Кн. Г. Трубецкой. Блюдите культуру. К предстоящему Зарубежному Съѣзду

Зарубежный Съѣздъ вызываетъ несомнѣнно большія и можно сказать, никого не обижая, преувеличенныя надежды въ бѣженствѣ. Между тѣмъ ясно, что въ его  распоряженіи не будетъ трубъ, отъ которыхъ могли бы пасть стѣны Іерихона. Къ сожалѣнію, бѣженскія массы не всегда въ этомъ разбираются. Отсюда возникаетъ опасность иллюзій и неизбѣжнаго вслѣдъ за ними разочарованія.

Вотъ почему съ той широкой трибуны, которую представитъ собою Зарубежный Съѣздъ, недостаточно вынести политическія резолюціи, осуждающія большевизмъ или формулирующія общую политическую программу. Надо дать живыя дѣйственныя задачи, доступныя для всѣхъ и нравственно для всѣхъ обязательныя, требующія усилій не только въ неопредѣленномъ будущемъ, но въ настоящемъ, здѣсь на чужбинѣ. Это поможетъ сотнямъ тысячъ бѣженцевъ пережить тягостное время ожиданія въ сознаніи, что они не влачатъ безполезнаго существованія.

Если спросить себя, въ чемъ заключается первая общая обязанность передъ Родиной русскихъ людей, живущихъ за рубежомъ, какъ они могутъ пронести черезъ свои испытанія связь съ Россіей, то я не вижу, какой иной отвѣтъ можетъ быть данъ на эти вопросы, кромѣ слѣдущаго: блюдите здѣсь на чужбинѣ нашу національную культуру.

Національная культура — два слова и два члена единой недѣлимой формулы.

Культура — это отложеніе многовѣковыхъ вліяній религіи, житейскаго опыта, права, знанія, искусства, одновременно норма и состояніе. Элементы ея являются общимъ достояніемъ человѣчества, но культура въ отвлеченномъ смыслѣ не бываетъ. Она всегда національна, ибо органически вырастаетъ изъ данной почвы, облекая духовныя цѣнности въ національную плоть.

Вотъ почему борьба за національную культуру есть борьба за то, что должно быть всего дороже для человѣка въ его народѣ — это борьба за народную душу и народный ликъ. И если здѣсь за рубежомъ намъ удастся сохранить нашу родную культуру — то мы одержимъ первую самую важную побѣду надъ большевиками, ибо всѣ ихъ усилія направлены на то, чтобы разрушить народную культуру, убить народную душу.

Какъ же практически осуществить намъ здѣсь въ бѣженствѣ эту задачу — блюсти національную культуру?

Задача эта трудная и сложная. Наши дѣти учатся въ иностранныхъ школахъ, они растутъ на чужбинѣ, какъ вербочки въ бутылкахъ. Самое трудное — это найти нормальное питаніе для молодыхъ растеній, лишенныхъ родной почвы. Трудно, но не невозможно.

Прежде всего на помощь намъ явится Церковь. Гдѣ мы чувствуемъ себя ближе къ родинѣ, чѣмъ въ Церкви? Не является ли православіе движущимъ началомъ нашей національной культуры, есть ли иная болѣе органическая связь наша съ нашимъ народомъ?

Но вѣра не упраздняетъ ни знанія, ни искусства, ни строительства жизни, а освящаетъ то и другое, освящаетъ культуру. И чтобы сохранить живую преемственную связь съ прошлымъ, настоящимъ и будущимъ своего народа, надо блюсти и посильно развивать народную культуру. Для этого надо прежде всего знать исторію своего народа, его литературу, искусство, бытъ и поддерживать это знаніе и любовь ко всему родному въ дѣтяхъ, въ поколѣніяхъ, которыя идутъ намъ на смѣну.

Тяжелыя условія бѣженской жизни, борьба за кусокъ хлѣба понижаютъ уровень культуры. Но, помимо этого, въ подрастающемъ поколѣніи мы нерѣдко наталкиваемся на предвзятое отрицательное отношеніе ко всякому знанію, и культурѣ, кромѣ техники. Пониженіе культуры и грубость нравовъ есть повсемѣстное явленіе въ Европѣ. Но отъ этого намъ не легче. Когда вспомнишь, какъ большевики въ Россіи систематически разрушаютъ духовную культуру, то невольно разбираетъ страхъ при мысли, что молодежь, считающая себя носительницей русской національности на чужбинѣ и заклятымъ врагомъ большевиковъ, съ такимъ пренебреженіемъ относится къ этой культурѣ.

Къ чему эти юноши готовятъ себя? Что принесутъ они на родину, какъ будутъ бороться съ общимъ одичаніемъ, той духовной пустыней, въ которую большевики хотѣли бы превратить Россію?

У молодежи есть предубѣжденіе противъ стараго поколѣнія, противъ интеллигенціи, противъ всѣхъ, кто «довели» Россію до нынѣшняго ея состоянія.

Ихъ упреки во многомъ справедливы. Понятна и реакція противъ отвлеченнаго знанія и разсудочности. Попутно развивается отрицательное отношеніе не только къ своимъ интеллигентамъ, но и къ западной цивилизаціи, будто бы повинной въ ихъ порожденіи. Малый багажъ знаній способствуетъ рѣшительной упрощенности такихъ сужденій и огульныхъ осужденій. Демагоги пользуются этимъ для своихъ цѣлей. Занесенная на чужбину, молодежь нерѣдко смотритъ букой на окружающее, не хочетъ въ немъ разобраться, воспользоваться безцѣннымъ опытомъ и знаніемъ которые могла бы пріобрѣсти. Она склонна замкнуться въ своемъ дикарскомъ уединеніи и самоуслажденіи націонализмомъ, причемъ изъ національной идеи вывѣтривается самое цѣнное ея содержаніе — та культура, которая, служа залогомъ нашей самобытности, одновременно роднитъ насъ съ культурами другихъ народовъ и позволяетъ намъ держать свой независимый рангъ среди нихъ. Кромѣ униженія и порабощенія другими культурными народами ничего не сулитъ такой звѣриный націонализмъ.

Если бы мы лучше знали свою русскую культуру, то мы не относились бы съ предвзятымъ предубѣжденіемъ къ культурѣ западной. Нашъ самобытный геній Ломоносовъ почерпнулъ на Западѣ все образованіе, которое было тогда доступно, что не помѣшало ему остаться самымъ русскимъ человѣкомъ. Другой геній, Пушкинъ, послужилъ для Достоевского въ его извѣстной рѣчи примѣромъ и доказательствомъ особеннаго призванія и дарованія русскаго генія «къ перевоплощенію своего духа въ духѣ чужихъ народовъ» не только безъ утраты своей національной самобытности, но съ небывалымъ расцвѣтомъ ея силъ. Рѣчь Достоевскаго примирила въ свое время запад-никовъ и славянофиловъ. И надо сказать, что нѣтъ болѣе прекраснаго гимна русскому языку, чѣмъ у западника Тургенева. Этотъ гимнъ написанъ какъ будто для насъ, бѣженцевъ, и долженъ былъ бы стать однимъ изъ ежедневныхъ напоминаній и укоровъ намъ, такъ коверкающимъ и портящимъ родной языкъ.

«Во дни сомнѣній, во дни тягостныхъ раздумій о судьбахъ моей родины — ты одинъ мнѣ поддержка и опора, о великій, могучій, правдивый и свободный русскій языкъ! — Не будь тебя — какъ не впасть въ отчаяніе при видѣ всего, что совершается дома? — Но нельзя вѣрить,  чтобы такой языкъ не былъ данъ великому народу!»

Западникъ Тургеневъ былъ влюбленъ въ русскій языкъ, а славянофилъ Юрій Самаринъ называлъ Германію свонмъ вторымъ духовнымъ отечествомъ И никому въ то время это не казалось страннымъ, потому что тогда понимали, что такое культура. Странно и горько то, что теперь приходится повторять такія истины и что онѣ встрѣчаютъ возраженія, ибо въ наше несуразное время всякая невѣжественная ерунда можетъ сойти за «дерзаніе», за «новую свѣжую мысль» и потому разсчитывать на сочувствіе…

Я не отчаиваюсь въ нашей молодежи. Въ ней столько благородныхъ чистыхъ стремленій, любви къ родинѣ, жертвеннаго порыва. Но пусть же поймутъ наши юноши, что пренебреженіе къ культурѣ своей и общечеловѣческой есть пренебреженіе къ ихъ прямой и святой обязанности развить всѣ свои силы и способности для будущаго служенія Родинѣ.

Ученіе, пріобрѣтеніе знаній, выработка. характеровъ должны разсматривать си. нашей молодежью такой же священной обязанностью, какъ въ свое время всеобщая воинская повинность. Юноши, имѣющіе возможность пріобщиться культурѣ въ широкомъ смыслѣ этого слова и не дѣлающіе этого — преступники передъ своей родиной. Пусть старшія поколіѣнія несутъ отвѣтственность за то, что произошло. Она не снимаетъ отвѣтственности съ тѣхъ, кто насъ замѣнятъ, за то, что будетъ. И если отвлеченныя знанія, разсудочность и головныя увлеченія интеллигеиціи потерпѣли крахъ, то воля безъ знаній и культуры можетъ быть идеаломъ только въ домахъ умалишенныхъ.

Связать будущее съ прошлымъ нельзя, перескочивъ черезъ настоящее. Это настоящее есть результатъ не только одной силы разрушенія, но и многочисленныхъ живыхъ процессовъ среди обломковъ прошлаго. Спасеніе Россіи не въ томъ, чтобы смахнуть революцію и возстановить старое. Такая задача неисполнима и безнадежна. И тутъ воля безъ знаній не поможетъ. Только въ опытѣ и культурѣ крѣпкая воля почерпнетъ выборъ цѣлебныхъ средствъ.

Блюдите же родную культуру, которая есть священное наслѣдіе прошлаго. Въ ней слышится біеніе пульса исторіи великого парода, выносившаго ее въ страданіяхъ и радостяхъ, въ паденіяхъ и подъемахъ. Она должна быть нашимъ ковчегомь завѣта, который поможетъ намъ, или тѣмъ, кто насъ замѣнитъ, вернуться когда нибудь на лоно нашей матери-родины не какъ чуждымъ пришельцамъ, а роднымъ сынамъ ея, и принести къ ногамъ ея свои силы.

Практическіе выводы нетрудно сдѣлать. Они уже посильно дѣлаются въ бѣженствѣ и наша общая глубокая признательность должна быть выражена нѣкоторымъ неутомимымъ дѣятелямъ и учрежденіямъ, работающимъ на нивѣ бѣженскаго просвѣщенія. Нужно, быть можетъ, только расширить, дополнить и объединить программу работъ по содѣйствію и развитію русской культуры за рубежомъ. Наша культура не стоитъ на мѣстѣ, а идетъ впередъ въ бѣженствѣ. Этому содѣйствуютъ тѣ силы, которыя здѣсь имѣются и которыя представляютъ собою старый дореволюціонный нашъ капиталъ, увы, скудно пополняемый свѣжимъ притокомъ. Организаторы Зарубежнаго Съѣзда должны были бы заручиться содѣйствіемъ работниковъ во всѣхъ областяхъ культуры — писателей, художниковъ, ученыхъ, артистовъ, педагоговъ, образованныхъ техниковъ, наконецъ, людей, близкихъ Церкви. При ихъ помощи можетъ быть выработана желательная  программа, а главное, они могугь создать пафосъ въ этомъ дѣлѣ и заразить имъ широкіе круги бѣженства.

Дѣти, юноши, взрослые и старики, всѣ должны проникнуться завѣтомъ: «Духа не угашайте», и каждый можетъ и долженъ нести свой вкладъ въ общее дѣло. Служа русской культурѣ, мы всѣ участвуемъ въ борьбѣ противъ большевизма и интернаціонала, старающагося стерѣть ее съ лица земли, а съ нею вмѣстѣ уничтожить все духовное наслѣдіе прошлаго.

И Зарубежный Съѣздъ не исполнить своего назначенія, если не проникнется этимъ пафосомъ борьбы за культуру и если мы не услышимъ отъ него исходящаго изъ сердца призыва ко всѣмъ русскимъ людям:

Блюдите національную культуру.

Кн. Григорій Трубецкой
Возрожденіе, № 278, 7 марта 1926

Views: 31