А. Ренниковъ. Опасный опытъ

Новый способъ борьбы съ религіей:

Въ Исаакіевскомъ соборѣ общество безбожниковъ рѣшило въ рождественскіe праздники воспроизвести опытъ Фуко для доказательства вращенія земли. Къ внутренней части купола предположено подвѣсить гигантскій маятникъ съ трехпудовой гирей на концѣ и на основаніи кажущагося поворота плоскости качанія убѣдить піонеровъ, красноармейцевъ и простыхъ бабъ въ томъ, что земля вертится безъ помощи Бога.

Что касается самой постановки опыта Фуко, объ зтомъ спорить не стоитъ: вещь, пожалуй, полезная. Полезная не только для красноармейцевъ, піонеровъ и бабъ, но даже для редакціи «Красной Газеты», которая, помѣстивъ замѣтку о предстоящемъ событіи, напечатала:

«Движеніе маятника будетъ вычерчиваться на полу, показывая бѣгъ земли». Между тѣмъ, какъ каждому сотруднику почтенной газеты слѣдовало бы знать, бѣгъ земли тутъ совершено не причемъ, и дѣло касается только вращенія земли вокругъ оси.

Ну, хорошо. Предположимъ, занимательный опытъ будетъ поставленъ. Соберутся бабы, красноармейцы, піонеры. Трехпудовая гиря начнетъ свои гигантскія качанія по храму. Всѣ съ подозрительнымъ вниманіемъ станутъ слѣдить ея движеніемъ.

Но что изъ этого послѣдуетъ для борьбы съ Богомъ?

Какая выгода?

Прежде всего, очень легко можетъ получиться, что по большевицкой традиціи подготовительныя работы къ моменту опыта окажутся не вполнѣ законченными.

Качнется трехпудовая гиря въ одну сторону, въ другую, затѣмъ сорвется и ахнетъ въ толпу.

Одного красноармейца положитъ на мѣстѣ. Бабу тяжело ранитъ. Группѣ комсомольцевъ перебьетъ ноги.

И всѣ зрители панически кинутся къ выходу, давя другъ друга, со страхомъ вопя:

— Мать Пресвятая Богородице, помилуй насъ!

Число вѣрующихъ послѣ такого опыта въ Петербургѣ не только не уменьшится, но, наоборотъ, возрастетъ непомѣрно.

— Слыхали, братцы, — будутъ передавать красноармейцы въ казармахъ, — какъ Богъ безбожниковъ наказалъ черезъ святого Фуку?

Святой Фука сдѣлается сразу популярной личностью. Отъ публики, благоговѣйно желающей осмотрѣть его священную гирю, отбоя не будетъ.

— Куда въ музей лѣзешь, старая?

— Пусти, родименькій… Къ Фукиной гирѣ. Говорятъ, отъ ревматизма излечиваетъ.

Однако, предположимъ другое. Предположимъ, что опытъ пройдетъ благополучно: что гиря будетъ качатся, а прикрѣпленный острый конецъ начертитъ на полу нужныя уклоненія.

Что же отсюда получится?

— Видите, товарищи? — торжествующе спроситъ предсѣдатель безбожной комиссіи. — Маятникъ отклонился, значитъ, никакого Бога и нѣтъ.

— А кто жъ его повернулъ, въ такомъ случаѣ? — угрюмо спросить кто-то въ заднихъ рядахъ. — Самъ ты въ сторону пихалъ, что ли?

— Товарищи! Среди присутствующихъ въ дискуссіонномъ порядкѣ раздаются голоса, будто я подталкивалъ маятникъ. Прошу засвидѣтельствовать, что къ этимъ уклонамъ я никакого касательства не имѣю!

— Правильно, граждане, не имѣетъ. Я видѣлъ. Не прикасался.

— Значитъ, сила небесная повернула, ясно!

— Вѣрно! Вѣрно! — одобрительно зашумятъ толпа. — Не иначе, какъ Богъ! Знаменіе намъ!

А кто-нибудь экспансивный восполь зуется случаемъ, схватится за гирю и, направивъ ея колебаніе на предсѣдателя, крикнетъ:

— За вѣру православную, братцы! Бей проклятыхъ безбожниковъ!

А. Ренниковъ
Возрожденіе, №1655, 31 декабря 1929

Visits: 22