А. Салтыковъ. Летучія Мысли. 31 октября 1930

Я не присутствовалъ при встрѣчѣ Коста и Беллонта. [1] Но судя по газетамъ, превосходитъ все, что можно было себѣ представить въ этомъ родѣ.

***

Авіація, «завоеваніе воздуха», есть чрезвычайно яркій символъ нашей цивилизаціи. Не только нашей цивилизаціи XX вѣка, но вообще европейской, «Фаустовской», цивилизаціи, въ основу которой искони было заложено стремленіе къ безконечному… Въ подвигѣ Коста и Беллонта есть, вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ я полагаю, и очень существенная матеріальная сторона. Какъ и изысканіе кратчайшаго полярнаго, воздушного пути въ Америку, какъ и проникновеніе Бирда въ Антарктику, — и стремленіе связать Америку съ Европою воздушною Атлантическою линіей имѣетъ, вѣроятно, весьма серьезную практически-коммерческую подоплеку. Въ этой линіи, вѣроятно, заинтересованы крупныя силы дѣлового міра… Но вѣдь и практически-матеріальное направленіе также составляетъ — и отчасти всегда составляло — одну изъ наиболѣе характеристическихъ чертъ нашей цивилизаціи…

***

Эта ея особенность — какъ съ другой стороны и само «стремленіе къ безконечному» — больше всего и толкали и продолжаютъ нынѣ, въ усиленномъ темпѣ, толкать европейскую цивилизацію въ сторону техники. Для многихъ она и есть техническая цивилизація по преимуществу. Но въ области такихъ характеристикъ слѣдуетъ остерегаться преувеличеній. Античная цивилизація также не была лишена высокой техники, и еще выше ей была, по-видимому, въ техническомъ отношеніи — цивилизація эгейская. Правда, техники обѣихъ этихъ цивилизацій кажутся намъ односторонними. Но вѣдь и въ нашей технической цивилизаціи есть огромнѣйшіе пробѣлы. Вспомнимъ хотя бы энергіи солнца и моря, которыя мы до сихъ поръ, въ сущности, не научились утилизировать…

***

Какъ бы то ни было, но и «технический прогрессъ» остается одною изъ наиболѣе бросающихся въ глаза отмѣтинъ нашей цивилизаціи. И лишь въ кажущемся противорѣчіи съ техническимъ прогрессомъ находится нѣкій ея мистическій уклонъ, ея стремленіе къ чудесному и ирраціональному, скорѣе даже усилившіеся въ послѣднія времена, несмотря на оскудѣніе источниковъ подлинно-религіознаго вдохновенія… Дѣло въ томъ, что «практически-матеріальное» направленіе, питающее техническій прогрессъ, питаетъ въ то же время — пусть и черезъ довольно сложную систему «передачи» — и европейскій нео-мистицизмъ: стремленіе къ оккультнымъ знаніямъ, магіи и вообще самымъ экстравагантнымъ ученіямъ. И причина здѣсь въ томъ, что практически-матеріальное направленіе легко теряетъ связь съ подлинною интеллектуальностью. А разъ потерявъ ее, это направленіе широко раскрываетъ дверь — всякаго рода эксцентричностямъ… Вмѣстѣ съ тѣмъ, и самъ «экспериментальный методъ», утвердившійся въ новоевропейской наукѣ и пронизывающій все новоевропейское мышленіе, этотъ методъ, основывающій все на фактахъ и избѣгающій контроля идей, — также во многомъ содействуетъ махровому расцвѣту упомянутыхъ выше «экстравагантностей». Европейская нео-мистика крѣпко держится — или, по крайней мѣрѣ, дѣлаетъ видъ, что держится — экспериментальной основы.

Все это и объясняетъ парадоксальное, на первый вглядъ, соединеніе, особенно въ Англіи и Америкѣ, практическаго духа — съ полу-религіозными, полу-шаманcкими мистическими уклонами: эти явленія двухъ различныхъ порядковъ не только тѣсно связаны, но и взаимно обусловлены другъ другомъ…

Александръ Салтыковъ.
Возрожденіе, №1977, 31 октября 1930.

[1] Костъ и Беллонтъ — французскіе авіаторы, въ 1930 г. перелетѣвшіе Атлантическій океанъ.

Visits: 23