Иванъ Лукашъ. Пришла пора…

Отъ редактора. Ужасное (особенно для писателя) выраженіе: «долгъ давлѣетъ»… Но главная мысль вѣрная — и для нашего времени: «Приведутъ страну въ сознаніе только громадныя дозы, чудовищная прививка культуры и просвѣщенія, или померкнеть Россія навсегда». Бѣлая Эмиграція должна вернуться — если не люди, то ихъ дѣло.


Безъ сомнѣнія оскорблено и затаскано это слово «интеллигентъ». Но именно интеллигенцію — новую и великую — ждетъ Россія на смѣну прежней, погибшей въ національной катастрофѣ.

Не быть новой націи и новой Россіи, если не будетъ новой интеллигенціи, такъ какъ именно она — интеллектъ, живая душа и живой образъ народа.

Въ Россіи она или разстрѣляна или сгорѣла въ голодѣ и сыпнякѣ. Разстрѣлянъ мозгъ Россіи, сгорѣлъ ея духъ.

А новой интеллигенціи нѣтъ, и не можетъ быть подъ совѣтской пятой.

Великій долгъ давлѣетъ на эмиграцію: не потерять своего духа и образа, своего сознанія, — интеллекта — не снизиться духовно, не стереться.

Когда у эмиграціи не будетъ интеллигенціи — черезъ два-три десятка лѣтъ не будетъ и самой эмиграціи и наши русскія дѣти, вмѣстѣ съ нами, погрузятся въ море итальянскихъ, польскихъ и прочихъ чернорабочихъ — на дно Европы — такъ что и памяти не останется отъ всей этой человѣческой пыли.

Но сама наша молодежь чуетъ свою страшную судьбу. Изъ шахтъ, — дѣйствительно изъ шахтъ, — отъ станковъ, — дѣйствительно отъ станковъ, часто пѣшкомъ изъ страны въ страну, часто изнемогая, — молодежь идетъ къ знанію, съ небывалыми, я сказалъ бы, со львиными усиліями. Я сказалъ бы, — какъ было когда-то «движеніе въ народъ», такъ теперь и здѣсь, и тамъ, въ Россіи, есть единственное движеніе молодежи — къ знанію, движеніе сильныхъ духомъ.

И какъ бы чувствуетъ сама молодежь, что приведутъ страну въ сознаніе только громадныя дозы, чудовищная прививка культуры и просвѣщенія, или померкнеть Россія навсегда.

Право, не въ чернорабочихъ или не въ тѣхъ же шофферахъ нуждается Россія, а ждетъ отечество единственную армію, великую армію инженеровъ, врачей, юристовъ, художниковъ, хозяевъ, агрономовъ, промышленниковъ, техниковъ, — армію тѣхъ, кто ясной головой и умѣлыми руками поможетъ ей стать на ноги.

Каждый студентъ и студентка эмиграціи — солдаты арміи, великой арміи духа, за которой и будущее, и побѣда.

И вотъ уже который годъ М. М. Федоровъ зоветъ на помощь — безъ крошечной, хотя бы самой малой стипендіи нѣтъ силъ учиться русскому студенту-чернорабочему и русской студенткѣ-работницѣ. М. М. Федоровъ зоветъ на помощь вашимъ дѣтямъ, вамъ самимъ. Когда ваши дѣти станутъ только чернорабочими, снизиться съ ними на дно и вамъ, погибнуть и вашимъ послѣднимъ надеждамъ.

Уже который годъ зоветъ М. М. Федоровъ и въ его послѣднемъ воззваніи слышится отчаяніе: «иностранцы устали помогать. Пришла пора и русскимъ придти на помощь. Молодежь стучится вь вашу дверь».

Откройте. Прошу васъ пришлите, что можете, студенту и студенткѣ по адресу 79, бульваръ Сенъ-Мишель. Парижъ 5.

Нѣтъ тяжелѣе долга на насъ, чѣмъ долгъ передъ нашей молодежью. Не въ долгѣ ли передъ ней и долгъ нашъ передъ Россіей?

Вашъ долгъ вы исполните. Пришла пора.

Иванъ Лукашъ
Возрожденіе, №1631, 19 ноября 1929

Visits: 16