А. Ренниковъ. Сморгонскія академіи

Отъ редактора. Здѣсь все современно. Россія послѣ 1991 г. пошла по тому же пути: «Много неграмотныхъ? Зато пусть всѣ будутъ съ высшимъ образованіемъ!»


Игра въ высшее образованіе въ совѣтской Россіи идетъ полнымъ ходомъ.

Куда ни глянешь — вездѣ высшія учебныя заведенія.

Университеты, политехникумы, институты, академіи, консерваторіи…

Случается, что въ городѣ гостиницы нѣтъ, одни постоялые дворы. Гимназіи нѣтъ — одни переименованныя уѣздныя училища. А на главной улицѣ, надъ скромнымъ домикомъ съ черепичной крышей, все-таки надпись:

«Университетъ имени Колупаева».

И съ четырехъ сторонъ у каждой стѣны — факультеты. Одно окно — юридическій, другое окно — историко-филологическій, третье — физико-математическій, четвертое — медицинскій.

А если есть еще сзади добавочная узкая отдушина съ конфузливымъ матовымъ стекломъ, то и это оконце тоже подъ науку идетъ. Или подъ восточный факультеть, или подъ клинику, или, лучше всего, подъ химическую лабораторію.

Ибо жилплощадь въ СССР коротка, а наука безконечна.

Оттого ли, что сами большевицкіе главари въ общей массѣ своей не окончили никакихъ заведеній, кромѣ питейныхъ, или оттого, что о высшемъ образованіи у нихъ такое же смутное представленіе, какъ у московской купчихи, у которой сынъ два университета окончилъ, — но влеченіе къ высшимъ учебнымъ заведеніямъ у нихъ родъ недуга.

Самимъ не удалось одолѣть, такъ пусть хоть молоднякъ одолѣетъ. А если и молоднякъ не подходитъ, пусть тогда университетъ самъ подойдетъ.

Слава Марксу, теперь отъ нихъ же самихъ зависитъ, кого къ кому придвигать: народный ли массивъ къ ученымъ пророкамъ, или ученыхъ пророковъ къ массиву.

Вотъ, напримѣръ, совѣтскія газеты сообщаютъ, что наркомпросъ рѣшилъ съ осени текущаго года открытъ новый университетъ въ городѣ Алма-Ата, Казахской республики.

Гдѣ эта республика?

Гдѣ Алма-Ата?

Однако университетъ въ Алмѣ-Атѣ будетъ. Высшее образованіе жителямъ обезпечено.

Одно окно — подъ юриспруденцію, одно подъ математику, одно подъ медицину. И отдушина подъ лабораторію.

Надпись даже надъ отдушиной по-казахски или алма-атански сдѣлаютъ:

«Экспериментальная физика и химика».

Чтобы вѣдали алма-атанцы, что такое чистая наука, а что такое грязь.

Лихорадочный темпъ въ насажденіи высшаго образованія въ СССР зависитъ, впрочемъ, не только отъ особой любви большевиковъ къ тому, чего они не получили сами. По всей вѣроятности, и полный провалъ борьбы съ неграмотностью тоже привелъ ихъ къ блестящей мысли одолѣть врага обходнымъ движеніемъ:

— Много неграмотныхъ? Зато пусть всѣ будутъ съ высшимъ образованіемъ!

Кромѣ того, очень существенно открывать новые университеты и для показательныхъ цѣлей. Чтобы Европа увидѣла, какъ шагаетъ СССР.

— У нихъ Гейдельбергъ. У насъ — Алма-Ата. У лихъ — Іенскій университетъ. У насъ — Каракалпакскій.

И если нажать да пооткрывать все, что можно, нетрудно обогнать и всю Европу и всю Америку, оставивъ ихъ въ хвостѣ на самомъ кончикѣ.

У нихъ 200 университетовъ, у насъ пятьсотъ. У нихъ пятьсотъ политехникумовъ, у насъ — цѣлая тыща.

Не хватитъ помѣщеній — можно вынести университеты на чистый воздухъ. Назвать платоновскими академіями, аристотелевскими перипатетическими институтами.

И просто учредить высшія заведенія на пустыряхъ или въ садахъ. Поставить заборъ, у забора колъ, на колу доску, на доскѣ надпись:

«Стѣнъ-университетъ».

Или:

«Академія, которую нужно понимать духовно».

И тьма человѣчества въ СССР быстра исчезнетъ. И совѣтскіе граждане, сіяя, будутъ говорить про свое образованіе съ гордостью:

«Ученье — свѣтъ, а неученье — политпросвѣтъ».

А. Ренниковъ
Возрожденіе, №1145, 21 іюля 1928

Visits: 25