Сторонній Наблюдатель. Изъ Подкарпатья

Намъ пишутъ изъ Мукачева:

Мукачево, сквернѣйшій, почти сплошь еврейско-мадьярскій городишко, съ 1-го іюля сего года волею судебъ и политическихъ соображеній, призванъ стать столицею Прикарпатской Руси: — въ него переводится жупанатъ изъ Ужгорода. Говорятъ, что Ужгородъ, до сего времени бывшій главнымъ городомъ, отходитъ къ Славачинѣ. Карпаторусское «Свободное Слово», издающееся въ Мукачевѣ, протестуетъ, но что изъ этого выйдетъ — неизвѣстно.

Вообще, атмосфера здѣсь довольно сгущенная, вслѣдствіе борьбы и междоусобій не только политическихъ, но въ особенности религіозныхъ и національныхъ. Карпаторусская интеллигенція, представленная преимущественно учительствомъ, крайне малочисленна.

Главнымъ предметомъ борьбы является русскій языкъ и преподаваніе на русскомъ литературномъ языкѣ въ школахъ. Этого требуетъ настоятельно само населеніе, что пишущему эти строки довелось слышать на засѣданіи общества имени Александра Духновича — горячаго патріота и, какъ его здѣсь называютъ, «будителя» русскаго націонализма.

Засѣданіе происходило въ переполненномъ народомъ городскомъ Мукачевскомъ театрѣ. Вопросъ вертѣлся почти исключительно вокругъ русскаго языка. Выступали ораторы не только изъ сельскихъ учителей, но и изъ среды крестьянъ, требовавшихъ преподаванья на русскомъ литературномъ языкѣ въ школахъ, вмѣсто навязываемаго имъ «какого-то» украинскаго языка, по адресу котораго сыпались даже остроты, шумно привѣтствовавшіяся всѣмъ собраніемъ.

Очевидно вопросъ насильственно здѣсь проводимой украинизаціи является наболѣвшимъ.

Не менѣе остро стоитъ и вопросъ религіозный: идетъ постоянная борьба между уніатами и православными. Народъ явно тяготѣетъ къ старой греческой, какъ они ее здѣсь называютъ, вѣрѣ и при всякомъ удобномъ случаѣ переходятъ въ православіе. Переходъ массовый только и задерживается тѣмь обстоятельствомъ, что церковныя зданія и весь инвентарь принадлежитъ не сельской общинѣ, но уніатскому епископству.

Вслѣдствіе этого село, деревня или приходъ, при выходѣ изъ уніи, лишается своего храма, выстроеннаго на гроши и руками дѣдовъ, храма, съ которымъ его связываютъ столѣтнія узы.

Въ Мукачевѣ храмы всегда переполнены, даже въ будній день на вечерняхъ. Однако тамъ, во всемъ городѣ, при 5-ти церквахъ, нѣтъ ни одной православной (одна — католическая, одна — реформатская, остальныя — уніатскія).

Православное богослуженіе совершается въ реальной гимназіи. Войдя въ незапертую дверь зданія, пройдя рядъ корридоровъ, увѣшанныхъ прекраснѣйшими рисунками школьниковъ, но содержимыхъ въ самомъ неаккуратномъ видѣ, заглянувъ въ открытыя двери классовъ, гдѣ буквально все было сорвано съ петель, закидано бумагами и всякимъ соромъ, не встрѣтивъ ни души, довелось, наконецъ попасть въ довольно обширную комнату, со сценой, перевороченными стульями, шкафами учебныхъ пособій и… нѣсколькими человѣческими фигурами, прижавшимися къ окну.

Въ сторонѣ, противоположной сценѣ, переходя отъ одного стола (престола) къ другому (жертвеннику), копошилась какая-то фигура въ ризѣ. Голова сѣдая, стриженная… Неужели это священнослужитель? Ни алтарной преграды, ни даже хотя бы холщевой занавѣски!

И съ болью въ сердцѣ вспомнилась далеко, далеко въ горахъ Кавказа по Военно-осетинской дорогѣ крохотная (8 аршинъ на 3) церковь, въ которой тѣмъ не менѣе была алтарная преграда и у образовъ висѣли лампады и стояли деревянныя паникадила.

А школьниковъ въ гимназіи, какъ говорятъ, много православныхъ.

Православныя церкви съ истовымъ богослуженіемъ помѣшаются выше — въ горахъ. Таково напримѣръ село Русское. Хотя тамъ зданіе церкви какъ бы только во временномъ пользованіи православнаго прихода, но оно пользуется уходомъ и полнымъ вниманіемъ какъ со стороны прихожанъ, такъ и настоятеля о. Всеволода. Церковь набита молящимися прямо до отказу, такъ какъ туда приходятъ и пріѣзжаютъ многіе православные изъ Мукачева, за неимѣніемъ въ немъ церкви.

Есть тамъ нѣкоторыя особенности при отправленіи богослуженія, но чисто бытового характера. Первое, что поражаетъ — это отвѣты на возгласы священника и пѣніе всей церкви. Производитъ это сильное захватывающее впечатлѣніе. Это наслѣдіе уніатской церкви, гдѣ принято такое всенародное пѣніе.

Затѣмъ совершенно не видишь нашихъ тонкихъ мерцающихъ и столь дорогихъ восковыхъ свѣчекъ. Здѣсь свѣчи только очень большія, толстыя, украшенныя декалькоманіями, [1] парафиновыя и большею частью въ видѣ плоской тройной канделябры.

Въ храмѣ соблюдается строгое раздѣленіе половъ и возрастовъ: впереди стоятъ мужчины, за ними дѣвицы слѣва и парни справа, причемъ дѣвицы стремятся стоять какъ институтки плечо въ плечо. За дѣвицами и парнями — женщины, и совсѣмъ сзади — старухи. У многихъ женщинъ — молитвенники.

Послѣ каждой обѣдни, до отпуска, выносятся хоругви и наиболѣе чтимыя иконы, причемъ Богоматерь всегда несутъ молодыя дѣвушки. Крестный ходъ обходитъ вокругъ церкви; передъ алтаремъ совершается молебенъ.

Священники въ Прикарпатской Руси пользуются большимъ почетомъ и вліяніемъ среди населенія, и слово пастыря почти законъ.

Въ деревняхъ борьба уніи съ православіемъ выражается въ очень грубой формѣ — напр. порчей и уничтоженіемъ восьмиконечныхъ крестовъ на кладбищахъ.

Украинизація здѣсь по преимуществу проводится лѣвыми эмигрантами и галиційскими элементами, сумѣвшими тутъ устроиться.

Но самъ народъ упорно и настоятельно отвѣчаетъ всегда на обращенный къ нему вопросъ, что онъ русскій; иногда только доводилось слышать отвѣтъ «тутэйшій» — выраженіе чисто бѣлорусское.

Къ сожалѣнію, чехи, — въ силу какихъ причинъ, трудно понять — поддерживаютъ ненавистныхъ народу украинцевъ. А между тѣмъ эти господа, поставившіе себѣ конечной цѣлью возсоединеніе всей Украины т. е. Малороссіи, Галиціи и Буковины, также стремятся присоединить къ ней и Карпатскую Русь, отторгнувъ ее отъ Чехословакіи. Всѣ учебники пишутся въ этомъ смыслѣ, все преподаваніе ведется именно въ этомъ направленіи.

Несомнѣнно, чехи въ концѣ концовъ увидятъ это, но будетъ очень жаль, если прозрѣніе явится слишкомъ поздно.

[1] Переводными картинками.

Сторонній Наблюдатель.
Возрожденіе, № 417, 24 іюля 1927.

Visits: 15