Вместо предисловия

Предисловие обыкновенно пишется, когда книга уже закончена. Эта книга еще только пишется, поэтому вместо предисловия ей предпослано краткое объяснение: о чем это написано и зачем.

Что это за мировоззрения, о которых говорится в заглавии? Мировоззрение есть картина мира в его прошлом и настоящем, представление о причинах и целях нашей жизни, могущее быть основанием поступков. Мировоззрение не совпадает по охвату с философией; оно ближе к «мудрости», чем к «науке».  Наука определять наши поступки не может, как и расти сама из себя; то, что ее определяет, должно быть вне ее. Возможен вопрос: как же Бэкон и Декарт оказались «вне науки» (вненаучность Гоббса, думаю, в наши дни вопросов не вызывает)? Отвечу: если Бэкон и Декарт и видятся нам прежде всего людьми науки, то основы их мировоззрений не вытекают из опыта. То же самое относится к любому ученому.

Самостоятельное мировоззрение — большая роскошь. Не всегда у человека есть возможность настолько отбиться от тирании большинства и общего мнения, чтобы начать вырабатывать собственные, незаемные взгляды. Так было всегда, а особенно в наши дни. Богат мировоззрениями был Древний Мир до прихода принудительного христианского единомыслия. Средневековье требовало гораздо большего умственного единообразия — примерно как революционная эпоха в России (их сходство этим не ограничивается). Главной добродетелью средневекового (и советского) ума была стадность. Не всякий умеет отбиться от стада. Родина большей части идей, в кругу которых мы с вами живем и действуем — в XVII столетии. Силой закона «акции и реакции», волны мыслей порождают новые волны, им противодействующие, и так, пластами взаимных утверждений и отрицаний, мировоззрения громоздятся друг на друга — через XVII и XIX века доходя до столетия всеобщего разрушения, двадцатое… Эти мировоззрения в основном известны нам понаслышке; в более или менее глухих отголосках; в формах, подхваченных и искаженных пропагандой (могущественнейшей силой наших дней). К их истокам, истинным смыслам, а не названиям (к которым сводится дело для современного ума, мыслящего словами, а не сущностями), было бы полезно вернуться. Присмотримся повнимательнее к ныне живущим мировоззрениям в их исходном состоянии, еще не искаженном и уплощенном пропагандой и «высшим образованием», т. е. знанием имен вещей. Сумерки этих мировоззрений мы видим сегодня. Современному наблюдателю видны одновременно концы и начала «передовых идеологий», от которых так многого ждали.

Автор
25.02.2024

Visits: 58