А. Яблоновскій. Собака Алкивіада

Всѣ знаютъ, по какому поводу Алкивіадъ отрубилъ хвостъ своей собакѣ.

Онъ боялся, что афиняне перестанутъ о немъ говорить, и популярность его померкнетъ.

Но почему готовъ рубить собачьи хвосты и писатель Бернаръ Шoy?

Алкивіадъ былъ молодъ, почти мальчишка и, очевидно, не обладалъ большимъ вкусомъ, если могъ прицѣпить свою славу къ собачьему хвосту.

Но Бернаръ Шоу?

— Человѣку за 70 лѣтъ, славой онъ объѣлся, даже до пресыщенія объѣлся, а между тѣмъ не проходитъ ни одного мѣсяца, чтобы «великій писатель» не отрубилъ хвоста.

Газета «Попюлеръ» вспоминаетъ, что не такъ давно цѣлая толпа репортеровъ собралась въ пріемной великаго писателя, всѣ ждали, что Б. Шоу сдѣлаетъ о самомъ себѣ какое-нибудь «интересное заявленіе».

И вдругъ раскрывается дверь, и на порогѣ появляется великій писатель въ голомъ видѣ. Какъ мать родила!

— Вы хотите знать меня, каковъ я есть? Извольте. Смотрите и увидите!

Въ объясненіе этой выходки газета «Попюлеръ» говоритъ, что Б. Шоу не только великій драматургъ, но и замѣчательный, тонкій юмористъ.

Однако думается, что именно о «тонкости» въ данномъ случаѣ говорить очень трудно. Когда старый человѣкъ (за 70 лѣтъ) выноситъ на показъ свое изношенное, дряблое тѣло, чтобы «пошутить», то невольно встаетъ вопросъ:

— Ну, а развѣ великій писатель не можетъ шутить, оставаясь въ панталонахъ?

Я не спорю, на галерку такіе пріемы должны дѣйствовать неотразимо, но почитатели таланта англійскаго писателя будутъ огорчены, тѣмъ болѣе, что изъ такихъ «штукъ» и «трюковъ» Б. Шоу сдѣлалъ себѣ какъ бы профессію.

Вспомните, почему Б. Шоу такъ долго возился съ большевиками, такъ восторгался ихъ государственной мудростью и такъ превозносилъ ихъ «строительство»?

Да все потому же. Это былъ хвостъ собаки, и Шоу его отрубилъ, и вся Европа объ атомъ говорила.

А потомъ, когда безхвостая совѣтская собака надоѣла, Шоу просто пихнулъ ее ногой.

— Пошли вонъ, болваны!

«Великій драматургъ» — это тотъ именно человѣкъ, который «словечка въ простотѣ не скажетъ». Это отъ головы до пятъ — снобъ.

— Почему, скажите, пожалуйста, Б. Шоу такъ заерзалъ на своемъ драматическомъ тронѣ, когда на него упала нобелевская премія?

— Можно было или «просто принять» премію, какъ сдѣлалъ Анатоль Франсъ, или «просто отказаться» отъ нея, какъ сдѣлалъ Толстой, когда выдвигалась его кандидатура.

Но развѣ Шоу можетъ сдѣлать что-нибудь «просто», безъ штучекъ и безъ фокусовъ?

И онъ то отказывался отъ преміи, то смѣялся надъ ней, то принималъ ее, то опять не принималъ.

Сейчасъ «великій драматургъ» нашелъ новый трюкъ и написалъ книгу о соціализмѣ. Не для читателей написалъ, а для женщинъ. Почему для женщинъ? Но такъ забавнѣе.

— «Женщины добиваются права голосованія на томъ основаніи, что онѣ понимаютъ въ политикѣ столько же, какъ и мужчины. Но какъ только онѣ получатъ право голоса, онѣ немедленно докажутъ, что именно въ политикѣ онѣ понимаютъ такъ же мало, какъ и мужчины».

— Почему Бернаръ Шоу, драматургъ и романистъ, сталъ писать о соціализмѣ? Да еще для дамъ? Но соціализмъ — вещь модная и стоитъ собаки Алкивіада.

Я не поручусь, конечно, что черезъ годъ Шоу не напишетъ новой книги — противъ соціализма и противъ дамъ-соціалистокъ. Предметъ бесѣды его вообще интересуетъ мало. Но о чемъ бы онъ ни писалъ, онъ пишетъ, въ концѣ концовъ, о самомъ себѣ.

— Важно, чтобы былъ «трюкъ», чтобы была «штучка» и чтобы «штучка» заставляла говорить о Шоу.

А для этого все годится: и появленіе въ голомъ видѣ передъ репортерами, и соціализмъ для прекраснаго пола.

Въ недалекомъ будущемъ отъ «великаго драматурга» можно будетъ ожидать еще одной веселенькой штучки.

— Большевики, которыхъ Шоу называлъ «болванами» и котораго они называли, кажется, «старымъ идіотомъ», послали ему приглашеніе на толстовскій юбилей.

«Нужно ли говорить, что Шоу и здѣсь не обойдется безъ штучки? Въ панталонахъ или безъ панталонъ, но какое-нибудь колѣнце непремѣнно выкинетъ…

Александръ Яблоновскій
Возрожденіе, №1193, 7 сентября 1928

Visits: 22