Николай Чебышёвъ. Востокъ и Европа

І

У Европы есть показатель ея мощи: она можетъ себѣ позволить опасные опыты въ родѣ соціализма и подстрекательства дикарей къ истребленію бѣлыхъ. Большевизмъ игрушка ума пресыщенной бѣлой буржуазіи. Это не потѣха для нищихъ: нищіе хотятъ одного — быть буржуями. Не подлежитъ сомнѣнію, что грозные призраки Востока вызваны тоже самой Европой.

Мысли эти подтверждаетъ книга Анри Массиса «Защита Запада», о которой на дняхъ была помѣщена въ Возрожденіи рецензія гр. И. Бобринскаго.

Востокъ пробуждается потому, что мы его цѣлое столѣтіе тормошимъ. И будимъ мы его въ одномъ и томъ же направленіи. Проснись скорѣе и съѣшь насъ: мы банкроты.

Вотъ модный лейтъ-мотивъ современнаго европейца.

По мнѣнію Массиса, Востокъ сочиненъ Западомъ. Съ легкой руки старорусскихъ мистиковъ, пресыщенныхъ европейскимъ матеріализмомъ, младорусскихъ большевиковъ, ищущихъ по свѣту тупыхъ и озлобленныхъ пролетарскихъ кадровъ для поднятія на рога соціальнаго строя; нѣмцевъ, отворачивающихся отъ разгромившей ихъ Европы и утратившихъ за потерей колоній интересъ къ спокойствію въ чужихъ колоніальныхъ владѣніяхъ, — Европа обратилась къ Востоку. Она сочинила и свое увяданіе, и, якобы, грядущій ей на смѣну просыпающійся восточный міръ…

Миссисъ приступаетъ прямо къ сердцу Востока — къ его религіозному идеалу. Онъ беретъ буддизмъ. Цѣльность его подъ сомнѣніемъ. 23 ученія въ Индіи, 12 въ Китаѣ, 18 въ Японіи. Хаосъ. Многобожество. Можетъ ли онъ дать исцѣленіе стосковавшейся по духу Европѣ? Литература. Отъ ея красотъ въ состояніи вкушать избранные, рѣдкіе ученые, любители.

Политически и религіозно, это страна анархіи. Въ Индіи никогда не было центра: Іерусалима, Афинъ, Рима… Не страна, а музей вѣрованій. Умираютъ города-государства, ничего не оставляя послѣ себя. Индуизмъ выродился въ простое язычество.

Такъ думаютъ объ индусской цивилизаціи Сильвенъ Леви, Варгъ, Ольденбергъ, Сенаръ, изучавшіе вопросъ по первоисточникамъ.

Сужденія эти мало совпадаютъ съ чаяніями востоколюбовъ Европы, ждущихъ для нея отъ индусской мудрости обновленія. Сусальное золото вакхическихъ изліяній Рабиндраната Тагора и призывовъ Ганди не подлинники, это европеизація. Востокъ подъ Европу, да еще въ переложеніи француза Ромена Роллана. Ганди поклонникъ Толстого, Рескина, Тагоръ ссылается на поэтовъ Шелли, Вордсворта, какой-то другой азіатъ толкуетъ азіатскія писанія по Канту.

Основатель революціонной партіи Китая — Куоминтанга, [1] Сунъ Ять Сенъ, учился въ американской гимназіи на Гонолулу, слушалъ лекціи англійскаго факультета въ Гонконгѣ, окончилъ образованіе въ Лондонѣ и Парижѣ. Онъ былъ марксистомъ и горячимъ сторонникомъ «совѣтовъ».

Массисъ вмѣстѣ съ Гобино считаетъ, что отъ такого пріобщенія къ западной культурѣ произойдетъ не сближеніе Европы и Востока, а мобилизація дѣйствительно дремавшихъ тамъ до сихъ поръ силъ разрушенія и разложенія… Въ этомъ стоячемъ болотѣ прячутся страшныя чудища, а не новая совѣсть.

ІІ

Проповѣдники Востока, Тагоръ, Ганди, Окакура, Ку Хунъ Мингъ, возвѣщаютъ азіатское возрожденіе во имя европейскихъ идей, имъ, въ сущности, чуждыхъ. Эти идеи составляютъ самую суть цивилизаціи, противъ которой они возстаютъ. А эти понятія не имѣютъ даже соотвѣтствующихъ выраженій.

Въ Индіи, напр., нѣтъ слова для опредѣленія націи. Справедливость, свобода, прогрессъ, равенство — обращаются на Востокѣ въ проводники потрясеній и безпорядковъ… Толчки мы уже испытываемъ…

Перестроенія на Востокѣ созданы руками Европы. Административное объединеніе Индіи подъ британской властью подготовило образованіе единой индійской націи.

При появленіи въ Азіи европейцевъ, старыя азіатскія народности находились въ состояніи полнаго упадка. Ихъ завоеваніе означало ихъ возрожденіе.

Китай еще въ началѣ XX вѣка пребывалъ въ положеніи, въ которомъ его засталъ въ XIII вѣкѣ путешественникъ Марко-Поло. Европейцы изъ зтого Китая сдѣлали Китай Сунъ Ять Сена и смуты 1927 года; изъ Индіи деспотій — Индію Ганди; изъ Турціи самодержавныхъ султановъ — строптивую Турцію кемалистовъ, намѣревающуюся собрать въ одну федерацію Персію, Афганистанъ, Аравію (а теперь даже балканскихъ славянъ); изъ Египта Хедива — Египетъ Заглулъ-паши. Отъ европеизаціи Азія выкинула возстаніе Азіи противъ Европы. Слѣдующій этапъ объединеніе Азіи въ Паназію, подъ водительствомъ Японіи, окрыленной побѣдой 1905 года надъ Россіей.

Великая война и послѣдовавшій за ней плохо скроенный миръ еще крѣпче связалъ азіатовъ въ общей агрессивности противъ Европы. Паназіатская лига уже образовалась. Въ августѣ 1920 года въ Нагасаки происходилъ ея первый съѣздъ. Со стороны же Востока «совѣты» кажутся восточной реакціей противъ европейской цивилизаціи. Впрочемъ, вѣрнѣе признать, что тутъ встрѣтились двѣ спекуляціи, направленныя противъ общаго врага.

Большевики пользуются Азіей противъ буржуазной Европы, а просыпающаяся Азія большевиками противъ пробудителей.

ІІІ

Вотъ общія положенія. А вотъ частности въ примѣненіи къ Китаю. Въ послѣднихъ книжкахъ одного французскаго повременнаго изданія мнѣ попалась статья по китайскому вопросу. *) Авторъ жилъ въ Китаѣ. Онъ невысокаго мнѣнія о его культурѣ, по которой «бѣлымъ» рекомендуется перелицеваться.

Между прочили, онъ касается пресловутой «ксенофобіи», т. е., ненависти къ иноземцамъ. На 400.000.000 китайцевъ, едва наберется 100.00, имѣющихъ представленіе о существованіи другихъ странъ, кромѣ Китая. Это правящій классъ Китая. Да отъ 700—800.000 бандитовъ въ солдатской формѣ. Остальные 309.000.000 живутъ въ полномъ невѣдѣніи чего бы то ни было, рождаются, умираютъ, какъ насѣкомыя. Торговля дѣтьми обычное явленіе, новорожденныхъ дѣвочекъ бросаютъ въ стоки для нечистотъ… Народу этому приписываютъ заинтересованные филантропы стремленіе къ международному уравненію съ европейскими народами!

Насколько китайскія массы враждебны къ иноземцамъ, видно изъ того, что при первой опасности со стороны своихъ соотечественниковъ, они опрометью бѣгутъ спасаться на территорію европейскихъ миссій и концессій. То же самое произошло недавно, 20 марта с. г., при занятіи южанами Шанхая.

У китайцевъ есть поговорка: «на свѣтѣ три бѣдствія: студенты, солдаты и бандиты». Въ этой пословицѣ упомянуты три категоріи, стоящія внѣ народной массы, которая инертна, миролюбива, расположена къ иностранцамъ, съ «націонализмомъ», ограниченнымъ предѣлами лавки или поля. Студенты — китайская интеллигенція, полуобразованная, тщеславная, ненавидящая иностранцевъ, на которыхъ сваливаетъ всѣ своя собственныя прегрѣшенія. Въ головахъ сверху отложенія марксизма.

Солдатчина распредѣлилась между десяткомъ вороватыхъ генераловъ. У этой солдатчины слово «ксенофобія» надо переводить такъ: это желаніе, чрезвычайно сильное, ограбить европейскія концессіи. Бандиты же, это бѣглые солдаты, спеціализировавшіеся на разбояхъ.

Ошибочно говорить о волѣ китайскаго народа. Если бы воля эта могла бы въ чемъ-нибудь проявиться, то она, прежде всего, обратилась бы противъ собственныхъ внутреннихъ насильниковъ. Тѣмъ менѣе можетъ быть рѣчь о «національномъ» подъемѣ китайцевъ…

Въ европейской печати сочувственно относятся къ вспышкѣ китайскаго націонализма. Особенно въ томъ случаѣ, когда вспышки направлены противъ сосѣда по Европѣ.

Французовъ не огорчаютъ непріятности, постигающія въ Китаѣ англичанъ. Каждый европеецъ надѣется другого въ Китаѣ пересидѣть. Между тѣмъ, если вынуждены будутъ уйти одни, то уйти придется всѣмъ.

Европейскіе журналисты иногда противопоставляютъ европейской цивилизаціи какую-то «желтую» цивилизацію. Никакой «желтой» цивилизаціи нѣтъ, и смѣшно умиляться передъ несуществующимъ въ нашемъ смыслѣ китайскимъ націонализмомъ, когда всѣмъ надо, плечомъ къ плечу, защищать жизнь и имущество бѣлыхъ.

Въ словахъ умнаго и бывалаго француза чувствуется голосъ здраваго смысла. Вѣроятно, поэтому онъ но будетъ своевременно услышанъ тѣми, кому это надлежитъ.

[1] По современному чтенію — Гоминьдана.

*) Mercure de France. 1—15 av. 1927. Le problème chinois. R. d’Auxion de Ruffé.

Николай Чебышёвъ.
Возрожденіе, № 703, 6 мая 1927.

Visits: 23