М. Кедровъ. Эвакуація

Вотъ тому уже 10 лѣтъ, какъ благодаря дружной работѣ флота и арміи, подъ доблестнымъ командованіемъ покойнаго генерала Врангеля, было эвакуировано изъ Крыма въ Константинополь и высажено по лагерямъ (Галлиполи, Лемносъ и др.) болѣе 130.000 арміи, ихъ семействъ и гражданскаго населенія.

Скудны были матеріальныя средства, убогъ былъ составъ судовъ, но были мы сильны духомъ и всѣ трудности были побѣждены.

Наступалъ послѣдній часъ. Прижатыя къ стѣнѣ, истекая кровью, славныя добровольческія части упорно дрались у Перекопа, выигрывая время для флота въ его послѣдней подготовкѣ.

Мало было угля, — какъ по чайной ложкѣ надо было его распредѣлить по судамъ съ немногихъ угольщиковъ. Затѣмъ надо было успѣть разставить суда по портамъ.

Объ эвакуированіи всѣхъ изъ одного Севастополя нечего было и думать — опытъ предыдущей эвакуаціи ясно подтверждалъ опасность такого маневра. Къ тому же, какъ ни соблазнительно казалось бы это для морского командованія, упрощая подготовку судовъ, недостатокъ длины причальной линіи не позволялъ такой операціи, ибо значительная часть тоннажа состояла изъ большого количества мелкихъ судовъ.

Учитывая все это, морское командованіе вмѣстѣ съ штабомъ главнокомандующаго разработало еще заблаговременно планъ эвакуаціи одновременно изъ портовъ Керчи, Феодосіи, Ялты, Севастополя и Евпаторіи.

Этотъ планъ облегчалъ и эвакуацію гражданскаго населенія этихъ городовъ, желавшаго вмѣстѣ съ бѣлыми войсками покинуть Крымъ.

Сообразно съ этимъ планомъ была разработана и дислокація войскъ при ихъ отступленіи на югъ къ береговой чертѣ.

Успѣшное выполненіе такого плана, конечно, требовало отъ войсковыхъ частей строгаго соблюденія указанной имъ дислокаціи и незаурядной дисциплины во время отступленія.

Своевременный отрывъ отступавшей арміи отъ наступавшаго по пятамъ противника (его конницы и броневыхъ поѣздовъ) также являлся однимъ изъ непремѣнныхъ условій выполненія плана.

Всѣ эти условія безукоризненно были выполнены арміей и ея славными боевыми начальниками (генералы Шатиловъ, Кутеповъ, Витковскій, Абрамовъ, Барбовичъ, Скалонъ и др.).

Когда, напр., пѣхотныя небольшія части начали отступать не по дислокаціи на Севастополь, довольно было одной телеграммы командуюшаго флотомъ, призвавшей армію строго выполнить дислокацію и тѣмъ помочь флоту исполнить его долгъ передъ арміей, чтобы порядокъ немедленно былъ возстановленъ.

Дружная совмѣстная работа морскихъ офицеровъ-командировъ портовъ погрузки, начальниковъ пристаней, комендантовъ пароходовъ и командировъ послѣднихъ съ начальниками прибывавшихъ частей арміи дала возможность покойно, безъ паники, погрузить войска и гражданское населеніе на до отказа перегруженныя, за недостаткомъ тоннажа, суда.

Конечно, много пришлось потрудиться для того, чтобы машины исправно вертѣлись, угля и воды хватило бы на переходъ и не было бы злоумышленныхъ покушеній къ открытію кингстоновъ и затопленію судовъ.

Поистинѣ тяжелую работу здѣсь произвели начальникъ штаба флота и чины штаба, начальникъ транспортовъ, флагманы (адмиралъ Машуковъ, генералъ Ермаковъ, адмиралы Беренсъ, Тихменевъ, Остелецкій, Клыковъ и др.), командиры и офицеры судовъ и ихъ команды.

Къ ихъ чести и слѣдуетъ отнести успѣшную подготовку флота къ эвакуаціи такой массы людей, а затѣмъ и успѣшный безъ потерь тяжелый переходъ перегруженныхъ судовъ въ Константинополь.

Большевицкіе агитаторы шныряли повсюду, сѣя панику и пытаясь портить суда и механизмы.

Вездѣ были разставлены караулы изъ надежныхъ людей и малѣйшая попытка къ саботажу прекращалась немедленно полевымъ судомъ.

Пришлось закрыть радіотелеграфные пріемники на судахъ, оставивъ только на нѣкоторыхъ офицерскія радіо-телеграфныя вахты, ибо по воздуху несся неудержимый потокъ красной пропаганды, призывавшей бѣлыхъ сдаваться, портить механизмы, топить суда и избивать своихъ офицеровъ.

Вспоминая эвакуацію 1920 года, нельзя не упомянуть съ душевной признательностью о французсксимъ адмиралѣ Дюменилѣ, его офидерахъ и матросахъ, которые, не имѣя возможности много помочь матеріально, оказали большую моральную поддержку, не говоря уже объ ихъ исключительной энергіи на рейдѣ Мода въ Константинополѣ по организаціи питанія 130.000 эвакуированныхъ.

Все время эвакуаціи нашъ доблестный главнокомандующий покойный генералъ Врангель и его начальникъ штаба были положительно повсюду, внося бодрость въ грузившіяся части.

Говоря о дѣятельности личнаго состава флота, слѣдуетъ подчеркнуть исключительно тяжелую самоотверженную работу, которая выпала особенно на долю офицеровъ какъ военныхъ, такъ и коммерческихъ судовъ флота.

Команды судовъ были сборныя, въ большей части состоявшіяся изъ неопытныхъ малосильныхъ гимназистовъ, кадетъ и юнкеровъ.

Все держалось офицеромъ, его знаніями и опытомъ, его непоколебимой моралью, его исключительной преданностью долгу и дисциплиной.

Этотъ русскій морской офицеръ, прошедшій черезъ три года тяжелыхъ переживаній гражданской войны, сражаясь одинаково на сушѣ и на водѣ, нашелъ еще въ себѣ силы съ честью выйти изъ испытанія и поддержать достоинство родного Андреевскаго флага.

«Я обѣщалъ арміи вывести ее съ честью», повторялъ не разъ потомъ покойный генералъ Врангель, «нашъ доблестный флотъ помогъ мнѣ это сдѣлать».

Русскому морскому офицеру да послужатъ эти слова справедливой наградой.

М. Кедровъ.
Возрожденіе, №1988, 11 ноября 1930.

Views: 18