Н. Бѣляковъ. Харбинъ

Отъ редактора. — Исторія и географія зарубежной Россіи. Харбинъ — русскій городъ, на нѣсколько десятковъ лѣтъ сохранившій свободу, пока и сюда не дотянулся совѣтскій сапогъ…


Я пріѣхалъ въ Харбинъ лѣтомъ 1923 года, прямо изъ Берлина, и пробылъ на Дальнемъ Востокѣ около четырехъ лѣтъ. Прежде, — даже до послѣднихъ минутъ на нѣмецкомъ пароходѣ, который меня доставилъ въ Шанхай, — Харбинъ представлялся мнѣ какимъ-то убогимъ, провинціальнымъ, затерявшимся гдѣ-то далеко въ дикой Манчжуріи городкомъ. Но промелькнулъ Сингапуръ, красивый Гонконгъ, шумный Шанхай, наконецъ, Мукденъ — и, вотъ, гостепріимно принялъ меня русскій поѣздъ Китайской Восточной жел. дор., идущій отъ Чанъ-Чуна.

Большая была радость, послѣ скитанія по Европѣ, очутиться въ настоящемъ русскомъ поѣздѣ. Просторные, новые вагоны — наши русскіе, удобные, широкіе; русская кондукторская бригада, вѣжливая и расторопная; вагонъ-ресторанъ съ отличнымъ буфетомъ. Плавно и быстро шелъ экспрессъ. Мелькали опрятныя совсѣмъ русскія станціи съ непремѣнными «царскими» садиками и клумбами цвѣтовъ. Повсюду стояла желѣзнодорожная русская полиція. Было совсѣмъ такое чувство, что попалъ на родину.

Вотъ и Харбинъ. Большой городъ, прекрасно распланированный, широкія улицы съ многоэтажными каменными домами, тротуарами и благоустроенными садами; много православныхъ храмовъ; огромные отели современнаго типа; банки; множество магазиновъ русскихъ, китайскихъ, японскихъ, американскихъ и нѣмецкихъ; консульства всѣхъ державъ.

Шумливая, торговая столица со стотысячнымъ русскимъ населеніемъ и рядомъ — трехсоттысячный огромный китайскій Фудзя-Дянъ.

Тогда только что былъ отпразднованъ двадцатипятилѣтній юбилей Харбина. И подумать, что всего двадцать пять лѣтъ назадъ здѣсь ютилось около желѣзнодорожной станціи лишь нѣсколько десятковъ деревянныхъ домиковъ. Постройка русскимъ правительствомъ Китайской дороги была огромнымъ благодѣяніемъ для далекой и пустынной тогда Манчжуріи. Быстро росло населеніе, а дѣвственная плодоносная почва, обиліе лѣсовъ и горныхъ богатствъ этого богатѣйшаго края — все содѣйствовало развитію сельскаго хозяйства и горной промышленности. Въ настоящее время Манчжурія одна изъ самыхъ богатыхъ провинцій Китая.

Харбинъ единственный русскій городъ, не пострадавшій отъ большевиковъ, благодаря умному и находчивому генералу Хорвату, который вовремя усмотрѣлъ, что ему не спасти городъ и линію К.-В. жел. дор. отъ революціонизированной улицы, т. е. попросту отъ грабежа, наснлія и крови, и тогда предложилъ правителю Манчжуріи, маршалу Чанъ-Цзо Лину, [1] немедленно занять городъ и полосу отчужденія желѣзной дороги китайскими войсками, что маршалъ и сдѣлалъ. Китайскія войска, несмотря на тогдашнее свое убожество, блестяще выполнили задачу. Красное русское воинство сдалось безъ боя, было разоружено, посажено въ товарные вагоны и отправлено восвояси. Это произошло въ 1918 году.

Харбинъ и вся линія К.-В. ж. д. дали пріютъ многочисленному русскому бѣженству изъ Сибири и приволжскихъ губерній и остаткамъ бѣлой арміи адмирала Колчака. Надо отмѣтить что китайское правительство, и въ особенности покойный маршалъ Чанъ-Цзо-Линь, отнеслись благожелательно къ русской эмиграціи. Харбинъ скоро сталъ просвѣтительнымъ центромъ для всего края. Образовалось нѣсколько русскихъ гимназій, реальныхъ и коммерческихъ училищъ, прекрасный политехникумъ и, наконецъ, нѣсколько факультетовъ университета. Все это было переполнено учащейся молодежью, національно настроенной и глубоко вѣрующей въ спасеніе Россіи. Издавалось нѣсколько газетъ различныхъ политическихъ оттѣнковъ.

Въ блестящемъ состояніи находилась тогда желѣзная дорога, подъ управленіемъ талантливаго и энергичнаго русскаго инженера Б. В. Остроумова и его сослуживцевъ. Въ короткій срокъ дорога была приведена въ образцовое состояніе. Въ особенности хорошо были оборудованы желѣзнодорожныя мастерскія для ремонта паровозовъ и вагоновъ. Было также построено желѣзнодорожное собраніе съ театромъ и разбиты парки. Рабочіе и служащіе жили въ каменныхъ домахъ, пользовались всѣми удобствами, вообще отличались зажиточностью, имѣли много скота, птицы и т. п.

Благодаря твердому и разумному управленію, вскорѣ К.-В. ж. д. стала давать крупный дивидендъ. Конечно, и это содѣйствовало быстрому развитію сельскаго хозяйства, да и всей промышленности въ Манчжуріи. Знаменитый манчжурскій бобъ и огромные урожаи пшеницы сдѣлали свое дѣло. Тогда уже вывозилось заграницу, въ Англію, Германію, Данію, Швецію и другія страны до 150 милліоновъ пудовъ бобовъ и пшеницы. А изъ Монголіи отправлялось много скота. Харбинъ былъ наполненъ многочисленными торговыми иностранными компаніями.

Все это продолжалось до 1924 года. Англійское правительство признало безумную и кровавую деспотію надъ Россіей; подъ давленіемъ Англіи, призналъ вскорѣ эту власть и Пекинъ, а черезъ нѣсколько мѣсяцевъ и правитель Манчжуріи. Откровенно говоря, китайцы не отдавали себя отчета въ сущности коммунизма и только позже смута, охватившая Китай, открыла глаза его правителей на то, что это за «доктрина». Оговорившись въ первомъ параграфѣ соглашенія сь совѣтами объ отказѣ послѣднихъ отъ пропаганды, китайцы на томъ и успокоились. Но развѣ для совѣтовъ существуютъ честные договоры?

Рѣшено было управлять дорогой на равныхъ началахъ, но совѣтское правительство сумѣло выговорить себѣ право назначать управляющаго дорогой и его помощника. Этимъ самымъ дорога отдавалась всецѣло зъ руки большевиковъ. Управляющимъ былъ назначенъ нѣкто Ивановъ, кажется, латышъ — не то извозчикъ, не то слесарь. Назначеніе это, само по себѣ, было пропагандой коммунизма среди рабочихъ-китайцевъ. Помощникомъ Иванову былъ назначенъ старый русскій инженеръ Ейсмонтъ. Всѣ служащіе и рабочіе дороги обязаны были принять совѣтское подданство. Началось изгнаніе старослужащихъ, не пожелавшихъ принять этого подданства, и сразу пошла бѣшеная пропаганда по всей линіи. Появились въ Харбинѣ комсомольцы, піонеры. По улицамъ города потянулись красные похороны съ демонстраціями. Чуть ночь — драки съ убійствами. А въ Китаѣ — подкупы генераловъ, агитація въ Пекинѣ, въ Кантонѣ.

Въ огромномъ государствѣ вспыхнула гражданская воина. Удачно сопротивлялся умный и твердый правитель Манчжуріи, Чанъ Цзо-Линъ. Взязъ Пекинъ, изгналъ попросту совѣтскихъ пословъ и обыскалъ совѣтское посольство. Но борьба съ южанами и новымъ полководцемъ, Чанъ-Кайши, окончилась, какъ извѣстно, отступленіемъ манчжурскаго диктатора въ Мукденъ и, наконецъ, трагической его смертью.

Однако сейчасъ можно говорить о неизбѣжномъ изгнаніи большевиковъ изъ Манчжуріи. Несомнѣнно: большевики проиграютъ ставку свою на Китай! Дѣло въ томъ, что манчжурская армія изъ нестройныхъ, плохо вооруженныхъ массъ, нынѣ представляетъ собой армію, привыкшую въ теченіе пяти лѣтъ къ сраженіямъ. Этому содѣйствовало, конечно. формированіе еще тѣмъ же Чанъ-Цзо Линомъ русскихъ бѣлыхъ отрядовъ изъ трехъ родовъ оружія, сражавшихся все время въ рядахъ китайскихъ войскъ. Учреждено было военное училище, какъ для русскихъ, такъ и для китайцевъ, выпускавшее ежегодно офицеровъ въ китайскую армію.

Но не только усиленіе китайской арміи, есть и другая причина, почему положеніе красной арміи въ предѣлахъ Восточной Сибири тяжелое. Дѣло въ томъ, что коренное населеніе этого края безповортно враждебно совѣтской власти. Въ свое время весьма зажиточное, никогда не знавшее крѣпостного права, надѣленное вдосталь плодородной пахотной землею и богатыми пастбищами, имѣвшее огромное количество скота, зерна, пушнины, — это населеніе теперь обѣднѣло и даже узнало голодъ. Оно уразумѣло, наконецъ, вполнѣ сущность красной власти и стало относиться къ ней открыто враждебно. Что касается «пролетаріата», т. е. распропагандированнаго фабричнаго элемента, то въ Восточной Сибири количество его ничтожно; большевикамъ на Дальнемъ Востокѣ не на кого опереться.

Съ другой стороны, красная армія въ Сибири ненадежна. Сколько было уже случаевъ присоединенія ея частей къ возмутившимся крестьянамъ и казакамъ. Кстати, появилось за послѣднее время много партизанскихъ отрядовъ въ тылу у большевиковъ. Одна надежда совѣтской Москвы — это спеціальные отряды ГПУ, но ихъ недостаточно. Положеніе власти на восточной ненадежно, а плохой урожай и невозможность привоза зерна изъ Манчжуріи можетъ повести и къ безвыходному положенію.

Несомнѣнно одно: русская дальневосточная эмиграція должна сыграть свою роль. Въ бытность мою въ Харбинѣ, знакомясь съ группами различно окрашенными политически, я пришелъ къ выводу, что цѣль у всѣхъ этихъ группъ одна: скорѣйшее избавленіе отъ ненавистной власти. Эта цѣль дѣйствительно объдиняетъ всѣхъ, независимо отъ уклоновъ влѣво или вправо. Конечно, были
и на Дальнемъ Востокѣ поддѣлывавшіеся къ большевикамъ, попросту изъ-за куска хлѣба, были и соглашатели, якобы изъ принципіальныхъ соображеній, но все это исключенія немногочисленныя и неважныя.

Слѣдуетъ еще отмѣтить необыкновенно патріотическое настроеніе молодежи, особенно изъ студенчества! Любовь къ Россіи и страстное желаніе возстановленія законной власти были, по крайней мѣрѣ, два года назадъ, тѣмъ стимуломъ, которымъ жила вся эмигрантская русская молодежь. Это настроеніе за послѣдніе два года могло только укрѣпиться.

Среди дальневосточной эмиграціи находятся остатки бѣлой арміи адмирала Колчака. Все это люди твердые, закаленные въ бояхъ съ красными въ Сибири и въ Китаѣ, люди сильные духомъ и жаждущіе избавленія отъ красной нечисти.

Скоро настанетъ время, когда ослабѣвшіе большевики не будутъ въ силахъ держаться на окраинахъ, и тогда событія на Дальнемъ Востокѣ могутъ сыграть рѣшающую роль.

[1] По современному чтенію Чжанъ Цзолинь. Генералиссимусъ сухопутныхъ и морскихъ силъ Китайской Республики (1926). Погибъ въ ходѣ покушенія, устроеннаго большевицкими агентами въ 1928 г.

Н. Бѣляковъ.
Возрожденіе, №1604, 23 октября 1929

Views: 25