А. Ренниковъ. Изъ дневника будущаго. 14. Подготовка къ Земскому Собору

10 августа 193* года

На окраинахъ повсюду наступило успокоеніе. Богданъ Смѣльчицкій разбилъ возлѣ Полтавы соединенные отряды Дорошенки и Александра Шульгина и принудилъ ихъ къ капитуляціи; закавказская рѣзня между грузинами и азербайджанцами окончилась саганлугскимъ трактатомъ о вхожденіи въ составъ Россійскаго Государства на паритетныхъ началахъ; шайки Лисовскаго и Ягоды цѣликомъ уничтожены; краснобандитскій отрядъ Менжинскаго, тѣснимый нашими войсками, перешелъ польскую границу и больше не появляется въ предѣлахъ Бѣлоруссіи; Баталпашинскъ сдался мѣсяца два тому назадъ, согласившись на условіе Сидорова впредь всегда называть себя русскимъ городомъ…

Въ силу такого благополучнаго окончанія окраинныхъ смутъ, Евтихій приказалъ состоящему при немъ Національному Совѣту опубликовать правила о выборахъ въ Земскій Соборъ, и чтобы дѣло ускорилось, самъ вчернѣ набросалъ проектъ закона.

Какъ удалось мнѣ узнать отъ московскихъ друзей, вотъ что написалъ въ своемъ черновикѣ Сидоровъ:

«Полагаю, что выборы надо объявить по всей Россіи всеобщими.

«Чтобы никому не было обидно.

«Однако голоса невозможно считать одинаковыми у порядочныхъ людей и у жуликовъ, у умныхъ и у дураковъ.

«Посему: противъ имени каждаго, кто голосуетъ, спеціальная комиссія изъ лучшихъ мѣстныхъ гражданъ должна ставить особый баллъ отъ нуля до пяти.

«Въ случаѣ полезности гражданина, этотъ баллъ ему прибавлять, въ случаѣ плохой репутаціи — вычитать.

«Ежели какой-либо кандидатъ получилъ больше голосовъ для вычитанія, нежели для сложенія, того кандидата вмѣсто Земскаго Собора отправлять немедленно въ тюрьму и держать тамъ до окончанія Собора какъ представителя преступнаго элемента.

«Кромѣ того, каждый депутатъ передъ началомъ работы въ Соборѣ обязанъ публично поклясться, что вѣритъ въ Бога. Христіанинъ — въ своего, магометанинъ, іудей, язычникъ — въ своего. Кто присяги не дастъ, — того лишить полномочія.

«Ибо кто въ Бога не вѣруетъ, тотъ и въ людяхъ не видитъ подобія Божія».

Конечно, въ распубликованныхъ правилахъ о выборахъ указанныя мысли Сидорова приведены въ стройную и солидно разработанную систему. Въ особенности хорошо продумана самая уязвимая часть проекта — организація общественныхъ комиссій для опредѣленія удѣльнаго вѣса каждаго поданнаго голоса.

Однако нѣсколько дней назадъ, когда правила появились впервые въ печати, въ Петербургѣ, въ Москвѣ, въ средѣ лѣвыхъ политическихъ круговъ, поднялась цѣлая буря.

Въ газетѣ «Сочтенные Дни» М. Вишнякъ разразился слѣдующей передовой:

«Доведя нашу борьбу съ большевиками до побѣднаго конца и получивъ возможность свободно вернуться въ Россію, мы съ ужасомъ видимъ, что намъ на пути снова стало препятствіе. Власть, на которую мы смотрѣли до сихъ поръ, какъ на неизбѣжный компромиссъ переходнаго времени, налагаетъ свою тяжелую руку на священные демократическіе принципы. Мы никакъ не можемъ согласиться съ тѣмъ, что цѣнность голоса каждаго гражданина должна быть индивидуально-различна. У насъ въ партіи тоже есть люди умные, есть люди поглупѣе, есть честные, есть малопорядочные. Однако во имя демократическихъ идеаловъ, при голосованіяхъ мы никому изъ глуповатыхъ или малопорядочныхъ членовъ никогда рта не затыкали, благодаря чему партія процвѣтала, развивалась и ширилась.

Точно такъ же совершенно непріемлемо для насъ и второе условіе — вѣра въ Бога. Ни одна культурная страна не вспоминаетъ о Богѣ, когда выбираетъ депутатовъ въ представительныя учрежденія. Богъ есть частное дѣло каждаго, и вносить эту частность въ общее законодательство, значитъ приносить интересы государства въ жертву Божьему Промыслу».

Третьяго дня вечеромъ въ залѣ Дворянскаго Собранія по вопросу объ избирательномъ законѣ состоялся многолюдный митингъ, созванный объединеннымъ комитетомъ эсэровъ, меньшевиковъ и эрдековъ.

Въ качествѣ ораторовъ выступали Миноръ, Авксентьевъ, Бунаковъ. Вишнякъ, Абрамовичъ, Рамишвили, Цвибакъ, недавно пріѣхавшій изъ Парижѣ Талинъ и бабушка Брешко-Брешковская. Пока говорили объ индивидуальной расцѣнкѣ голосовъ и пятибалльной системѣ, собраніе протекало довольно спокойно; каждый изъ ораторовъ втайнѣ считалъ, что при голосованіи онъ, конечно, получитъ всѣ пять положительныхъ балловъ какъ личность выдающаяся и исключительная. Но когда перешли къ вѣрѣ въ Бога, собраніе сразу приняло бурный характеръ.

— Это насиліе! — стоя у кафедры, вопилъ Абрамовичъ. — Я не понимаю, господа, причемъ тутъ вѣроисповѣданіе?

Послѣ Абрамовича выступалъ Авксентьевъ. Указавъ на то, что соціалисты безъ Бога работали въ періодъ самодержавія, безъ Бога жили въ эмиграціи и безъ Бога думаютъ прожить и теперь, Авксентьевъ предложилъ, однако, воздержаться отъ бойкота выборовъ. По его мнѣнію, чтобы не ссориться съ Сидоровымъ, можно включить въ списокъ кандидатовъ соціалистическаго блока только тѣхъ лицъ, кои съ нѣкоторой натяжкой, хотя бы условно, допускаютъ существованіе Бога. Въ видѣ примѣра Авксентьевъ указалъ на религіозность бабушки Брешко-Брешковской, на любовь къ православнымъ церковнымъ смутамъ оставшагося въ Парижѣ Демидова и на тайное посѣщеніе Соловейчикомъ синагоги. Названныхъ лицъ, конечно, мало для списка. Но присутствующіе могутъ сами указать другихъ кандидатовъ.

Собраніе встрѣтило предложеніе Авксентьева шумно. Въ залѣ начали раздаваться выкрики:

— Или Богъ, или мы!

— Господа! Бунакова просимъ! Онъ вѣритъ!

— Неправда! Не вѣрю!

— Авксентьева, въ такомъ случаѣ! Авксентьева!

— Простите. Я тоже не могу! Я нетвердъ…

— А Руднева! Гдѣ Рудневъ?

— Талина!

— Что? Талина? Господинъ предсѣдатель! Прошу слова! Меня оскорбили!

Шумъ въ залѣ усилился. Кто-то взмахнулъ стуломъ въ воздухѣ. Группа Абрамовича постепенно начала заглушать голоса болѣе умѣренныхъ:

— Не надо Бога! Бойкотировать!

— Долой!

— Бойкотъ Собору!

Митингъ кончился ничѣмъ. Отрядъ милиціонеровъ, когда скандалъ принялъ угрожающіе размѣры, вошелъ въ залъ, очистилъ помѣщеніе. А сегодня въ «Сочтенныхъ Дняхъ» напечатано слѣдующее объявленіе «Комитета объединенныхъ соціалистовъ»:

«Въ виду того, что отъ каждаго будущаго депутата въ Земскій Соборъ требуется вѣра въ свое Высшее Существо, комитетъ объединенной соціалистической партіи объявляетъ объ учрежденіи въ спѣшномъ порядкѣ новой религіи подъ наименованіемъ «демославія». Всѣхъ членовъ объединенія, желающихъ стать демославными, просятъ обращаться къ архидемоскопу Абрамовичу за справками. Правленіе».

А. Ренниковъ
Возрожденіе, 1 марта 1929, №1368

Visits: 22