Хотѣлъ бы я посмотрѣть, что за штука такая получится изъ открывающагося въ ближайшемъ будущемъ «Кіевскаго Крестьянскаго Университета».
Не спорю: въ высшей степени хорошо и полезно, когда крестьяне жаждутъ образованія и тянутся къ университету.
Карьера Ломоносова тому отличный примѣръ.
Но когда видишь обратное — что не крестьянинъ тянется къ университету, а университетъ къ крестьянину, и не мужикъ получаетъ высшее образованіе, а высшее образованіе омужичивается — тогда, по-моему, дѣло дрянь.
Какимъ образомъ вообще можно создавать классовые университеты? Вѣдь названіе университета именно говоритъ объ универсальности знанія…
Къ чему вмѣсто простыхъ рабочихъ техническихъ школъ или сельско-хозяйственныхъ училищъ эти громкія названія:
Рабочій университетъ?.. Крестьянскій?..
Недоставало только, чтобы въ дальнѣйшемъ открыли: университеты солдатскіе, батрацкіе, древообдѣлочные, металлическіе, углекопные…
Напримѣръ, «Бѣдняцкій Университетъ». Или «Ассенизаціонный». Какъ звучитъ гордо!
Удивительное дѣло: къ чему ни прикоснутся въ вопросѣ о народномъ, просвѣщеніи большевицкіе болваны, вездѣ получается одно только шутовство и фиглярство.
Никто не спорилъ бы съ ними о томъ, что крестьянина при помощи спеціальной школы нужно учить раціонально вести хозяйство, сообщать ему необходимыя сельскохозяйственныя свѣдѣнія.
Но большевикамъ обязательно нужна громкая вывѣска. Реклама. Фраза. Планетарный размахъ.
И «Кіевскій Крестьянскій Университетъ», конечно, явится однимъ изъ очередныхъ балагановъ, жалкой пародіей на очагъ просвѣщенія.
Для шика, навѣрно, учредятъ нѣсколько факультетовъ: факультетъ яровой, факультетъ озимый, факультетъ подъ паромъ, факультетъ сѣвооборотный.
Отдѣленія при каждомъ факультетѣ организуютъ: ржаное, пшеничное, ячменное, луговое.
А обязательными предметами объявятъ слѣдующіе курсы:
Идеологія пашни и выявленіе бороздъ при свѣтѣ марксизма.
Фридрихъ Энгельсъ и уходъ за скотиной. Курсъ соціологической зоологіи съ приложеніемъ біографіи Ильича.
Какъ нужно производить запашку при данной международной конъюнктурѣ и натискѣ мірового капитализма?
Сѣяніе устарѣвшее — пѣшее, и сѣяніе новой жизни: съ велосипеда, съ автомобиля, съ аэроплановъ. Теорія вѣроятности въ примѣненіи къ равномѣрному попаданію зерна въ дырки.
Сѣвъ кулацкій, середняцкій и бѣдняцкій. Идеологія бѣдняцкаго сѣятеля, какъ наиболѣе экономный подходъ къ будущему урожаю.
Теорія крестьянскихъ элементовъ. Кулакъ какъ вредитель. Его психологія, физіологія, анатомія, физика и химія.
Можетъ ли кулакъ разжаться?
О деревенской бѣднотѣ и о богатствѣ народовъ. Курсъ крестьянской политической экономіи.
Теорія излишковъ. Излишки лишніе, полулишніе, недостающіе, необходимые. Какъ превратить незначительное количество зерна въ излишекъ?
Жатва подъ пѣнье и музыку. Хоровое исполненіе «интернаціонала» какъ раціональный синтезъ труда и искусства. Краткій курсъ ритмической гимнастики и обращеніе съ серпомъ по системѣ Далькроза.
Общее ученіе о крестьянинѣ. Городъ и деревня. Разстояніе отъ города до деревни и отъ деревни до города.
Различные ракурсы крестьянскаго бытія, если стать къ деревнѣ лицомъ, спиной, въ профиль и анъ труа катръ. [1]
[1] En trois quatres — Въ три четверти, фр.
А. Ренниковъ
Возрожденіе, 1928, №1042
Visits: 25