Бракоподобныя отношенія
Къ свѣдѣнію «соціалистическаго общества», проф. П. В. Верховской опубликовалъ въ Москвѣ свою замѣчательную «схему бракоподобныхъ отношеній между людьми».
Какъ удостовѣряетъ «Руль», профессоръ очень гордится «схемой» и считаетъ ее, такъ сказать, послѣднимъ словомъ «краснаго права».
Вотъ эта «схема», охватывающая всѣ виды »браковъ»:.
- Одноактная связь по найму: проституція.
- Одноактная насильственная связь: изнасилованіе.
- Добровольная семейная связь.
- Фактическій бракъ
- Бракъ зарегистрованный…
«Схема» проф. Верховскаго подкрѣпляется слѣдующимъ общимъ положеніемъ Н. К. В. Д.:
— «Новый революціонный бытъ въ области семейныхъ и личныхъ отношеній строится на началахъ полной свободы супружескихъ отношеній мужчины и женщины, не стѣсняемыхъ никакими предразсудками и условностями стараго буржуазнаго строя»….
Такъ говорить Н. К. В. Д. и въ тонъ ему повторяетъ въ своей «схемѣ» революціонный проф. Верховской.
И однако же, я нахожу, что достопочтенный профессоръ недостаточно революціоненъ и что его «схема» страдаетъ неполнотой и даже мелкобуржуазными тенденціями.
Прежде всего позвольте вопросъ:
— Если всѣ буржуазные предразсудки и условности отмѣнены, то можетъ ли совѣтскій гражданинъ жениться на своей мамашѣ, на бабушкѣ, на сестрѣ?
И еще.
— Почему «схема» предусматриваетъ «бракоподобиыя отношенія» только между людьми»?
А если «отвѣтственный работникъ» захотѣлъ бы жениться на козѣ?
Какая же это «свобода» и какая «отмѣна» всѣхъ предразсудковъ, если гражданинъ совѣтской республики не можетъ зарегистровать свой фактическій бракъ съ козой? И далѣе:
— Почему профессоръ, вытягивая въ одну линію проституцію, изнасилованіе и бракъ, останавливается въ нерѣшительности передъ однополыми браками?
— Предположимъ, что Наркомпросъ хочетъ жениться на Наркомюстѣ, а проф. отказываетъ такому браку въ регистраціи. Но почему, съ какой стати отказываетъ?
Эту революціонную непослѣдовательность совѣтскихъ людей отмѣчалъ еще покойный А. Т. Аверченко.
Вы помните его прелестный разсказъ о томъ, какъ нѣкій совѣтскій гражданинѣ, жаждущій выѣхать въ Европу, дошелъ до того, что ради визы, вышелъ замужъ за иностраннаго грека и пришелъ въ комиссаріатъ зарегистрировать свой бракъ.
Въ революціонномъ комиссаріатѣ, однако, только ахнули и руками развели.
Но грекъ, по фамиліи, если не ошибаюсь, Мерзопупіосъ, — искренно возмутился:
— Что за мелкобуржуазные предразсудки, чертъ возьми. Мы хотѣли зениться и мы зенились—кому какое дѣло?
— Но можетъ ли это быть?
— А поцему не можетъ, если мы уже и задатка получила?
И какъ бы для того чтобы окончательно ошеломить революціонный комиссаріатъ, Мерзопупіосъ еще прибавилъ:
— А вотъ этотъ молодой композиторъ — это нашъ сынъ…. Тоже беремъ съ собой заграницу… Прошу зарегистрировать?
— Но можетъ ли это быть?
— А поцему же не можетъ, если мы уже и задатка полуцила.
Нѣтъ, какъ хотите, господа, а я нахожу, что иностранный гражданинъ Мерзопупіосъ былъ и революціоннѣе и послѣдовательнѣе профессора Верховскаго.
Вѣдь если дѣло идетъ о «бракоподобной» схемѣ и если проституція и насиліе занесены въ «бракоподобную» графу, то какой же резонъ ограничивать революціонный порывъ г-на Мерзопупіоса?
— Что, не могъ отъ него и другого мужчины родиться сынъ-композиторъ? Пустяки! Въ революціонномъ порядкѣ могъ и композиторъ родиться. Въ особенности, если задатокъ былъ большой…
Александръ Яблоновскій.
Возрожденіе, № 271, 28 февраля 1926
Views: 36