В. Шульгин о демократіи

Из статьи «Отвратное, но неотвратимое»:

Многія страны, которыя, казалось бы, неминуемо должны были бы погибнуть нелѣпости практикуемаго ими народоправства ради, на самомъ дѣлѣ выкручиваются сравнительно благополучно. Происходитъ это не потому, конечно, что нелѣпости народоправства по существу уменьшились, а только потому, что въ этихъ странахъ народоправство давно подмѣнено. Народъ, понимая подъ этимъ словомъ всю толщу населенія, ничѣмъ не правитъ. За него правитъ немногочисленный классъ, который нерѣдко обзываютъ презрительной кличкой «политикановъ», но которыхъ по справедливости слѣдовало бы называть ангелами-хранителями народа, брошеннаго въ ужасающую и безконечно длительную «демократическую опасность». Правда, политиканы постоянно обманываютъ толщу народа лживыми обѣщаніями, но это не ихъ вина. Допустивъ основной обманъ, будто бы каждый гражданинъ способенъ находить людей къ власти пригодныхъ, приходится изъ бѣдъ этого основного обмана вытаскиватъ націю при помощи цѣлой сѣти обмановъ добавочныхъ. Политиканы въ общемъ знаютъ свою публику. И потому довольно удачно намѣчаютъ способнѣйшихъ изъ своей среды въ качествѣ кандидатовъ въ люди власти. Они, политиканы, на самомъ дѣлѣ и являются «избирателями». Когда они намѣтили и рѣшили, все остальное уже только техника и ловкость рукъ. При помощи печати и другихъ способовъ они умѣютъ внушить «народу» то, что имъ угодно. Онъ идетъ къ урнамъ безъ всякой собственной воли (что слава Богу !) и исполнитъ то, что ему политиканы внушили. И все сходило бы и совсѣмъ благополучно, если бы сословіе политикановъ въ своей собственной средѣ не раздиралось борьбой. Политиканы, какъ люди сравнительно политически развитые, могли бы вырабатывать разумный планъ дѣйствій и въ готовомъ видѣ преподносить его «народу». Но такъ какъ они враждуютъ, между собой, то имъ приходится въ этой борьбѣ прибѣгать къ обманамъ не столь невиннаго и даже спасительнаго свойства, какъ подмѣнъ народоправства правленіемъ немногочисленнаго класса профессіональныхъ политиковъ. Имъ приходится зазывать въ свою лавочку, то есть добиваться, чтобы народъ голосовалъ именно за кандидатовъ данной партіи. Для этой цѣли съ одной стороны дѣлаются завѣдомо лживыя обѣщанія, а съ другой — неистово паскудятся кандидаты противоположной партіи. При помощи этихъ лживыхъ обѣщаній и брани та или иная партія приходитъ къ власти. Побѣжденныя же занимаются оппозиціей, то есть разоблачаютъ обманъ побѣдителей. Когда этотъ обманъ настолько разоблачается, что отъ власти малодушно отступаются ея собственные сторонники, она, власть, не собираетъ уже большинства въ парламентѣ… И кабинетъ падаетъ… Тогда волынка заводится съ другой стороны, и такъ дѣло идетъ въ лавировку — то правымъ, то лѣвымъ галсомъ…

Вѣдь на первый взглядъ непонятно; какъ яхта можетъ идти противъ вѣтра? А вотъ идетъ, поворачиваясь къ нему, вѣтру, то правымъ, то лѣвымъ бортомъ. Роль противнаго вѣтра играетъ въ странѣ, обреченной народоправству, противоестественная идея, положенная въ основаніи сей конституціи: будто бы народъ, какъ таковой, другими словами каждый гражданинъ, способенъ распознавать людей, пригодныхъ для власти…

***

И все же, какъ ни очевидна теоретическая несостоятельность народоправства и какъ ни отвратна его практика, все же у меня опредѣленное предчувствіе, что будущей Россіи не избѣжать этихъ прелестей. А если не избѣжать, то надо быть къ нимъ готовыми.

Возрожденіе, №47, 19 іюля 1925

Visits: 53