Докладъ Б. Г. Бажанова въ Россійскомъ Центральномъ Объединеніи

22 февраля, подъ предсѣдательствомъ А. О. Гукасова, состоялось многолюдное засѣданіе Совѣта РЦО и членовъ Торгово-Промышленнаго Союза, на которомъ Б. Г. Бажановъ прочелъ докладъ «Работа финансоваго аппарата въ совѣтской Россіи».

Докладчикъ началъ съ характеристики центральнаго органа — комиссаріата финансовъ СССР.

Въ 1925 г., во времена наркомфина Сокольникова, это было однимъ изъ важнѣйшихъ учрежденіи совѣтскаго правительства. Сокольниковъ, личный другъ Зиновьева и Каменева, кандидатъ въ члены политбюро, пользовался большимъ авторитетомъ, энергично отстаивалъ интересы своего вѣдомства въ политбюро и сумѣлъ въ короткій срокъ произвести денежную реформу, привлекая къ работѣ виднѣйшихъ профессоровъ-спеціалистовъ.

Сейчасъ времена не тѣ.

Нынѣшній глава комиссаріата, Брюхановъ, авторитета не имѣетъ, положеніе спеціалистовъ въ комиссаріатѣ рѣзко ухудшилось, а потому и общій уровень работы сильно понизился.

Сейчасъ всей финансовой политикой въ странѣ руководитъ исключительно политбюро, по отношенію къ которому Брюхановъ неизмѣнно придерживается тактики: чего изволите приказать?

Замѣстителями Брюханова являются: Пятаковъ (директоръ Госбанка), Кузнецовъ — простой рабочій, до сихъ поръ сторонникъ использованія безпартійныхъ спеціалистовъ (проф. Гензель, проф. Озеровъ и др.) и Фрумкинъ, отстраненный отъ работы за свои связи съ оппозиціей.

Комиссаріатъ финансовъ имѣетъ четыре главныхъ управленія:

1) Валютное. Во главѣ стоялъ до послѣдняго времени безпартійный проф. Юровскій, замѣненный нынѣ коммунистомъ Гольдбергомъ.

2) Планово-экономическое. Руководитъ имъ «профессоръ» Бронскій, о которомъ Сокольниковъ шутилъ, что всякій можетъ называться профессоромъ, поскольку не доказано обратное.

3) Налоговое. Во главѣ съ Полюдовымъ.

4) Бюджетное. Во глазѣ его стоялъ оппозиціонеръ Рейнгольдъ, сейчасъ — Казацкій.

Работу на мѣстахъ и въ центральныхъ учрежденіяхъ, вмѣсто двадцати тысячъ прежнихъ чиновниковъ, выполняютъ сейчасъ семьдесятъ тысячъ совѣтскихъ служащихъ. Полторы тысячи изъ нихъ съ высшимъ образованіемъ, 6-7 тысячъ со среднимъ, остальные только грамотны. Невѣжество аппаратчиковъ сильно задерживаетъ всю работу. Центръ неоднократно старался поднять квалификацію своихъ служащихъ, но это никогда не удавалось. Комиссаріату необходимо нс менѣе 15-20 тысячъ интеллигентныхъ работниковъ-спеціалистовъ. Совѣтскіе экономическіе институты ежегодно выпускаютъ не болѣе полутораста человѣкъ, но изъ нихъ только единицы попадаютъ въ учрежденія. Огромное большинство довольствуется мѣстами курьеровъ и чернорабочихъ. Посты достаются невѣжественнымъ, но, «классово близкимъ» товарищамъ. Увольненіе даже совершенно негодныхъ партійцевъ почти невозможно.

Послѣ этого введенія, докладчикъ, въ основной части своего сообщенія руководствовался серіей подготовленныхъ для него членами Торгово-Промышленнаго Союза вопросовъ.

Въ этой части его докладъ носилъ характеръ короткихъ отвѣтовъ, касающихся самыхъ разнообразныхъ областей торговой и финансовой политики совѣтскаго государства.

Относительно совѣтскаго червонца политбюро твердо усвоило теорію Юровскаго, что для неразмѣнной валюты обезпеченіе играетъ роль лишь запасного фонда на случай войны или экстренныхъ выплатъ за границу.

Значительная часть золота находится не въ кладовыхъ Госбанка, а заграницей.

Въ 1927 г., на засѣданіи коллегіи наркомфина Юровскій, отвѣчая на вопросъ Брюханова, сказалъ ему:

— У насъ заграницей сейчасъ на 275 милліоновъ золота.

Эта сумма съ тѣхъ поръ, конечно, мѣнялась не разъ.

По офиціальнымъ даннымъ, все золото въ Москвѣ. Вообще, заявилъ Б. Г. Бажановъ, совѣтскимъ офиціальнымъ документамъ довѣрять нужно съ большимъ разборомъ. Иногда цифры вѣрны; часто завѣдомо ложны и публикуются исключительно по агитаціонно-политическимъ соображеніямъ.

Среднюю стоимость бумажнаго совѣтскаго рубля, по даннымъ 1927 г., нужно считать не выше 35 зол. коп. Съ тѣхъ поръ она постепенно, но неуклонно продолжаетъ уменьшаться.

Огромныя суммы ежегоднаго государственнаго совѣтскаго бюджета — дутыя, въ нихъ много раздѣловъ внесены лишь для усиленія впечатлѣнія внутри страны и заграницей. Исходя изъ этихъ соображеній, комиссаріатъ финансовъ рѣшительно протестуетъ противъ всѣхъ попытокъ исключить изъ бюджета суммы, которыя представляютъ не что иное, какъ переходящія средства изъ одного учрежденія въ другое.

Бюджетъ включаетъ всѣ доходы и расходы совѣтскаго правительственнаго аппарата, но отнюдь не всѣ расходы коминтерна. Въ частности, расходы на аппаратъ компартіи тайно проходятъ по статьѣ бюджета, называющейся «резервнымъ фондомъ совнаркома». Эти рессурсы на содержаніе партійнаго аппарата внутри страны и на субсидіи заграничнымъ организаціямъ коминтерна. Ежегодно тратится изъ итого фонда 120-150 милліоновъ рублей. Изъ нихъ до 70-ти милліоновъ идетъ на расходы по содержанію партійнаго аппарата въ совѣтскомъ союзѣ, а все остальное переправляется заграницу. Кромѣ того, заграничные коммунисты получаютъ крупныя ассигновки непосредственно изъ торгпредствъ.

Вся заграничная торговля коммунистовъ служитъ источникомъ для пополненія средствъ на агитацію. Говоря грубо, половина заграничнаго оборота торгпредствъ остается въ странахъ, купившихъ совѣтскіе товары, и идетъ исключительно на пропаганду.

Типичная торгпредская операція происходитъ такъ. Предположимъ, внутри страны закуплено экспортныхъ товаровъ на одинъ милліонъ рублей. Ихъ привозятъ заграницу и продаютъ за одинъ милліонъ двѣсти тысячъ. Прибыль идетъ на содержаніе аппарата и транспортъ. Остается милліонъ. Изъ него 500 тысячъ раздаютъ мѣстнымъ коммунистамъ. На остатокъ покупаютъ заграничные товары, везутъ ихъ въ Россію и подъ охраной монополіи торговли сбываютъ населенію за милліонъ рублей.

Вся операція дѣлается безубыточной, а 500 тысячъ, розданныхъ заграницей, нигдѣ не значатся.

Вотъ почему всякая торговая сдѣлка съ торгпредствомъ такъ усиливаетъ мѣстныя коммунистическія организаціи.

Расходы ГПУ проводятся по бюджету, но десятки и сотни тысячъ секретныхъ сотрудниковъ ГПУ получаютъ жалованье по смѣтамъ учрежденій, въ которыхъ они формально служатъ.

Въ совѣтскомъ союзѣ существуетъ брилліантовый фондъ. Въ 1927 г. онъ даже былъ выставленъ для публичнаго обозрѣнія въ колонномъ залѣ Дворца совѣтовъ. Знающіе тогда же замѣтили большую его «утечку». Докладчикъ самъ знакомился съ перепиской по поводу предложенія заграничныхъ фирмъ продать имъ часть драгоцѣнностей. Наркомфинъ въ своемъ отзывѣ протестовалъ противъ этой сдѣлки, такъ какъ «обезличиваніе» драгоцѣнностей, отнятыхъ у частныхъ лицъ, сильно понижало ихъ рыночную стоимость. Госбанкъ энергично настаивалъ на продажѣ. Сбываніе мелкихъ партій драгоцѣнностей заграницу продолжается все время, и фондъ постепенно таетъ.

Политика цѣнъ совѣтской власти на внутреннемъ рынкѣ представляетъ яркій примѣръ провала марксистской теоріи. Всѣ усилія власти съ 1923 г. понизить оптовыя цѣны и съ 1925 г. розничныя, привели лишь къ использованію конъюнктуръ частными торговцами, но не принесли населенію никакого облегченія. Всѣ товары и продукты дороги по-прежнему. Совѣтскіе займы, конечно, носятъ принудительный характеръ. Совѣтскій чиновникъ или рабочій не можетъ выступить на собраніи противъ подписки, такого смѣльчака немедленно уволятъ. Въ теоріи каждый держатель облигаціи можетъ ихъ продать, но фактически этой возможности у него нѣтъ. Сама совѣтская власть черезъ своихъ секретныхъ сотрудниковъ скупаетъ часть бумагъ на черной биржѣ за безцѣнокъ, но легальныя залоговыя операціи съ ними прекращены.

«Бѣгство населенія отъ червонца», о которомъ сообщали иностранныя газеты, дѣйствительно имѣло мѣсто въ 1926 г., послѣ муссированія совѣтской властью слуховъ о близости войны. Тогда стоимость золотой десятирублевки быстро поднялись до 21 рубля. Политбюро разстрѣляло чиновниковъ Госбанка Волина и Цейтлина, чтобы показать населенію виновниковъ «преступной спекуляціи». Тогда же большевики вынуждены были прекратить свои попытки остановить вздорожаніе золота, которыя они систематически раньше производили, выбрасывая на черную биржу часть запасовъ Госбанка.

Добыча золота въ совѣтскомъ союзѣ ничтожна и обходится очень дорого. Большая часть ея уплываетъ въ Китай черезъ контрабандистовъ.

Офиціальная совѣтская фондовая биржа — собраніе совѣтскихъ чиновниковъ, послушно регистрирующихъ очередныя инструкціи политбюро.

Настоящаго денежнаго рывка въ странѣ нѣтъ. Въ сберегательныхъ кассахъ вкладовъ только на 35-40 милліоновъ довоенныхъ рублей, и ихъ значеніе ничтожно.

Переходя къ общей оцѣнкѣ денежнаго хозяйства. Б. Г. Бажановъ заявилъ:

Финансовая политика совѣтскаго государства неумѣла и всецѣло подчинена политбюро. Совѣтская валюта непрерывно падаетъ. Бюджетъ дутый. Финансовый аппаратъ работаетъ плохо. Однако признаковъ близкаго наступленія обшей финансовой катастрофы нѣтъ. Жизнь страны замираетъ постепенно, ухудшеніе положенія населенія происходитъ безъ особо рѣзкихъ толчковъ, хотя и усиливающимся темпомъ.

По окончаніи доклада возникъ оживленный обмѣнъ мнѣній, въ которомъ приняли участіе В. Н. Рябушинскій, П. Соколовъ, А. Д. Покотиловъ, проф. М. В. Бернацкій, А. С. Хрипуновъ, Ю. Поплавскій и другіе.

Большинство говорившихъ задавали докладчику вопросы и просили новыхъ разъясненій.

Проф. М. В. Бернацкій съ удовлетвореніемъ отмѣтилъ, что изъ добросовѣстныхъ и съ большимъ знаніемъ дѣла отвѣтовъ Б. Г. Бажанова онъ можетъ констатировать, что заграничные русскіе экономисты правильно оцѣнили процессы, происходящіе въ Россіи.

Ему лишь хотѣлось бы напомнить, что въ послѣднее время совѣтской власти не удается исполненіе государственной росписи и въ первомъ кварталѣ этого года они уже не добрали 80-ти милліоновъ.

Золота, по совѣтскимъ свѣдѣніямъ, добывается около 2000 пудовъ въ годъ. Если даже эта цифра преувеличена, то все-таки новый притокъ золота происходитъ.

Систематическое ущемленіе сектора частной торговля, который кормитъ и поддерживаетъ страну, грозитъ неминуемымъ бѣдствіемъ и государственному сектору, и долженъ отразиться на всемъ бюджетѣ.

Совѣтская власть подтачиваетъ послѣдніе источники своего существованія.

Въ своемъ заключительномъ словѣ Б. Г. Бажановъ подробно отвѣчалъ своимъ оппонентамъ.

Отрицательное сальдо послѣднихъ лѣтъ совѣтской торговли не можетъ привести къ краху, ибо убытки все же незначительны по сравненію съ общими размѣрами бюджета.

Опубликованныя во французской печати данныя о 250-милліонной прибыли отъ совѣтской промышленности — ложь для знатныхъ иностранцевъ. Никакой прибыли совѣтская промышленность не даетъ, а приноситъ государству огромные убытки.

Докладчикъ слышалъ о печатаніи въ совѣтской Россіи фальшивыхъ долларовъ и фунтовъ, но это дѣлается ГПУ безъ участія народнаго комиссаріата финансовъ, который, по-видимому, къ этимъ операціямъ никакого отношенія не имѣетъ.

Благодаря ухудшающемуся финансовому положенію страны и низкому уровню жизни населенія, въ совѣтскомъ союзѣ все время усиливается общее недовольство населенія режимомъ. Но отсюда было бы рискованно дѣлать выводъ, что тамъ развивается движеніе, которое быстро можетъ справиться съ совѣтской властью. ГПУ безпощадно пресѣкаетъ всякую попытку организаціоннаго оформленія антисовѣтскихъ настроеній, и въ странѣ до сихъ поръ нѣтъ ни партіи, ни организованной антисовѣтской работы.

Усиленіе безпартійныхъ въ совѣтахъ особаго значенія имѣть не можетъ, ибо совѣты давно уже перестали быть органами власти. Вся власть у мѣстныхъ комитетовъ партіи, въ рукахъ ихъ секретарей.

Въ совѣтскомъ союзѣ «неустойчивое равновѣсіе», но партійный аппаратъ до сихъ поръ крѣпко держитъ въ рукахъ власть.

Пока нѣтъ толчка, нарушающаго это равновѣсіе, большевики крѣпко держатся за власть, будутъ еще нѣкоторое время ею пользоваться.

Собравшіеся оживленными апплодисментами благодарили докладчика за его интересное сообщеніе.

В. Л.
Возрожденіе, 26 февраля 1929, №1365

Visits: 34