Б. Бажановъ. Замѣтки бывшаго помощника Сталина. (Б/н). Объ утерянныхъ возможностяхъ переворота (2)

Конечно, первые мѣсяцы новые хозяева Россіи должны были бы не отступать охъ строго коммунистической линіи, вѣрнѣе, клясться Ленинымъ и Марксомъ на всѣхъ перекресткахъ. Но въ то же время быстро и энергично замѣнять старые кадры новыми, не связанными съ коммунизмомъ, причемъ продѣлывать это, начиная съ высшихъ, важнѣйшихъ постовъ. Сейчасъ же надо было бы поставить своихъ людей во главѣ ГПУ и арміи и разсадить подъ разными предлогами по тюрьмамъ старые чекистскіе кадры. Очень скоро слѣдовало бы обвинить Сталина въ правомъ уклонѣ отъ ленинизма (скажемъ, въ томъ, что онъ «просмотрѣлъ бѣдняка»), а Троцкаго въ лѣвомъ уклонѣ, и обоихъ… разстрѣлять. Въ общемъ, важно было бы быстро расчистить поле и смѣнить кадры. А затѣмъ можно было бы, опираясь на новые интеллигентскіе кадры, начать быстрое движеніе вправо, къ нормальному строю, и постепенно большевизмъ въ Россіи ликвидировать.

Конечно, для проведенія всего этого (съ начала до конца) нужна очень большая организаціонная умѣлость и политическія способности руководителей. Но наиболѣе существенно здѣсь то, что было время, когда все это было совершенно возможно и реально. Я думаю, что для заграницы все это сильно смахиваетъ на фантазію, и глубоко убѣжденъ, что только люди, сидящіе въ партійномъ аппаратѣ въ Россіи, ясно представляютъ себѣ, насколько реальнымъ и жизненнымъ является этотъ развитый мною варіантъ.

Несомнѣнно, это было возможно только тогда, когда сталинскій подборъ кадровъ въ партійномъ аппаратѣ продвинулся не особенно далеко впередъ. Такой переворотъ изнутри партіи можно было провести, начавъ работать надъ нимъ въ 1924 г., труднѣе было за это браться въ 1925 г. и чрезвычайно трудно въ 1926 г. Затѣмъ всякія возможности для него пропали.

Кстати сказать, въ 1924 г. я напряженно ждалъ, что кто-нибудь изъ большевицкой верхушки, такой же квази-коммунистъ, какъ я, возьмется за осуществленіе плана.

Я былъ готовъ помочь ему всѣми силами. Но время шло, я видѣлъ, что никто за это не брался — потому ли, что не понимали, или потому, что не умѣли, или но обѣимъ причинамъ вмѣстѣ. Когда же, къ началу 1925 г., я, наконецъ, захотѣлъ самъ взяться за его осуществленіе, я увидѣлъ, что здѣсь у меня ничего не можетъ выйти, такъ какъ при моихъ отвратительныхъ отношеніяхъ съ ГПУ и непрерывной слѣжкѣ за мной, я бы неминуемо провалился на первыхъ же шагахъ его проведенія.

Я подробно остановился на этомъ планѣ не для того, чтобы убѣдить всѣхъ читателей въ его осуществимости. Во-первыхъ, человѣка, мало сталкивавшагося съ механизмомъ власти компартіи въ Россіи, не такъ легко въ этомъ убѣдить. Во-вторыхъ, эта возможность уже потеряна и вопроса непосредственнаго практическаго интереса не имѣетъ. Но я остановился на этомъ планѣ съ иной цѣлью. Я хотѣлъ указать читателю, что чрезвычайно сложная и безпрестанно мѣняющаяся обстановка все время представляетъ разнообразные шансы для сверженія большевиковъ, все время открываетъ слабыя точки, въ которыя нужно нанести ударъ, чтобы свалить коммунистическое зданіе.

Но эти точки надо умѣть найти, эти шансы надо правильно понять, этотъ ударъ надо умѣть нанести. Все это можно сдѣлать, только если совершенно ясно представить себѣ всю вражескую систему, со всѣми ея слабыми и сильными сторонами, со всѣмъ тѣмъ, что тщательно скрыто и спрятано отъ внѣшняго міра. Вотъ поэтому-то вѣрная информація о противникѣ и построенный на ней трезвый анализъ, чуждый всякихъ иллюзій и оторванныхъ отъ жизни построеній, можетъ находить новыя и реальныя возможности для сверженія большевиковъ, позволяя въ то же время съ небольшими силами достигать огромнаго эффекта именно потому, что они прилагаются въ нужной точкѣ. Мы еще будемъ имѣть возможность не разъ по-дѣловому столкнуться съ этими проблемами.

Б. Бажановъ
Возрожденіе, №1274, 1928

Views: 25