Н. Чебышевъ. Мимоходомъ. Юныя поколѣнія

Мы скорбимъ, что послѣ войны, по сю сторону великаго водораздѣла двухъ эръ, старой и новой, люди стали хуже понимать. Относится такое наблюденіе почти исключительно къ болѣе молодому поколѣнію. Ему пришлось либо воевать, либо рости въ переходномъ возрастѣ отрочества въ невозможной обстановкѣ скитаній родителей по тыламъ фонтовъ гражданской войны. Потомъ наступила пора бѣженства, трудно было учиться, приходилось работать. Юноша быстро созрѣвалъ, умнѣлъ, закалялся, но былъ необразованъ, не зналъ исторіи поэзіи, искусства.

Всѣмъ выступающимъ съ рѣчами или писаніями необходимо быть осторожными: считаться сь тѣмъ, что «понимающая» аудиторія сузилась… Рекомендуется пользоваться осмотрительно шуткой, избѣгать ироніи (ея не понимаютъ). иностранныхъ словъ, изреченій, историческихъ именъ, ничего не предполагать общеизвѣстнымъ, вытачивать словесную оболочку мысли до возможной прозрачности и ясности.

Обижаться нечего, у молодыхъ людей есть свои большія преимущества передъ нами. Но они могутъ еще однимъ утѣшиться, — если вообще требуется утѣшеніе: образованность послѣ войны понизилась всюду.

И воспитанность.


Вотъ что дали въ Германіи провѣрочные опросы, устроенные издательствомъ одной поддерживающей республику политической организаціи («Вохеншрифтъ десъ Рейхсбаннерсъ»). Изданіе поставило себѣ цѣлью опредѣлить успѣхи гражданскаго воспитанія юношества, подросшаго за послѣднія десять лѣтъ, съ 1919 года (первое десятилѣтіе новой эры)…

Былъ произведенъ опросъ среди молодыхъ людей 18-19 лѣтъ. Черезъ годъ-два имъ придется участвовать въ строительствѣ государства, придется голосовать, подавать избирательныя записки.

Вопросъ:

— Когда отрекся императоръ?..

Отвѣтъ:

— Въ 1916 году.

Другіе отвѣчали — въ 1914, 1923 и т. д. Только одинъ отвѣтъ былъ вѣренъ.

Вопросъ:

— Какія государства въ Европѣ республики?..

Большинство отвѣтило, что республикъ совсѣмъ нѣтъ. Другіе относили къ республикамъ Англію и Италію.

Вопросъ:

— Съ какого времени Германія республика?

Отвѣты самые невозможные: названы съ 1914 по 1924 годъ всѣ годы.

Кстати: въ видѣ курьеза приведу «перлы» отвѣтовъ самого послѣдняго экзамеціоннаго періода во Франціи. Отвѣты были даны экзаменовавшимися для полученія «сертифика д-этюдъ» и степени баккалавра (аттестатъ зрѣлости) отъ 23 іюля:

Вопросъ:

— Что вы знаете о трехъ государственныхъ дѣятеляхъ : Тьерѣ, Гамбеттѣ и Жюлѣ Ферри?..

Отвѣтъ:

— Гамбетта — человѣкъ, подымавшійся на воздушномъ шарѣ во время войны. Жюль Ферри знаменитъ, потому что его именемъ названа улица.

А вотъ еще отвѣты:

— Президентъ республики, избираемый на 9 (sic) лѣтъ, переизбирается по третямъ каждые три года.

— Буало былъ самымъ большимъ сатиромъ 17-го вѣка.

Одинъ кандидатъ въ баккалавры принялъ французскаго критика Сентъ-Бева за женщину и, приведя высказанное критикомъ по какому-то поводу мнѣніе, окончилъ заданное сочиненіе словами:

«Святая была права».


Возьмемь «воспитанность». И другой свѣтъ — Америку. И не мужчинъ, не юношей, а дѣвицъ. Какъ расцѣнивается «воспитанность» молодой американки? По-видимому, американцы не вполнѣ довольны ею. Пошла на убыль женская «корректность» (другого слова не подберу), способствующая женскому обаянію — женскому «шарму».

Два университета, въ Висконсинѣ и Калифорніи, организовали лекціи по слѣдующему расписанію:

  1. «Шармъ» за столомъ.
  2. «Шармъ» въ туалетѣ.
  3. «Шармъ» въ разговорѣ.
  4. «Шармъ» на улицѣ.

Судя по лекціямъ, можно заключить, что современная американская барышня особенно «некорректна», особенно нарушаетъ требованія «шарма» за столомъ. Правила, внушаемыя прелестнымъ созданіямъ на лекціяхъ, учатъ: какъ слѣдуетъ прилично ѣсть, передавать тарелки, держать ноги подъ столомъ, сдержанно смѣяться, не показывая своего «золотого запаса» — всѣхъ своихъ запломбированныхъ золотомъ зубовъ.

Но въ первую очередь американской дѣвушкѣ внушается требованіе большей женственности. Она не должна походить на неудавшагося мальчугана.


Среди англійской молодежи замѣчается теченіе, какъ бы сбивающееся на нѣкое ученіе «относительности». Оно сводится къ самопровѣркѣ, переоцѣнкѣ цѣнностей… Въ отношеніи, напримѣръ, такого собранія опровергнутыхъ и ежечасно опровергаемыхъ «предвзятостей» какъ марксизмъ, — недовѣрчивыя, переоцѣночныя настроенія — настроенія здоровыя.

Нарушенная войной связь съ прошлымъ возстановится: потому, что культура человѣческая движется въ извѣстномъ преемствѣ. Когда оно обрывается, люди повторяютъ погребенныя усилія предшественниковъ. Бьются надь тѣмъ, что было въ минувшую эпоху превзойдено, вмѣсто того, чтобы совершенствовать созданное и двигаться впередъ…

Н. Чебышевъ
Возрожденіе, №1523, 25 іюля 1929

Views: 16