А. Ренниковъ. Перспективы

Примѣчаніе редактора: а главное, мы и у себя дома къ этому способны. Посмотрѣть, какъ пишутъ сегодня русскія газеты: кейсъ, фактчекингъ


Когда попадешь въ большую эмигрантскую компанію и начнешь прислушиваться, на какихъ нарѣчіяхъ говорятъ русскіе люди, жутко становится за родной могучій языкъ.

Во Франціи — сплошной лангажъ какой-то.

Въ Сербіи — езикъ.

Въ Германіи — шпрехенъ, шпрахъ, гешпрохенъ… Ни платъ-руссишъ, ни хохь-руссишъ, а чертъ его знаетъ что: васиздасъ.

Въ первые годы послѣ эвакуаціи мы всѣ ясно и твердо помнили, какъ надо говорить:

«Чуденъ Днѣпръ при тихой погодѣ».

Но вотъ пожили мы въ разныхъ странахъ, обжились. Понатерлись среди разныхъ народовъ… И чѣмъ дальше время идетъ, тѣмъ хуже становится.

Затуманился Днѣпръ.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи А. Ренниковъ. Перспективы отключены

Н. Дашковъ. Совѣтскіе переводы

Я не собираюсь подъ этимъ заголовкомъ говорить о самомъ качествѣ тѣхъ многочисленныхъ переводовъ изъ иностранныхъ литературъ, которые издавались и издаются въ совѣтской Россіи, хоть тема такого рода интереса и не была бы лишена. Изъ одной лишь практики «Всемірной Литературы» — великой фабрики переводовъ, учрежденной при большевикахъ и большевиками же приконченной — можно было бы привести множество примѣровъ, не только иллюстрирующихъ эту тему, но и вполнѣ исчерпывающихъ ее. Такъ, въ одномъ изъ романовъ, переведенныхъ этимъ издательствомъ, можно было прочесть о нѣкоемъ вальсѣ изъ «Лѣсного Дьявола» и долго размышлять надъ таинственной разновидностью «Роберта-Дьявола» раньше, чѣмъ догадаться, что рѣчь идетъ о вальсѣ Вальдтейфеля и что усердный переводчикъ передалъ по-русски встрѣченную имъ во французской книгѣ нѣмецкую фамилію.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи Н. Дашковъ. Совѣтскіе переводы отключены

Н. Дашковъ. Цвѣтныя расы

Событія въ Китаѣ, какъ и столькія другія событія послѣвоенной политической жизни, сдѣлали какъ нельзя болѣе насущной проблему такъ называемыхъ цвѣтныхъ расъ. О ней напоминаетъ Цинанфу, какъ напоминали истребительныя столкновенія прошлаго года, или на годъ раньше марокканская или, еще раньше, турецкая война. О ней со своей стороны говоритъ и нашествіе на Европу негритянскаго искусства, негритянскихъ танцевъ и музыки, точно такъ же, какъ безпрепятственное преклоненіе столькихъ европейцевъ передъ восточнымъ чувствомъ жизни, восточной мудростью, восточнымъ пониманіемъ красоты. И громче всего о ней твердитъ безсовѣстная московская пропаганда.

Чѣмъ больше мы всматриваемся въ исторію послѣднихъ лѣтъ, тѣмъ больше намъ кажутся безсмысленными и смѣшными споры европейскихъ государствъ между собой, рядомъ съ той грозной опасностью, которая извнѣ надвигается на Европу. Пусть опасность эта еще далека, пусть предотвратить ее еще возможно, но удалось бы это во всякомъ случаѣ сдѣлать только при условіи взаимнаго пониманія и мирнаго сотрудничества европейскихъ народовъ, условіи все еще не осуществленномъ и осуществимомъ ли при наличіи столь разныхъ интересовъ и традицій, столь противорѣчащихъ одна другой — неизвѣстно. А главное, «желтая» или вообще «цвѣтная» опасность вовсе не обязана принять тѣ романтическія, страшныя — и какъ разъ потому не путающія — формы, въ которыхъ мы привыкли ее представлять себѣ. Она болѣе буднична, а потому и болѣе реальна.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Н. Дашковъ. Цвѣтныя расы отключены

Смысл прежде пользы

Для животных в мире есть только три рода вещей: опасные, манящие и безразличные. Человек, в отличие от животных, находит в вещах внутренний смысл, сравнивает их ценность и (иногда) объявляет некоторые из них постыдными или запретными.  

В мироощущении ушедшей эпохи важнейшее место было отведено греху и стыду. Личная нравственность в Старом мире определялась в первую очередь через соблюдение запретов. Верность государству, честное служение — были в ней второстепенные, языческие составляющие; прививка Рима, без которой христианская Европа не могла обойтись. 

Ход событий упразднил религиозную нравственность (в одних странах насильственно, в других — путем постепенных послаблений). Служение государству — не только осталось, но и возросло в цене. Но одной верности государству недостаточно. Личности нужно нечто, могущее руководить повседневной жизнью; если не широкое и всеохватное мировоззрение, то хотя бы его замена; нечто, дающее чувство осмысленности и оправданности поступков, говоря христианским языком — личной праведности.  

В разные времена человек обращался за таким руководством к разным силам. Чаще — к религии, реже — к философии. В наши дни он ищет поддержку у сильного, самоуверенного, но едва ли долговечного учения о бессмысленном мире, богатства и силы которого человек (странное исключение, пузырек сознания в потоке, лишенном разума, истока и цели) должен отбирать и использовать рациональным образом…  

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Мои книги. Очерки (2018) | Метки: , | Комментарии к записи Смысл прежде пользы отключены

Ф. Кюмон о сирийской религии времен эллинизма

Сирийские племена, подобно всем примитивным народам, почитали бога молнии и грома. Он разверзает небесные пучины, вызывая дождь, и раскалывает огромные лесные деревья с помощью обоюдоострого топора, который является его постоянным атрибутом. Когда развитие астрономии отдалило созвездия на неизмеримые расстояния, могущество «небесного Ва’ала» (Ва’al šamîn) тоже неизбежно должно было возрасти. Без сомнения, сближение в эпоху Ахеменидов с персидским Ахура-Маздой, древним богом небесного свода, превратившимся в высшую физическую и нравственную силу, способствовало видоизменению древнего гения Грозы. В его лице продолжали почитать материальное небо; и еще при римлянах он именовался просто Caelus {Небо) или же «Юпитер небесный» (Jupiter Coelestis, Ζεύϛ Ου͗ράνιος), но это было то самое небо, гармоничное устройство которого изучала и чтила священная наука. Селевкиды изображали его на своих монетах с полумесяцем надо лбом и с семилучевым солнцем в руках, чтобы напомнить о том, что он управляет движением звезд. Иногда рядом с ним стоят двое Диоскуров, поскольку эти герои, которые, согласно греческому мифу, попеременно переходили то к жизни, то к смерти, стали олицетворением двух небесных полусфер. Эта религиозная уранография помещала место обитания верховного божества в самую высокую область мироздания, ему отводилась зона, самая далекая от земли, за пределами сфер планет и неподвижных звезд. Предполагалось, что именно эта мысль выражается наименованием Всевышний (Ύψιστος), которое равным образом применлось к сирийским Ваалам и Иегове. В соответствии с теологией этой космической религии жилищем Всевышнего является огромный шар, заключающий в себе сферы всех звезд и охватывающий всю Вселенную, подчиняющуюся его власти. Римляне переводили имя этого бога «Гипсистоса» как Jupiter summus exsuperantissimus (Юпитера величайшего и выдающегося), чтобы показать его превосходство над всеми божественными существами.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Ф. Кюмон о сирийской религии времен эллинизма отключены

Ф. Кюмон: «Семитские племена неотступно преследовал страх табу…»

Семитские племена неотступно преследовал страх табу. Многие вещи были нечистыми или священными, так как из-за исходной путаницы эти два понятия не знали четкой дифференциации. В результате способность человека использовать для своих нужд окружающую его природу была ограничена множеством запретов, оговорок, условий. Тот, кто прикасался к какому-то запретному предмету, считался оскверненным и испорченным; близкие его избегали, и он уже не мог участвовать в жертвоприношении. Чтобы смыть с себя этот грех, он должен был совершить омовение или другие известные жрецам церемонии. Чистота, сначала понимавшаяся исключительно физически, скоро стала ритуальной, и наконец духовной. Жизнь была опутана сетью подробных предписаний, всякое нарушение которых вело к потере прав и требовало покаяния. Вся жизнь была наполнена заботой о том, чтобы постоянно поддерживать себя в состоянии чистоты или вернуть ее, когда она утрачена. Это было свойственно не одним семитам, но они возвели чистоту в ранг основной ценности. И только боги, необходимо обладавшие этим качеством в его высшей степени, являлись собственно «святыми» существами (άγιοι).

Ф. Кюмон. Восточные религии в римском язычестве

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Ф. Кюмон: «Семитские племена неотступно преследовал страх табу…» отключены

Ф. Кюмон о египетском богослужении

Это повседневное <египетское> богослужение, переведенное на греческий, а затем, возможно, и на латинский, и приспособленное к новым нуждам основателями Серапиума, бережно сохранялось в римских храмах александрийских богов. Существенным остается «распечатывание» (apertio) святилища, церемония, при которой на заре верующих допускали к статуе божества, находившейся в храме, который на ночь запирался и запечатывался. Затем, как это всегда делалось в Египте, жрец возжигал священный огонь и с пением надлежащих гимнов под аккомпанемент флейт совершал возлияние воды, которая считалась взятой из обожествленного Нила. Наконец, «стоя на пороге, — я слово в слово перевожу отрывок из Порфирия, — он будил бога, призывая его на египетском языке». Таким образом, как и при фараонах, жертвоприношение оживляет бога, и он пробуждается от своего сна в ответ на произнесение своего имени. Фактически имя нераздельно связано с личностью; тот, кто способен произнести истинное имя человека или божества, заставляет его подчиниться себе, как хозяин — раба. Отсюда вытекает необходимость держать подлинную форму этого слова в тайне. Введение в магические заклинания множества варварских наименований больше ничем не мотивировано. Вполне возможно, что, как и в египетском ритуале, ежедневно совершался туалет статуи, ее одевали и причесывали. Как мы уже видели, эта забота была поручена специальным «орнатрикам» или «столистам». Идола облекали в роскошные одеяния, увешивали украшениями и драгоценными камнями. Имеется надпись, сохранившая для нас перечень драгоценностей, носимых Исидой в древнем Кадиксе: ее убор великолепнее, чем у какой-нибудь испанской мадонны. Все утро, с того момента, когда раздавался приветственный возглас восходящему солнцу, посвященные беззвучно поклонялись статуям богов. Именно из Египта проникла в Европу созерцательная молитва. Затем после полудня совершалась вторая служба — закрытия святилища. Должно быть, это повседневное богослужение было всепоглощающим. Оно привнесло в римское язычество новшество со многими последствиями для будущего. Теперь жертвоприношение богу совершалось не по тому или иному случаю, а дважды в день и подолгу. Как и у египтян, которых уже Геродот объявил самым религиозным из всех народов, культ стремился заполнить собой все существование и господствовать над личными и общественными интересами. Постоянное воспроизведение одних и тех же молитв поддерживало и обновляло веру, и человек жил, так сказать, постоянно под взглядом богов.

Ф. Кюмон. Восточные религии в римском язычестве

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи Ф. Кюмон о египетском богослужении отключены

Н. Чебышевъ. Врангель-политикъ

Врангель производилъ при первомъ же знакомствѣ впечатлѣніе силы, крѣпкихъ нервовъ, самообладанія, воли, смѣлости, радостной ясности. Онъ импонировалъ. Въ немъ была хорошаго тона свѣтскость. Онъ интересовался людьми и любилъ общеніе съ ними. Кругъ его знакомствъ казался безграничномъ. Ко всему этому присоединялся исключительный даръ разбираться въ людяхъ. Онъ былъ сердцевѣдъ. Это составляло одну изъ способностей его ума. Онъ былъ уменъ. Умъ его былъ холодный. Но какъ всѣ его духовныя способности, онъ на вершинѣ переходилъ въ чутье, въ проникновенность, въ то, что могло представиться ясновидѣніемъ.

Онъ былъ весь дѣйствіе. Думалъ для даннаго дѣйствія, и то, что думалъ, свои заключенія, быстро и рѣзко претворялъ въ общаго значенія поступки.

У Врангеля былъ политическій конекъ. Онъ имѣлъ пристрастіе къ тому, чтобы предупреждать поступки противника. Его любимая фраза была: «Надо вырвать у противника иниціативу». Обладалъ способностью всѣхъ большихъ политическихъ дѣятелей: онъ создавалъ событія. Безъ этого рѣдчайшаго творческаго дара, дара творенія фактовъ — нѣтъ подлиннаго политика, нѣтъ творца, а есть переводчикъ, пишущій подъ чужой диктантъ.

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи Н. Чебышевъ. Врангель-политикъ отключены

А. Тыркова. Бѣлый рыцарь

Есть люди, съ которыми особенно трудно связать мысль о смерти. Такимъ былъ для меня генералъ Врангель.

Высокій, стройный, изящный, съ осанкой джигита, съ быстрымъ рѣшительнымъ взглядомъ, гибкій и сильный какъ сталь, казалось, этотъ бѣлый воинъ до несетъ свою шпагу до Русской Земли Обѣтованной.

Но коварный недугъ подкрался, одолѣлъ. Порѣдѣла Бѣлая Рать на радость врагамъ. Малодушно вспоминается горькій некрасовскій стихъ: у счастливаго недруги мрутъ, у несчастнаго другъ умираетъ.

Генералъ Врангель былъ однимъ изъ самыхъ преданныхъ, — не друзей, это не то слово, — а слугъ несчастной Россіи. Онъ всего себя положилъ на это служеніе. Это знали, это чувствовали, это помнили тысячи и тысячи русскихъ людей. Не только друзья, но и недруги крѣпко помнили.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , | Комментарии к записи А. Тыркова. Бѣлый рыцарь отключены

А. Яблоновскій. Алеша Свидерскій

От редактора. Об Алексее Свидерском Википедия в наши дни сообщает: «советский государственный и партийный деятель, дипломат. Начальник Главискусства». О Главискусстве же Вики молчит.


Прочиталъ въ газетахъ, что въ Москвѣ образуется что-то въ родѣ министерства литературы и что на этотъ новый постъ назначается г-нъ Алексѣй Свидерскій.

Прочиталъ и вспомнилъ:

— Алеша Свидерскій! Судебный репортеръ газеты «Кіевская Мысль»! Какъ помню… Большевичекъ перваго призыва, съ серьезнымъ тюремнымъ стажемъ, но уже остывшій, уходившійся и въ мое время отрицавшій только Бога и мыло.

Какъ онъ прибился въ буржуазную редакцію, понять не могу. Но онъ бродилъ по Кіеву, какъ собака, потерявшая на ярмаркѣ своего хозяина. Только что изъ тюрьмы, безъ денегъ безъ работы, безъ одежды и обуви, но съ женой и двумя дѣтьми…

Это былъ «несчастненькій» въ старомъ значеніи этого слова и его просто «пожалѣли».

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , , | Комментарии к записи А. Яблоновскій. Алеша Свидерскій отключены