А. Ренниковъ. Наслѣдіе прошлаго

Отъ редактора. Вотъ такъ они насъ и знаютъ. Сто лѣть спустя, какъ сто лѣтъ назадъ. «Россія есть государство, основанное на марксистскихъ принципахъ», какъ сказала недавно одна англичанка…


Забавный случай произошелъ на дняхъ съ однимъ англійскимъ священникомъ, приславшимъ въ «Морнингъ Постъ» письмо-протестъ противъ большевиковъ.

Преисполненъ былъ священникъ, разумѣется, самыхъ лучшихъ намѣреній. Въ каждой строкѣ его протеста чувствовалось искреннее негодованіе по адресу угнетателей русскаго народа, нескрываемый ужасъ передъ тѣми гоненіями, которымъ подвергаются вѣрующіе люди въ совѣтскихъ республикахъ.

Но среди всѣхъ этихъ прекрасныхъ мыслей и чувствъ, авторъ, къ сожалѣнію, рѣшилъ почему-то вспомнить русскую исторію. И въ особенно патетическомъ мѣстѣ вдругъ написалъ:

«Даже при русскихъ императорахъ противъ религіи не было подобныхъ преслѣдованій!»

Какое впечатлѣніе произвело это историческое сравненіе на англійскихъ читателей, неизвѣстно. Очень возможно, что публика ахнула отъ состраданія.

Но очевидно, наивному автору письма кто-то успѣлъ разъяснить нелѣпость его параллели. Или объяснилъ ему эту несообразность кто-либо изъ англичанъ, жившихъ раньше въ Россіи. Или кто-нибудь изъ русскихъ бѣженцевъ, у которыхъ при видѣ подобной аргументаціи волосы поднялись на головѣ.

Во всякомъ случаѣ, черезъ день или черезъ два въ «Морнингъ Постъ» тотъ же священникъ прислалъ спѣшную поправку къ своему протесту. Попросилъ довести до свѣдѣнія читателей, что онъ описался: хотѣлъ написать «римскихъ императоровъ», а поставилъ «русскихъ».

И недоразумѣніе было ликвидировано.

Конечно, на фонѣ благороднаго порыва, который охватилъ въ настоящее время лучшихъ представителей англійской общсственности, этотъ случай — забавный пустякъ, мелочь.

Можетъ быть, авторъ-священникъ и дѣйствительно описался. Хотѣлъ сказать «романъ», а сказалъ «рэшэнъ».

Однако если это и описка, то какъ она характерна!

Сразу видно, что эмигранты императорскаго періода, тина Діонео, недаромъ сидѣли въ Англіи. Недаромъ, кромѣ того, русскіе дореволюціонные общественные дѣятели ѣздили въ Лондонъ рыдать и жаловаться на горькую судьбу закабаленной Россіи.

Вотъ плоды и сказались.

Вполнѣ вѣроятно, что тотъ же самый Діонео, лѣтъ пятнадцать тому назадъ, разсказывая про ужасы самодержавія, не соблюлъ достаточной мѣры въ краскахъ, освѣщая русскую жизнь.

Встрѣтится съ нимъ, бывало, какой-нибудь англичанинъ, можетъ быть, даже тотъ самый священникъ, который описался сейчасъ въ письмѣ, — и начинается:

— Ну, какъ у васъ, въ Россіи, сынъ мой?

— Сплошной ужасъ, отецъ!

— Многихъ казнятъ?

— Всѣхъ безъ исключенія, отецъ.

— А промышленность какъ?

— Погибла, отецъ.

— А финансы?

— Рубли на улицѣ валяются, отецъ. Никто не хочетъ подбирать.

— А религія?

— О, религія! Развѣ вы не слышали, что Іоаннъ Грозный на дняхъ приказалъ графу Малютѣ Скуратову задушить митрополита Филарета? Кошмаръ! Вся наша лондонская колонія объ этомъ только и говоритъ. Шкловскій, Литвиновъ, Гуревичъ…

А. Ренниковъ.
Возрожденіе, №1667, 25 декабря 1929.

Visits: 25