В. Л. Герои рынка и площади

Одно изъ самыхъ отвратительныхъ совѣтскихъ изданій — «Безбожникъ у станка». Этотъ размалеванный ежемѣсячный журналъ полонъ богохульныхъ и циничныхъ карикатуръ, въ статьяхъ его сотрудниковъ — ушаты грязи противъ духовенства всѣхъ вѣроисповѣданій.

Съ особымъ удовольствіемъ журналъ отмѣчаетъ всѣ случаи закрытія, перестройки или сноса храмовъ. Онъ стремится сдѣлать изъ нихъ «пролетарское празднество въ общесоюзномъ масштабѣ». На дняхъ и здѣсь коммунистовъ постигла очередная неудача.

Корреспондентъ «Безбожника» былъ командированъ на «очередное торжество» въ Москвѣ. Въ Охотномъ ряду, по требованію безбожниковъ, началась разборка церкви, якобы мѣшавшей свободному проѣзду.

Корреспондентъ имѣлъ неосторожность прислушаться къ разговорамъ «150—200 дураковъ, которые, задравши вверхъ головы, глазѣли на рабочихъ».

Безбожное торжество, какъ оказалось, превратилось въ яркій антисовѣтскій митингъ.

Корреспонденту пришлось, прежде всего, выслушать такой обмѣнъ мнѣній:

— «Батюшки, что дѣлаютъ то! Ужъ на что Наполеонъ — бусурманъ, непріятель, а на храмы Божіи не посягалъ, а товарищи говорятъ Бога нѣтъ и церкви ломаютъ!

— Ломать — не дѣлать! Что имъ? Я читала, что скоро Храмъ Христа-Спасителя разбирать будутъ!

Эти слова встрѣтили оживленное сочувствіе толпы.

— У меня, вонъ, племянникъ служитъ, сказываетъ, къ 33-му году въ Москвѣ ни одной церкви не останется, только въ одни синагоги ходить будутъ».

Корреспондентъ не выдержалъ. Онъ вытащилъ свой блокнотъ и карандашъ и потребовалъ отъ говорившей указать, отъ кого она узнала о сносѣ всѣхъ церквей.

Но и его авторитетное вмѣшательство не помогло. Наоборотъ, «герои рынка и площади» еще болѣе ожесточились. Изъ толпы выступилъ новый ораторъ и заявилъ:

— Церкви разбираютъ потому, что мы не протестуемъ, смотримъ и молчимъ, какъ стадо барановъ! Собрать толпу, да къ Калинину. Посмотримъ, какъ они ломать станутъ!..

Его еле успокоили сосѣди.

Въ той же толпѣ корреспонденту пришлось выслушать и сектантскаго проповѣдника. Какой-то старичокъ убѣждалъ взволнованныхъ слушателей, что молиться можно и безъ церкви, что Богъ вездѣ, что Ему совѣтская власть не можетъ причинить вреда, что вѣрующіе должны усилить свои молитвы и т. д.

Наконецъ, какая-то «мрачная личность» кричала по адресу коммунистовъ: вы дѣти дьявола, служите сатанѣ, антихристы, лжепророки!

Корреспондентъ признаетъ, что только внезапно хлынувшій дождь разогналъ «благочестивыхъ овецъ стада Господня».

Онъ чрезвычайно встревоженъ всѣмъ видѣннымъ. Эта уличная толпа, истерическія причитанія, безцѣльное чесаніе языковъ были для него совершенно неожиданны. Такой результатъ безбожнаго торжества очень встревожилъ и редакцію журнала. Чтобы какъ-нибудь выйти изъ положенія, она обвиняетъ пролетарскихъ писателей въ непонятномъ бѣгствѣ отъ жизни и отъ Бога, ссылаясь на авторитетное мнѣніе Максима Горькаго, который обвинялъ совѣтскихъ писателей въ томъ, что они сидятъ въ домѣ Герцена и не видятъ, что у нихъ творится подъ носомъ.

Нельзя не признать, что первая вылазка корреспондента «Безбожника» была не очень удачной.

Онъ, правда, категорически утверждаетъ, что вся толпа состояла изъ «торгашей, подрядчиковъ, старыхъ дѣвъ, бывшихъ людей всѣхъ фасоновъ и ранговъ, прогорѣлыхъ аристократовъ, политическихъ межеумковъ, деклассированныхъ обывателей, героевъ рынка и площади» и т. д., и т. д. Онъ, впрочемъ, и самъ себѣ не вѣрить, ибо въ этомъ случаѣ, пришлось бы признать, что 100 процентовъ московскаго населенія чужды коммунизму. Важно одно — вся московская толпа непримиримо враждебно настроена по отношенію къ совѣтской власти. Какъ мы видѣли, въ ней даже раздавались открытые призывы къ протесту. Нужно знать совѣтскія условія, чтобы понять степень гражданскаго мужества ихъ авторовъ.

В. Л.
Возрожденіе, №1214 28 сентября 1928

Visits: 20