Александръ Салтыковъ. Летучія Мысли. 6 января 1931. Объ отношеніи къ родинѣ

Какъ объяснить Хаму — что такое отеческій авторитетъ? Вѣдь онъ пріемлетъ его лишь постольку-поскольку… Но столь же трудно объяснить нашимъ республиканцамъ — что такое любовь къ отечеству.

И странное дѣло! Эти россійскіе республиканцы чрезвычайно охотно льнутъ къ западнымъ образцамъ. Но въ области «любви къ отечеству» они неукоснительно отворачиваются отъ нихъ; тѣ же изъ республиканцевъ, что поневѣжественнѣе, прямо отрицаютъ наличность у западныхъ «парламентарныхъ» и «демократическихъ» народовъ безусловной любви къ отечеству. Такъ, нѣкій Ингваръ пробурчалъ на-дняхъ, въ «Послѣднихъ Новостяхъ», что-то не очень вразумительное на тему — будто во время бурской войны нѣсколько англичанъ, сражавшихся въ рядахъ буровъ, не только не были осуждены своими согражданами за эту измѣну, но даже получили отъ нихъ нѣчто въ родѣ одобренія.

***

Даже въ томъ случаѣ, если утвержденіе Ингвара связывается съ нѣкоторыми объективными фактами — онъ знаетъ какую-то особенную Англію, во всякомъ случаѣ, нѣсколько своеобразно понимаетъ ее. Его Англія мало похожа на ту, которая, какъ всѣ помнятъ, не постѣснялась казнить, во время послѣдней войны, лорда Кэземента, агитировавшаго въ Ирландіи въ пользу нѣмцевъ… Вѣдь именно англичанами выработана совершеннѣйшая формула «любви къ отечеству», и на этой лапидарной формулѣ — wrong or right, my country — Англія и выросла и простояла вѣка… Въ этой формулѣ и заключено безусловное пріятіе національной исторіи, противъ котораго возстаютъ наши республиканцы… Но пріятіе исторіи не означаетъ ослѣпленія. Любовь вообще не слѣпа — вопреки утвержденію нѣкоторыхъ. И это относится и къ любви къ отечеству. Она свѣтла и проникновенна. Сынъ отечества сознаетъ себя частью цѣлаго. Но для выработки такого сознанія — нѣтъ надобности перекрашивать, въ комплексѣ отечества, черное въ бѣлое. Нѣтъ надобности, для полноты національнаго сознанія, въ фальсификаціи національной исторіи…

***

И не имъ, этимъ оголтѣлымъ республиканцамъ, иронически говорить объ «Иловайскомъ», будто бы дающемъ, въ мысляхъ ихъ противниковъ, патентъ на званіе патріота. Именно республиканцы наши сполна, доверху, набиты «иловайщиной». Все ихъ ученіе, всѣ ихъ помыслы, всѣ ихъ стремленія, всѣ ихъ точки зрѣнія и навыки мышленія суть сплошная иловайщина, т. е. трафаретность. Они не интересуются исторіей, даже не постигаютъ ея существа… Такъ и самъ Западъ, изъ котораго они воображаютъ, что черпаютъ свои директивы, для нихъ въ дѣйствительности мертвъ. Они — фальшивые западники, они дальше далекаго отъ постиженія его живого существа… Ибо и Западъ они познаютъ черезъ «Иловайскихъ» и этою-то только его иловайщиной — въ той формѣ, въ какой она сложилась сто лѣтъ тому назадъ — они донынѣ и пробавляются. Ихъ Западъ это совокупность идей, настроеній, душевныхъ предрасположеній и нѣкоторыхъ уклоновъ мыслей, окрасившихъ нѣкоторые западно-европейскіе круги сто лѣтъ тому назадъ и нынѣ давно уже oтметенныхъ европейскою аналитическою и синтетическою мыслью.

***

И то же самое — въ отношеніи русской исторіи… «Духовный сонъ», «казнокрадство», «Николаевская цензура» — вотъ какъ воспринимаютъ республиканцы Россію прошлаго, ту самую, въ которой не только жилъ Пушкинъ, но которая и создала его. Но не есть ли такое воспріятіе — самая типическая, самая вопіющая «иловайщина»? Ибо, какъ была у насъ (и есть до сихъ поръ) правая иловайщина, такъ существовала у насъ и иловайщина лѣвая, ничуть не уступающая первой — кривдою и безжизненною махровостью. Эта то махровая лѣвая иловайщина цвѣтетъ до сихъ поръ пышнымъ цвѣтомъ — въ нашихъ республиканцахъ. Какъ могутъ они любить нашу исторію — а это-то и значитъ: любить наше отечество — когда они до сихъ поръ не знаютъ исторіи, не интересуются ею! Они знаютъ лишь ту исторію, которую сами для себя ad usum delphini — сочинили…

Александръ Салтыковъ.
Возрожденіе, № 2044, 6 января 1931.

Visits: 12