А<лександръ> С<алтыковъ>. Каждый День. 10 августа 1930

О націи и эмиграціи. Въ сутолокѣ дня, въ интересахъ минуты вопросъ о нихъ ставится въ плоскости сохраненія эмиграціей связи съ родной почвой. Можетъ ли эмиграція представительствовать націю? Можетъ ли говорить за нее и отъ ея имени? Можетъ ли диктовать ей свою волю? Да, можетъ, — говорятъ одни — ибо она кровь отъ крови, плоть отъ плоти и кость отъ кости своей родной страны. Нѣтъ, не можетъ, — отвѣчаютъ другіе, — ибо она уже разорвала свою связь со страною, она уже живетъ отдельной отъ нея жизнью: ихъ раздѣлила судьба… Въ такомъ очертаніи представляется воиросъ, если его ставить безперспективно, въ непосредственной близости къ глазамъ современнаго наблюдателя…

Но взглянемъ на него изъ историческаго отдаленія. Забудемъ сутолоку дня, забудемъ, на мгновеніе, страсти и интересы минуты. Окинемъ мысленнымъ взоромъ широкіе горизонты исторической жизни. И вопросъ сейчасъ же приметъ совершенно иныя очертанія. Мы отчетливо увидимъ, что эмиграція и есть нація.


«Пойди изъ земли твоей, отъ родства твоего и изъ дома отца твоего въ землю, которую Я укажу тебѣ. Я сдѣлаю изъ тебя великій народъ и благословлю тебя (Бытія, ХII, 1-2)»… Трудно лучше, чѣмъ это сдѣлано въ данномъ текстѣ, охарактеризовать существо націи и, такъ сказать, зафиксировать самый моментъ ея рожденія. «Нація» — какъ разъ въ отрывѣ отъ этнически-физіологической обстановки «родной земли», «родства» и «дома отца» (отца физическаго). Она отрицаетъ племенную связь, «кровный» быть, земельно-земныя привязанности и заполняетъ образовавшіяся пустоты — чисто духовнымъ содержаніемъ. Она выбрасываетъ физіологическую «родину» и утверждаетъ духовную категорію отечества и тѣмъ самымъ категорію духовной сыновности. Она вообще отрицаетъ «кровь» и утверждаетъ «духъ».


Нація зарождается въ отказѣ отъ своего. т. е. либо принятіемъ въ него чужого, либо уходомъ отъ своего физическаго окруженія — въ чужое. Поэтому, можетъ быть и внутренняя эмиграція: отказъ отъ своего — безъ видимаго «ухода», безъ территоріальнаго сдвига, безъ физическаго «переселенія». Въ такомъ случаѣ мы видимъ духовный «подъемъ» — онъ же духовный отрывъ — въ чистомъ его видѣ. И аналогія съ территоріальнымъ сдвигомъ — съ внѣшней эмиграціей, — здѣсь полная: вѣдь и о переселяющихся физически говорятъ, что они «поднялись» и ушли… Но чаще для рожденія націи бываетъ нуженъ именно внѣшній территоріальный сдвигъ, переселеніе — въ буквальномъ смыслѣ. Въ той или другой формѣ или степени — мы находимъ его въ основѣ и зарожденіи всѣхъ великихъ націй, какъ древности (Вавилонъ, Египетъ, Персія, Эллада, Карфагенъ, Римъ), такъ и новыхъ: основнымъ факторомъ созданія всѣхъ современныхъ націй именно и была эмиграція (особенно отчетливо это видно на примѣрѣ Америки, но то же самое происходило и въ Европѣ). И, въ связи съ предыдущимъ, еще одно практическое послѣдствіе: нація не можетъ возникнуть изъ одного племени; она всегда многоплеменна (но объ этомъ въ другой разъ). Пока-же установимъ одно: не будь эмиграціи — въ той или другой формѣ или степени — не было бы и націи…


Вышеприведенный библейскій текстъ и раскрываетъ тайну рожденія націи, одну изъ ея вѣщихъ тайнъ, о которой мы забываемъ въ сутолокѣ дня, въ быстро смѣняющихся его «злобахъ»… И чтобы не оставалось сомнѣній, что въ данномъ текстѣ рѣчь идетъ именно о «націи», добавлю, что во французскомъ переводѣ Louis Segond, одномъ изъ лучшихъ, здѣсь какъ разъ стоитъ слово nation, вполнѣ соотвѣтствующее, кстати сказать, и греческому слову лао́съ, которое встрѣчаемъ въ переводѣ семидесяти толковниковъ… Въ націи дѣйствительно заключена одна изъ величайшихъ и сокровеннѣйшихъ тайнъ исторіи и вообще бытія: она рождается въ точкѣ пересѣченія чуждыхъ другъ другу и даже противоположныхъ элементовъ и теченій. Она, въ нѣкоторомъ родѣ, сама въ себѣ таитъ «интернаціоналъ», въ которомъ и рождается. Но вмѣстѣ съ тѣмъ она есть его преобореніе — въ единомъ духовномъ синтезѣ…

«Пойди изъ земли твоей, отъ родства твоего, и Я сдѣлаю изъ тебя великій народъ» — эти слова сказалъ Господь Аврааму… Но Онъ повторилъ ихъ и Петру, покинувшему родной домъ Москвы и ушедшему, чтобы создать российскую націю, въ чухонское болото Петербурга…

А<лександръ> С<алтыковъ>.
Возрожденіе, №1895, 10 августа 1930.

Views: 30