А. Ренниковъ. Евразня

Евразійцы опять начали дѣйствовать.

Кто-то съ Востока далъ имъ возможность пріобрѣсти бумагу гнилого Запада для выпуска брошюръ и журналовъ — и они зашевелились.

Объ еженедѣльникѣ «Евразія» говорить въ данномъ случаѣ не будемъ.

Благодаря совѣтской орфографіи, заголовокъ журнала, вмѣсто «Евразіи», напоминаетъ просто какую-то «Евразню».

Но вотъ что заслуживаетъ хотя бы мимолетнаго вниманія, это отдѣльныя книги издательства евразійцевъ. Въ то время какъ у насъ, въ эмиграціи, не хватаетъ средствъ на печатаніе школьныхъ учебниковъ, когда мы не имѣемъ возможности читать въ дешевомъ изданіи русскихъ классиковъ, новоявленные дикари занимаются тѣмъ, что печатаютъ евразню Н. Толля «О скифахъ и гуннахъ» и измышленія П. Савицкаго «О задачахъ кочевниковѣдѣнія».

«Задачи кочевниковѣдѣнія»… Вотъ дѣйствительно жгучій вопросъ. Неотложный. Все остальное можетъ подождать, но кочевниковѣдѣніе — нѣтъ. Эмиграціи срочно необходимо узнать, что думаетъ Савицкій объ этихъ задачахъ.

Если бы кто нибудь изъ парижскихъ скифовъ и гунновъ пробудилъ въ себѣ національную совѣсть и покаялся бы, онъ могъ бы, навѣрное, многое разсказать о тѣхъ источникахъ, изъ которыхъ черпается евразійская любовь къ кочевой политической дѣятельности.

Я бы на мѣстѣ такого раскаявшагося грѣшника тоже написалъ книгу «О задачахъ кочевниковѣдѣнія». Но съ спеціальной цѣлью — вскрыть основы евразни:

Почему кочуетъ скифъ Толль?

Почему кочуетъ гуннъ Сувчинскій?

Куда держитъ путь печенѣгъ Святополкъ-Мирскій?

Навстрѣчу кому гонитъ своихъ барановъ половецкій профессоръ Карсавинъ?

Гдѣ пріобрѣлъ послѣднюю свою кибитку хазарскій князь, великій каганъ H. С. Трубецкой?

Въ такой книгѣ евразійскаго кочевниковѣдѣнія я бы оставилъ въ покоѣ и древнюю Русь, и передвиженіе племенъ, и православіе, и самодержавіе, и славянофильство, а просто и ясно отвѣтилъ на вопросъ:

Кто деньги даетъ?

Если даже древніе кочевники, которые были очень скромны въ своихъ культурныхъ потребностяхъ, и тѣ кочевали, имѣя въ виду лучшія пастбища, то кто повѣритъ, чтобы кочевники нынѣшніе путешествовали отъ одной точки зрѣнія къ другой просто такъ: здорово живешь?

Хазарамъ не нужно было платить въ типографію, а евразнѣ нужно. Половцы не нанимали зала для докладовъ, а евразня нанимаетъ. Да и одѣться тоже необходимо. Теперь не выйдешь въ свѣтъ такъ, въ чемъ Кончаковна на свѣтъ родила. Чистый воротничекъ, манжеты, галстухъ, пиджакъ… Даже шкурку черно-бурой лисицы на себя накинуть — и то, по нынѣшнимъ временамъ, бѣшеныхъ денегъ стоить.

Задачи кочевниковѣдѣнія, по-моему, заключаются вовсе не въ томъ, чтобы изучить, откуда надвинулись на древнюю Русь тѣ или иныя чуждыя, некультурныя племена, а въ томъ, чтобы понять, какъ на Руси зарубежной, въ средѣ русскихъ людей, появились чуждые некультурные элементы, которые тоже необходимо гнать вонъ, давъ имъ битву при Калкѣ.

Эти кочевники только для видимости пристегнули къ себѣ русскія древности, оставаясь на самомъ дѣлѣ черезчуръ современными личностями.

Кочуютъ они не ногами, а головами. Ищутъ пастбищъ не для скота, а для себя. Передвигаются не изъ одной равнины въ другую, а изъ міровоззрѣнія въ міровоззрѣніе…

И далеко имъ до благородства половцевъ, хазаръ и татаръ. Тѣ кочевники, ко крайней мѣрѣ, рисковали. Воевали, нападали на города.

А эти подойдутъ къ ворогамъ Кремля, тихонько постучатъ и робко начинаютъ заискивать:

— Можно войти?

— А что?

— Мы евразня. Кочевники… Не пріютите ли? Земля ваша велика и обильна, а денегъ у насъ нѣтъ!

А. Ренниковъ
Возрожденіе, №1288, 1928

Visits: 20