ не творческимъ трудомъ, а лишь геніально разработаннымъ подъ властью совѣтовъ «рвачествомъ».

Но не будемъ предаваться излишнему пессимизму. Не всѣ, какъ мы сказали, отвѣчаютъ очерченному «Комсомольской Правдой», тину совѣтской молодежи. Да и среди этой послѣдней есть, несомнѣнно, много натуръ, жаждущихъ идеала, но не встрѣтившихъ на своемъ короткомъ жизненномъ пути звѣздъ путеводныхъ. Колесо исторіи повернется, конечно, не усиліями молодыхъ упадочниковъ. Но многіе изъ нихъ найдутъ то, чего они безсознательно жаждали, когда преображенное общество станетъ для нихъ надежнымъ просвѣщеннымъ наставникомъ.

Редакціонная статья.
Возрожденіе, №1158, 3 августа 1928

Visits: 21