Андрей Ренниковъ. Динамика духа

Правы-ли итальянскіе футуристы, объявившіе безпощадную войну макаронамъ?

Маринетти, призывающій соотечественниковъ къ бойкоту этого національнаго блюда, утверждаетъ, будто макароны дѣлаютъ человѣка меланхоличнымъ, лѣнивымъ, развиваютъ въ немъ скептицизмъ, вредную склонность къ дольче фаръ ніенте.

Итальянцы, какъ заявляетъ Маринетти, должны воспитывать въ себѣ совершенно иныя качества: фашистскую динамику духа, стремительность, подвижность, энергію.

Спору нѣтъ, вопросъ о динамикѣ духа — проблема очень серьезная. Устранить меланхолію, замѣнивъ ее стремительностью дѣйствій, уничтожить скептицизмъ, насадивъ вмѣсто него бодрую идеологію, перспектива чрезвычайно заманчивая.

Однако дѣйствительно ли можно достигнуть этого путемъ отрѣшенія оть макаронъ?

Съ пармезаномъ притомъ?

Большевики, напримѣръ, тоже стараются развитъ бѣшеную кинетическую энергію своего населенія особой системой питанія. Системой только другой: не бойкотомъ макаронъ, а культивированіемъ китайскаго гороха — сои.

Соя, введенная въ организмъ гражданъ, по ихъ мнѣнію, дастъ СССР огромный зарядъ калорій. Этотъ зарядъ непосредственно перейдетъ въ эквивалентъ мышечныхъ эрговъ. Мышечные эрги вызовутъ соотвѣтственное количество строительныхъ джаулей. Всѣ же полученные эрги и джаули перейдутъ въ ускореніе индустріализаціи, осуществятъ пятилѣтку…

Въ общемъ, какъ ни странно, итальянскія умонастроенія въ послѣднее время что-то очень ужъ сильно стали походить на совѣтскія.

Тамъ призывъ къ мощи, къ силѣ, къ калоріямъ. И здѣсь призывъ къ эргамъ и джаулямъ.

Тамъ бряцаніе оружіемъ, напыщенныя рѣчи, громкія слова о будущемъ матеріальномъ благополучіи.

И здѣсь то же бряцаніе, тѣ же фразы о близкомъ благоденствіи на землѣ.

Разница лишь въ томъ, что у однихъ культивируется презрѣніе ко всѣмъ классамъ, кромѣ рабочаго. А у другихъ — презрѣніе ко всѣмъ, кромѣ своихъ соплеменниковъ.

Нѣмецкій матеріализмъ прошлаго вѣка выработалъ характерную формулу: деръ манъ истъ, васъ еръ исстъ. Человѣкъ есть то, что онъ ѣстъ.

На основѣ этой матеріалистической формулы можно было дѣлать не мало эффектныхъ выводовъ о характерѣ отдѣльныхъ людей и даже того или иного народа.

Человѣкъ, любящій мясо, плотояденъ вообще, человѣкъ, питающійся овощами, похожъ на добродушное жвачное. Разносторонность англичанъ и пестроту ихъ колоній старались объяснить любовью къ плумъ-пуддингу. Легкомысленность и искристость французовъ объясняли шампанскимъ. Неподвижность русской натуры — блинами.

Правда, параллели и выводы эти не шли далеко. Сейчасъ, напримѣръ, ни одинъ даже очень матеріалистически мыслящій нѣмецъ не станетъ утверждать, будто дружба его съ большевиками проистекаетъ отъ того, что населеніе Германіи любитъ свиное мясо колбасъ.

Хотя, быть можетъ, это единственное неоспоримое подтвержденіе формулы: деръ манъ истъ, васъ еръ исстъ.

Но борьба съ макаронами, предпринятая футуристами въ Италіи, можетъ, къ сожалѣнію, показать, что чисто матеріалистическое пониманіе источниковъ фашистской динамики духа, все-таки, очень ошибочно.

Во-первыхъ, итальянскій фашизмъ родился какъ разъ въ періодъ обычнаго потребленія макаронъ. Слѣдовательно, никто не гарантируетъ, что съ исчезновеніемъ макаронъ не исчезнетъ и самъ фашизмъ.

А во-вторыхъ, въ первые годы своего существованія фашисты добились успѣха, можетъ быть, только потому, что насильственно вливали въ ротъ коммунистамъ касторку и, освобождая ихъ организмъ отъ макаронныхъ залежей, приводили къ истощенію и повиновенію.

Поэтому, если ужъ итальянцамъ нужно раздобыть спеціальный источникъ динамики духа, то лучше искать его въ чемъ-либо другомъ.

Не въ разрывѣ съ макаронами, а въ разрывѣ съ другими болѣе очевидными разлагающими итальянскую психологію факторами.

Хотя бы съ большевиками, напримѣръ.

Андрей Ренниковъ.
Возрожденіе, № 2134, 6 апрѣля 1931.

Visits: 17