Павелъ Муратовъ. Каждый День. <Годовщина Гете>

Трудно представить себѣ болѣе ироническую годовщину, чѣмъ выпавшее на нынѣшній годъ столѣтіе Гете! Самъ Гете въ общемъ своемъ обликѣ былъ, если можно такъ выразиться, «свободенъ отъ ироніи». Вѣрнѣе сказать, иронію понималъ онъ лишь въ нѣкоемъ высшемъ, метафизическомъ планѣ, вслѣдствіе чего сосредоточіемъ ея въ его творчествѣ явились какъ разъ труднѣйшія и мало доступныя страницы второй части «Фауста». Что же касается жизненной ироніи, то ею Гете не болѣлъ. Иначе онъ не остался бы тѣмъ «олимпійцемъ», которымъ вошелъ онъ въ учебники исторіи» и литературы. И вотъ только черезъ сто лѣтъ фигура его даетъ поводъ къ ироніи. Въ чемь, разумѣется, виноватъ не онъ, но въ чемъ виновато наше время, или вѣрнѣе сказать, въ чемъ виновато жесточайшее несоотвѣтствіе нашего времени съ тѣми воспоминаніями, какія связаны съ обликомъ Гете.

***

Несоотвѣтствіе это сдѣлало фигуру Гете въ наши дни нѣсколько чужой, условной и даже холодной. Олимпійскіе снѣга, вѣроятно, производятъ такое же впечатлѣніе, когда открываются они далеко, въ ясный день, шумливой и нечистой восточной толпѣ, суетящейся на базарѣ Салоникъ! Уподобленіе, можеть быть, слишкомъ картинное… И, однако, въ той «ажитаціи», которой пронизано наше время, есть въ самомъ дѣлѣ больше общаго съ крикливостью и суетой восточнаго базара, нежели со спокойнымъ сіяніемъ олимпійскихъ снѣговъ. Съ другой стороны, въ этомъ заключается и нѣкоторое оправданіе для нашихъ современниковъ. Трудно упрекнуть ихъ за то, что они мало читаютъ Гете. Чтобы какъ слѣдуетъ читать Гете, надо самому немножечко «быть Гете». Это удавалось, напримѣръ, Тургеневу въ дни его молодости. Но насколько мало это удалось даже Тургеневу «на старости лѣтъ» — о томъ недавно очень хорошо разсказалъ въ своей книгѣ Б. К. Зайцевъ.

***

Афиши, изображающія Гете, закутаннаго въ плащъ, съ широкополой шляпой на головѣ сидящаго въ римской Кампаньѣ, расклеены сейчасъ на желѣзнодорожныхъ вокзалахъ, съ цѣлью притокомъ туристовъ на торжества полнить доходность нѣмецкихъ желѣзныхъ дорогъ. Подобнаго своего «предназначенія» Гете, вѣроятно, не представлялъ! Какъ не представлялъ онъ и того, что по случаю юбилея, его будутъ чествовать въ совѣтской Москвѣ подъ предсѣдательствомъ «товарища» Бубнова и при участіи «профессора» Когана… Что могутъ сказать большевики объ этомъ человѣкѣ и зачѣмъ, собственно говоря, онъ имъ понадобился? Отвѣтить на это не очень трудно. Какъ историческая фигура, Гете вошелъ въ учебникъ исторіи, даже въ учебникъ марксистской исторіи. Миновать его, слѣдовательно, никакъ не могутъ люди, которые воображаютъ, что назначеніе ихъ состоитъ въ прибавленіи новыхъ, еще не написанныхъ страницъ марксистскаго учебника къ тѣмъ, которыя выучены ими наизусть.

***

И очень можетъ быть,что большевики даже скажутъ о Гете нѣкоторую правду. Напримѣръ, назовутъ они его «продуктомъ» эпохи просвѣщеннаго абсолютизма, отмѣтившей конецъ 18-го вѣка и начало 19-го. Не забудутъ они при этомъ и напомнить, что Гете выражалъ собою достоинства и недостатки сословнаго общества.

Достоинства эти для большевиковъ, конечно, не совсѣмъ ясны (однако, подумаетъ «профессоръ» Коганъ, вѣдь если никакихъ достоинствъ у Гете не было, то онъ не былъ бы знаменитъ и никто бы не праздновалъ его столѣтній юбилей!). Къ недостаткамъ же его они отнесутъ, вѣроятно то, что онъ «не понималъ революцію» — ни ту, которую онъ видѣлъ, ни ту, которую, по ихъ мнѣнію, необходимо было предвидѣть. Вотъ эти недостатки мы съ удовольствіемъ предоставимъ на прокормленіе совѣтскихъ «профессоровъ»! Что же касается достоинствъ, то въ нихъ мы предложили бы поглядѣться, какъ въ зеркало, нашей демократической эпохѣ… Но вотъ только зная навѣрное, что не увидитъ она въ этомъ зеркалѣ своего отраженія. поспѣшитъ отвернуться она, чтобы избѣжать столь невыгодныхъ для нея сравненій. Съ великими людьми такого «особеннаго» порядка демократія умѣетъ обходиться по-своему. *По случаю годовщины устраиваетъ она имъ второе погребеніе, всенародное и торжественное, называющееся юбилейнымъ празднествомъ, и обозначающее первый, такъ сказать, офиціальный этапъ окончательнаго забвенія.

Павелъ Муратовъ.
Возрожденіе, № 2487, 1932.

Visits: 12