Павелъ Муратовъ. Каждый День. Испанскія дѣла

Испанскія событія интересуютъ французовъ, кажется, немного меньше, чѣмъ это слѣдовало бы. Русскихъ интересуютъ они, кажется, немного больше, чѣмъ это слѣдовало бы! По человѣчеству это понятно. Можетъ быть это даже нѣсколько и полезно. Мы, такъ сказать, снова и снова учимся «жить въ исторіи», на сей разъ къ счастью на чужомъ примѣрѣ. Но не поздно ли намъ учиться! Серьезные люди отвѣчаютъ на это, что учиться уму-разуму никогда не поздно…

***

Вчера я встрѣтилъ одного знакомаго. «Вы попрежнему такъ же оптимистичны въ вашихъ взглядахъ на испанскія дѣла», спросилъ онъ меня не безъ ироніи (въ рукахъ у него была вечерняя газета, гдѣ описывались небезынтересныя подробности о сожженіи десяти монастырей въ Мадридѣ). — «Ну, оптимизмъ мой былъ всегда довольно относительнымъ. Если считалъ оптимизмомъ мою увѣренность въ томъ, что Испанія не превратится въ совѣтскую республику — это все-таки не такъ ужъ много! Это было бы, конечно, худшимъ изъ золъ, но само по себѣ вѣдь печально и то, когда среди золъ приходится выбирать «наилучшее».

***

«Какое-же изъ ожидающихъ Испанію золъ вы считаете наилучшимъ», спросилъ мой собесѣдникъ. — «Объ этомъ я уже писалъ, и мнѣ не очень хочется повторяться. Въ Испаніи проявятся несомнѣнно различные элементы безпорядка. Страна можетъ погрузиться на время въ состояніе гражданской войны. Но я не считаю это состояніе худшимъ изъ возможныхъ для революціоннаго момента золъ». — «Это какъ будто не совсѣмъ обычный взглядъ на гражданскую войну!» — «Взглядъ не совсѣмъ обычный съ точки зрѣнія тѣхъ людей, которые не перестаютъ вѣрить, разсудку вопреки, въ возможностъ какого-то мирнаго преодолѣнія большевизма. Гдѣ большевизмъ выступаетъ въ роли одной изъ борющихся сторонъ, тамъ нѣтъ иныхъ дѣйствительныхъ способовъ преодолѣнія его, кромѣ гражданской войны. Въ этихъ условіяхъ гражданская война, являющаяся въ иныхъ условіяхъ положеніемъ вещей ненормальнымъ и болѣзненнымъ, свидѣтельствуетъ напротивъ, о нѣкоторой здоровой силѣ сопротивленія. Этому учитъ, если хотите, исторія нашей собственной революціи». — «Неудача вооруженнаго сопротивленія большевикамъ въ Россіи не свидѣтельствуетъ ли о другомъ?» — «Она свидѣтельствуетъ только о томъ, что это вооруженное сопротивленіе запоздало. Я лично увѣренъ въ томъ, что оно имѣло бы успѣхъ въ моментъ такъ наз. корниловскаго выступленія». — «Но корниловское выступленіе не состоялось въ Россіи». — “Оно не состоялось въ Россіи, потому что въ Россіи былъ Керенскій. Не думайте, что я упрекаю въ томъ лично А. Ф. Керенскаго. Если бы Керенскій могъ быть въ тѣ времена самимъ собой — весь ходъ русской революціи, быть можетъ, пошелъ бы иначе. Но А. Ф. Керенскій не рѣшался, видимо, быть самимъ собой и считалъ обязанностью своей быть тѣмъ, кѣмъ желали видѣть его россійскіе интеллигенты. Онъ остался, можно сказать, вѣренъ какому-то сценическому воплощенію, авторство коего не принадлежало ему самому… Впрочемъ все это исторія. Для современности, для современности испанской важно замѣтить то, что явленіе испанскаго Керенскаго въ ней очень мало вѣроятно. Если обстоятельства ввергнутъ страну въ гражданскую войну, то эта война будетъ вестись тамъ людьми иного склада. И лично думаю, что она не окончится успѣхомъ большевиковъ».

***

«Но не рано ли говорить о гражданской войнѣ?» — «Я уже вамъ сказалъ, что я говорю и думаю о ней, какъ о не худшемъ изъ представляющихся мнѣ возможными испанскихъ золъ, и въ то же время, наилучшимъ изъ золъ революціонныхъ». — «Но можетъ быть, какъ говорится, Богъ милуетъ»… — «Оптимизмъ мой не простирается настолько, чтобы, какъ это печатается въ нѣкоторыхъ французскихь газетахъ, утѣшаться тѣмъ соображеніемъ, что изъ ста семидесяти церквей и монастырей въ Мадридѣ сожжено всего-навсего десять. Сжечь десять монастырей — это все-таки не такая простая вещь, для этого нужна не только своего рода охота, но и нѣкоторая организація! Самое интересное въ послѣднихъ испанскихъ событіяхъ это то, что въ нихъ показываются начатки нѣкоторой революціонной организаціи. Что такое въ самомъ дѣлѣ эти крайніе рабочіе синдикаты, успѣшно соперничающіе съ мирными соціалистическими синдикатами и уже выступающіе съ предъявленіемъ нѣкоторыхъ требованій къ правительству? Не кажется ли вамъ, что это нѣчто подобное, можетъ быть, въ зачаточномъ состояніи, нашимъ пресловутымъ совѣтамъ рабочихъ и солдатскихъ депутатовъ?» — «Но вѣдь я читалъ такое мнѣніе, что безпорядки вызваны отчасти монархистами». — «Само собой разумѣется: гидра контръ-революціи подымаетъ голову и прочее. Монархисты сами нарочно устраиваютъ погромы своихъ собственныхъ газетъ, чтобы дискредитировать счастливую республику, а монахии и монахини нарочно вызываютъ справедливый народный гнѣвъ, чтобы поднять темные элементы, дѣйствующіе по указкѣ реакціи. Неужели вамъ неизвѣстны такого рода домыслы! Въ извѣстнаго круга листкахъ въ свое время писали, что евреи нарочно сами устраиваютъ еврейскіе погромы. Все это — объясненія одного и того же порядка. Извините меня, но надо быть все-таки очень глупымъ человѣкомъ, чтобы повѣрить, что какіе-то монархисты поколотили на улицахъ Мадрида шоффера, имѣя цѣлью вызвать сожженіе десятка огромныхъ старинныхъ монастырей».

Павелъ Муратовъ.
Возрожденіе, № 2171, 13 мая 1931.

Views: 15