А. Ренниковъ. Изъ дневника будущаго. Часть вторая. 9. «Русско-русское единеніе»

20 мая 193* года

Помню я, какъ еще совсѣмъ недавно, въ бытность нашу въ Парижѣ, газета «Послѣдніе Новости* печатала рядъ статей съ бранью по адресу эмигрантовъ и увѣряла, будто это голосъ изъ Россіи — «Оттуда».

Не спорю, можетъ быть, кто-нибудь имъ дѣйствительно писалъ изъ Москвы или изъ Петербурга. Но думаю, что брань проистекала исключительно изъ того, что корреспондентъ долго читалъ «Послѣднія Новости» и, въ концѣ концовъ, не выдержалъ.

Во всякомъ случаѣ, сколько уже времени мы здѣсь, а никакой вражды со стороны населенія не замѣчаемъ. Наоборотъ, отношеніе самое предупредительное, любовное. Придешь, напримѣръ, въ булочную, попросишь, по старой привычкѣ, круассаны и сконфузишься, а приказчица улыбается:

— Ничего, ничего, не стѣсняйтесь. Рогульки, навѣрно, хотите. По требованію вижу, что изъ Франціи.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Изъ дневника будущаго. Часть вторая. 9. «Русско-русское единеніе» отключены

А. Бергсон о скрытых в настоящем возможностях будущего

Нам скажут, что, исследуя все стороны настоящего, чтобы продолжить его во всех направлениях, мы постигли бы все возможности, между которыми сделает вы­бор будущее, — если допустить, что оно выбирает. Но, во-первых, сами эти продолжения могут привнести совершенно новые, абсо­лютно непредвидимые качества; а во-вторых, «сторона» настоя­щего существует как «сторона» лишь потому, что наше внимание выделило ее, разрезая совокупность актуальных обстоятельств по определенному контуру: как же тогда «все стороны» настоящего могли бы существовать до того, как последующие события обрисуют оригинальные контуры, по которым внимание произведет разрез? Значит, эти стороны только ретроспективно принадлежат некогда существовавшему настоящему, то есть прошлому; и в том настоящем, когда оно еще было таковым, они обладали не боль­шей реальностью, чем в нашем нынешнем настоящем — симфо­нии будущих композиторов.

А. Бергсон. Из сборника «Мысль и движущееся»

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи А. Бергсон о скрытых в настоящем возможностях будущего отключены

А. Яблоновскій. Въ странѣ соціалистовъ

Г-нъ Луначарскій побывалъ въ Сибири и нынѣ пишетъ въ «Красной Газетѣ» о своихъ сибирскихъ впечатлѣніяхъ. Вотъ что онъ, между прочимъ, разсказываетъ.

— Маленькій, полудикій народецъ, ойраты, давно обращенный въ христіанство, перешелъ, со времени революціи, опять въ языческую вѣру и опять сталъ прибѣгать къ старымъ шаманамъ и старому колдовству. А православные священники, будто бы оставшись безъ хлѣба, тоже отпали отъ христіанства и тоже взялись за бубенъ, чтобы научиться колдовать по-шамански.

Такъ говоритъ Луначарскій.

— Но, можетъ быть, Луначарскій вретъ?

— Очень можетъ быть, что и вретъ.

Самъ онъ, какъ министръ народнаго просвѣщенія, стоитъ, однако, на сторонѣ колдуновъ-шамановъ.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Яблоновскій. Въ странѣ соціалистовъ отключены

А. Бергсон: «Смысл человеческой жизни состоит в творчестве»

Философы, размышлявшие о смысле жизни и назначении чело­века, слишком мало замечали, что природа сама постаралась осве­домить нас об этом. Она дает нам точный знак того, что наше пред­назначение достигнуто. Этот знак — радость. Именно радость, а не удовольствие. Удовольствие — всего лишь уловка, изобретенная природой с целью добиться от живого существа сохранения жизни: оно не обозначает направления, по которому устремилась жизнь. Но радость всегда возвещает, что жизнь добилась успеха, что она за­воевала территорию, одержала победу: во всякой сильной радости есть оттенок торжества. <…> …Тот, кто уверен, абсолютно уверен в том, что создал жизнеспособное и долговечное произведение, тот больше не нуждается в похвалах и чувствует себя выше славы, потому что он является творцом, потому что он знает об этом и потому что радость, которую он испытыва­ет, — это радость божественная. Итак, если во всех областях триумф жизни — это творчество, не должны ли мы допустить, что смысл человеческой жизни состоит в творчестве, могущем, в отличие от творчества художника и ученого, продолжаться в любой момент у каждого из нас: в самосозидании, возрастании личности благодаря усилию, которое извлекает многое из малого, нечто из ничего, бес­престанно внося свою лепту в изобилие, существующее в мире?

А. Бергсон. Сознание и жизнь

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи А. Бергсон: «Смысл человеческой жизни состоит в творчестве» отключены

А. Бергсон: «В философии время, посвященное опровержению…»

В философии время, посвященное опровержению, — это, как правило, потерянное время.

А. Бергсон. «Духи умерших» и изучение психических явлений

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи А. Бергсон: «В философии время, посвященное опровержению…» отключены

А. Ренниковъ. Живео краль!

Хорошее слово придумали сербы въ связи съ переворотомъ короля Александра:

Деполитикизація.

Слово это обозначаетъ раскрѣпощеніе народа отъ излишняго политиканства общественныхъ дѣятелей, и по конструкціи своей соотвѣтствуетъ тѣмъ словамъ, которыя приставкой «де» характеризуютъ чистку, оздоровленіе и освѣженіе атмосферы.

Дератизація, дезинфекція, дезодорація…

Хотя политикизація или, проще говоря, политиканство сейчасъ разлито по всей Европѣ, однако на Балканахъ это явленіе достигло размѣровъ настоящаго бѣдствія.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Живео краль! отключены

Н. Чебышёвъ. Пустырь за стѣною. О мнимомъ предметѣ изслѣдованія и прочемъ

Всѣ отлично знаютъ, что совѣтская власть имѣетъ свое офиціальное лицо и свою непохожую на него бытовую изнанку, иначе говоря — нутро власти скрыто (цензура, проволока, ГПУ). Иногда на «лицѣ» выступаетъ сыпь. Прежде старались все вычитать изъ совѣтской печати. Пока въ совѣтской Россіи не усвоили искусства косметики, кое-что удавалось улавливать. Сыпь вылѣзала изъ-подъ румянъ. Потомъ научились гуще замазывать… Зато и у насъ стали недовѣрчивѣе.

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи Н. Чебышёвъ. Пустырь за стѣною. О мнимомъ предметѣ изслѣдованія и прочемъ отключены

А. Бергсон: «Ритм речи не имеет друтой цели, кроме воспроизведения ритма мысли…»

Устраните теперь искусственные реконструк­ции мышления; рассмотрите само мышление; вы найдете в нем не столько состояния, сколько направления, и увидите, что по сути оно есть непрерывное изменение внутреннего направления, по­стоянно стремящееся выразить себя в изменениях внешнего на­правления, то есть в действиях и жестах, способных обрисовать в пространстве и передать — в каком-то смысле метафорически — разнообразные движения ума. Этих едва очерченных или просто готовящихся движений мы чаще всего не замечаем, ибо вовсе не заинтересованы в их познании; но мы вынуждены бываем их за-метить, когда тщательно обдумываем свою мысль, чтобы поймать ее во всей живости и перенести, еще живую, в душу другого. Как бы мы ни старались тогда подобрать слова, они не выразят то, что мы хотим сказать, если ритм, пунктуация и вся хореография речи не помогут нам побудить читателя, ведо́мого серией рождающихся движений, прочертить линию мысли и чувства, аналогичную той, какую рисуем мы сами. В этом и состоит все искусство письма. Оно сходно с искусством музыканта; но не думайте, что музыка, о кото­рой идет речь, адресована только уху, как это обычно представля­ют. Ухо иностранца, сколь бы ни бьшо оно приучено к музыке, не уловит различия между французской прозой, которую мы считаем музыкальной, и той, что таковою не является, между тем, что пре­восходно написано по-французски, и тем, что является таковым только приближенно: вот очевидное доказательство, что здесь име­ется в виду нечто совсем иное, нежели материальная гармония зву­ков. В действительности искусство писателя состоит прежде всего в том, чтобы заставить нас забыть, что он использует слова. Гар­мония, которой он ищет, — это определенное соответствие между движениями его души и его речи, соответствие столь совершенное, что колебания его мысли, переносимые фразой, совпадают с наши­ми и тогда слова, взятые по отдельности, больше не принимаются в расчет: есть только подвижный смысл, пронизывающий слова, только две души, которые вибрируют в унисон друг с друтом, не нуждаясь в посредниках. Итак, ритм речи не имеет друтой цели, кроме воспроизведения ритма мысли: а чем может быть ритм мыс­ли, если не ритмом рождающихся, почти бессознательных движе­ний, служащих ее сопровождением? Эти движения, через которые мысль внешним образом выражается в действиях, очевидно, подго­тавливаются и как бы заранее формируются в мозге. Именно такое двигательное сопровождение мысли, а не саму мысль мы, очевид­но, заметили бы, если бы могли проникнуть в работающий мозг.

А. Бергсон. Душа и тело

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи А. Бергсон: «Ритм речи не имеет друтой цели, кроме воспроизведения ритма мысли…» отключены

А. Бергсон: «Идея есть остановка мышления»

Заметьте, что психологи очень мало говорили до сих пор о реальном, конкретном, живом мышлении, поскольку оно с трудом поддается внутреннему наблюдению. То, что обычно изучают под этим названием, — скорее не само мышление, а искусственная имитация, получаемая при объ­единении образов и идей. Но из образов и даже из идей вы не смо­жете воссоздать мышление, как из отдельных положений не соз­дадите движение. Идея есть остановка мышления; она рождается, когда мышление, вместо того чтобы продолжать свой путь, делает паузу или обращается к себе самому: так в пуле при столкновении с препятствием возникает теплота. Но подобно тому как теплота не существовала прежде в пуле, так идея не является составной частью мышления.

А. Бергсон. Душа и тело

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи А. Бергсон: «Идея есть остановка мышления» отключены

А. Бергсон: «Философия призвана…»

Философия призвана изучать жизнь души во всех ее проявлениях.

А. Бергсон. Душа и тело

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи А. Бергсон: «Философия призвана…» отключены