П. Муратовъ. «Ночныя мысли. IX. Сѣверъ противъ Юга»

Всѣ мы читали въ дѣтствѣ подъ этимъ заглавіемъ романъ Жюля Верна изъ временъ войны за нераздѣльность американскаго союза. Долженъ сознаться, что тогда я, вопреки явной тенденціи автора, вопреки тому, какъ было вообще принято «сочувствовать», — сочувствовалъ не сѣверянамъ, а южанамъ. За сѣверянъ, правда, говорило ихъ желаніе освободить негровъ, и все же эти жители промышленныхъ штатовъ, сильные деньгами и техникой, эти взявшіеся за оружіе заводскіе и городскіе люди, эти создатели будущей Америки (т. е. той Америки, которую мы теперь знаемъ) не были милѣе моему дѣтскому сердцу, чѣмъ охотники Арканзаса, плантаторы Георгіи и Каролины, выступившіе въ войскѣ «конфедератовъ» на защиту Америки старой, героической и романтической.

Южане, какъ извѣстно, защищались упорно и искусно. Ихъ генералъ Ли оказался талантливѣйшимъ полководцемъ. Американская война была, вообще, весьма интересной съ военной точки зрѣнія войной и, въ сущности, первой современной войной, гдѣ была не только впервые показана новая военная техника (сила орудійнаго огня, значеніе желѣзныхъ дорогъ, неизбѣжность окапыванія, впервые, кстати сказать, усиленнаго колючей проволокой), но и была сознана въ первый разъ важность удара по жизненно-хозяйственнымъ центрамъ сопротивленія. Исходъ войны вѣдь былъ рѣшенъ маршемъ-маневромъ Шермана въ глубину южныхъ штатовъ, отрѣзавшимъ арміи генерала Ли отъ ихъ экономической базы…

Я не собираюсь, однако, напоминать здѣсь богатыя и очень поучительныя перипетіи американской войны. Въ тѣ годы, когда мы читали романъ Жюля Верна, наши старшіе были далеки отъ мысли, что «Сѣверъ противъ Юга» можетъ стать когда-нибудь и русской темой. И вотъ, тѣмъ не менѣе, это случилось. Тема эта покамѣстъ вполнѣ «мирная». Но мы не должны закрывать глазъ на то, что можетъ наступить день, когда она окажется даже и военной темой…

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , | Комментарии к записи П. Муратовъ. «Ночныя мысли. IX. Сѣверъ противъ Юга» отключены

«Новѣйшая орфографія»

К слову сказать — неумирающие в определенном кругу мечты. Формальное отношение к языку, полное небрежение ценностью исторического, внутренно-связного и самообъясняющего правописания ради химеры «рациональной» (беспочвенной) орфографии… О том же некоторые мечтают и сегодня.


Главнаука поручила Научно-изслѣдовательскому институту языка и литературы при Петербургскомъ Университетѣ подготовить къ печати полный орфографическій справочникъ по новѣйшей орфографіи.

Совѣтскія газеты сообщаютъ, что предположены слѣдующія новыя реформы несчастнаго русскаго языка. Главнаука предлагаетъ: изъять букву «ь» послѣ шипящихъ и въ концѣ слова.

Отнынѣ совѣтскіе граждане обязаны писать: «ноч», «идеш», «улечся», «лиш» и т. д.

Писать «о» послѣ шипящихъ («чорный», «шолъ»). Въ неопредѣленномъ наклоненіи глаголовъ писать «тся».

Буква «э» совершенно упразднена.

Упразднены кавычки и точка съ запятой.

Приказано склонять всѣ иностранныя слова (пальто, пальта, пальту).

Интересно было бы знать, изъ кого состоялъ ученый комитетъ этого замѣчательнаго учрежденія!

Возрожденіе,
№ 884, 3 ноября 1927

Просмотров: 3

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи «Новѣйшая орфографія» отключены

Время сумерек 

I 

Наше время относится к христианской эпохе, как вечерние сумерки к дню. Христианство уходит за горизонт; надо судить о нем, пока оно не скрылось совсем. Мы достаточно рядом, чтобы чувствовать его теплоту и величие; мы далеки, чтобы понимать, что христианство не синоним религии, но только одно из возможных пониманий жизни и божественного. 

Некоторым нравится думать, будто эти сумерки — последние. «Войны и военные слухи» пугают, вера в скорый конец успокаивает умы. Даже больше: христианину необходим Апокалипсис. История, не имеющая огненного конца, кажется ему бессмысленной. Однако история — не отмеренный по линейке отрезок. Она больше похожа на совокупность отрезков, вписанных в круг. Отрезки — отдельные культуры; круг — общечеловеческие способности во всей их полноте. Каждая из культур развивает человеческую природу в своем направлении до доступного ей предела. Совокупность таких путей образует всеобщую историю. Все они когда-то прерываются, но концы их — события не мировой истории, а частной.  

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Мои книги. Очерки (2018) | Метки: , | Комментарии к записи Время сумерек  отключены

А. Уайтхед о культуре

Culture is activity of thought, and receptiveness to beauty and humane feeling. Scraps of information have nothing to do with it. A merely well-informed man is the most useless bore on God’s earth. What we should aim at producing is men who possess both culture and expert knowledge in some special direction. Their expert knowledge will give them the ground to start from, and their culture will lead them as deep as philosophy and as high as art.

Alfred Whitehead, 1916.

Культура — деятельность мысли и отзывчивость на красоту и человеческие чувства. Обрывки сведений не имеют ничего общего с культурой. Простая осведомленность — самое бесполезное и скучное, что только есть на Божьем свете. Мы должны стремиться к тому, чтобы создать человека, обладающего одновременно культурой и точными знаниями в некотором специальном направлении. Это точное знание даст ему исходную почву, и эта культура поведет его вглубь — вместе с философией, и ввысь — вслед за искусством.

Альфред Уайтхед, 1916.

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: , , | Комментарии к записи А. Уайтхед о культуре отключены

Новая ссылка в разделе «Дореформенная орѳографія»

Библиотека старинных книг

Просмотров: 2

Рубрика: Блог | Метки: , | Комментарии к записи Новая ссылка в разделе «Дореформенная орѳографія» отключены

Александръ Салтыковъ. Тайна націи

1.

Мы не особенно любили, въ послѣднія десятилѣтія, слово «нація». Даже избѣгали его. Въ немъ было что-то враждебное нашей психологіи, что-то неудобопріемлемое и немного чужое. Куда охотнѣе говорили мы: народъ. Въ «націи» же, въ самомъ звукѣ и окраскѣ это го слова, былъ оттѣнокъ, наводившій на сомнѣнія.. Мы не были увѣрены въ этомъ словѣ, и оно дѣйствительно было неясно для насъ, хотя и казалось яснымъ.

Не доказывало ли это, что слово «нація» еще недостаточно обрусѣло? Иначе говоря — что сама категорія слова нація не вошла еще, какъ слѣдуетъ, въ нашу психику, или — вѣрнѣе — какимъ-то таинственнымъ путемъ выскочила изъ нея? Выскочила, конечно, не цѣликомъ. Кое-что осталось. Но это кое-что мы, исконные любители иностранныхъ словъ, предпочитали выражать русскимъ словомъ: народъ. Въ данномъ случаѣ, русское слово легче шло съ языка именно потому, что въ иноземномъ словѣ «нація» намъ чувствовалась какая-то опасность…

2.

Между тѣмъ дѣйствительная опасность была не въ «націи», а какъ разъ въ «народѣ». Опасность этого слова заключалась уже въ томъ, что «народное» чрезвычайно легко понимается какъ простонародное.

Вотъ почему отъ возвеличенія «народнаго» къ возвеличенію простонароднаго — одинъ шагъ. Въ эту діалектическо-психологическую ловушку въ свое время попали и ушли съ головою славянофилы.

Какъ бы то ни было, стихія «простонароднаго» безконечно далека отъ націи и всѣхъ связанныхъ съ нею творческихъ цѣнностей жизни. Оно, простонародное, не только не составляетъ націи, но вообще не можетъ создать ничего: ни государства, ни культуры, ни воли къ общему дѣйствію, ни даже языка. Простонародное это: «мы — калуцкіе». Нація же, — хотимъ ли мы этого или не хотимъ и какъ это ни претитъ нашему «демократическому» чувству или предразсудку, — нація создается и живетъ элементомъ не-простонароднымъ, и тамъ, гдѣ не-простонародный элементъ отсутствуетъ или въ немъ недостаточно силы сцѣпленія и притяженія, тамъ нѣтъ и націи, тамъ вялъ и немощенъ національный порывъ. Ибо нація не только не есть просто-народное, но она не есть даже обще-народное. Она, въ извѣстномъ смыслѣ, вообще не есть «народное». Она нѣчто сверхъ-народное.

Читать далее

Просмотров: 2

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , | Комментарии к записи Александръ Салтыковъ. Тайна націи отключены

Г. П. Щедровицкий: «Против чего вы?»

«Я спросил у Петра Алексеевича <Шеварева>, почему, собственно, Георгий Иванович <Челпанов> был таким жестким. Он мне ответил, что Челпанов никогда не был добреньким, он был человеком очень прямым, всегда предельно определенным и никогда не пытался создавать у людей ложных впечатлений. Он сказал, что Челпанов учил его, что всякий научный тезис и всякое положение всегда направлены против чего-то. Поэтому первое, что он привык спрашивать у начинающего ученого: против чего вы? что вы хотите разрушить? что вы хотите преодолеть? „И я, — сказал Петр Алексеевич Шеварев, — постоянно это спрашиваю у своих аспирантов. И когда мне отвечают в манере, которая принята в наши дни, что он-де не против чего-то, что он всегда только за, я перестаю контактировать и общаться с таким человеком, потому что я уже знаю, что в науке ему нет места. Поэтому, — продолжал он, — то, что Георгий Иванович так ответил студенту *.*, было выражением его очень четкой, продуманной и определенной нравственной, человеческой позиции“. Вот так Петр Алексеевич Шеварев это оценивал».

Из воспоминаний Г. П. Щедровицкого

Так и только так.

Просмотров: 2

Рубрика: Круг чтения | Метки: , , | Комментарии к записи Г. П. Щедровицкий: «Против чего вы?» отключены

П. Муратовъ. Ночныя мысли. ѴІ. Имперіализмъ и націонализмъ

Имперіализмъ въ индексѣ «запретныхъ словъ» всего чаще соединяется съ не менѣе «запретнымъ словомъ» — націонализмъ. Не трудно доказать, однако, что имперіализмъ, понимаемый правильно, то есть, какъ стремленіе къ имперскому типу государственности, хозяйства, культуры, быта, какъ имперское самоощущеніе отдѣльныхъ лицъ и соціальныхъ группъ — никакъ не вяжется. именно съ тѣмъ націонализмомъ, который исходитъ изъ ощущенія племени. Про римлянъ можно думать все, что угодно, но «націоналистами» этого типа ни въ какомъ случаѣ назвать ихъ нельзя. Великіе имперіалисты — Наполеонъ, Петръ, Екатерина, — не были, конечно, героями пламеннаго націонализма, да и какъ бы могли быть — боровшійся ради Россіи противъ ограниченно московско-русскаго Петръ, корсиканецъ Наполеонъ во Франціи, и нѣмецкая принцесса, Россійская Императрица, Екатерина.

Извѣстно, что націонализмъ — идея лишь ХІХ-го вѣка, и что самое понятіе «нація» утвердилось въ революціяхъ — французской, отчасти англійской. Національное государство смѣнило въ Европѣ государство легитимно-сословное; остро чувствовавшее національный моментъ третье сословіе заняло мѣсто мало чувствовавшихъ этотъ моментъ двухъ первыхъ сословій. Духовенство служило Церкви, исторически наднаціональной въ Европѣ. Дворянинъ служилъ своему легитимному Государю (который могъ вовсе и не быть одной съ нимъ національности) и землѣ своихъ предковъ, раскинутой по всей дворянской Европѣ. Французскій или нѣмецкій дворянинъ ХѴІІ—ХѴІІІ вѣковъ былъ куда болѣе реальнымъ «интернаціоналистомъ», нежели французскій или нѣмецкій соціалистъ ХХ-го вѣка, ибо, будучи французомъ, часто сражался за нѣмцевъ, чего, не будучи прямымъ измѣнникомъ, не могъ бы недавно сдѣлать никакой соціалистъ-интернаціоналистъ.

Читать далее

Просмотров: 10

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , | Комментарии к записи П. Муратовъ. Ночныя мысли. ѴІ. Имперіализмъ и націонализмъ отключены

Александръ Салтыковъ. Русь и Россія

Въ вышедшей нѣсколько лѣтъ тому назадъ книгѣ кн. А. М. Волконскаго «La verité historique et la propagande ukrainophile» есть одно чрезвычайно любопытное мѣсто, какъ нельзя лучше подтверждающее тотъ кризисъ націи, о которомъ я упомянулъ раньше (см. «Возр.» № 840), говоря о нашйхъ предреволюціонныхъ десятилѣтіяхъ. Противополагая два существующія въ современномъ русскомъ языкѣ имени нашей страны (Русь и Россія) и образованныя отъ нихъ прилагательныя (русскій и россійскій), авторъ поясняетъ, что послѣднее употреблялось въ наше время въ торжественныхъ формулахъ офиціальнаго языка, а ранѣе — «въ напыщенномъ стилѣ ХѴІІІ вѣка». Затѣмъ онъ говоритъ: «Въ слово Русь вкладывается чувство любви, горести и радости, въ словѣ россійскій чувствуется присутствіе имперіалистской идеи, въ словѣ же Россія звучитъ спокойное, дѣловое обозначеніе».

Да, кн. Волконскій безусловно правъ, что большинство изъ насъ думало и чувствовало такъ, какъ онъ говоритъ. Но потому-то мы и погибли, что думали и чувствовали такъ… И кромѣ того, онъ многаго не договариваетъ. Такъ, онъ забываетъ пояснить, что давно забытое, старое имя Русь было введено въ обиходъ, въ качествѣ поэтическаго архаизма, — лишь въ XIX вѣкѣ. Но поэтическіе архаизмы habent sua fata. Мы видимъ это въ дни нашей революціи, на примѣрѣ «Украины»; то же случилось еще раньше и съ «Русью». Она не замедлила вступить въ оппозицію съ «Россіей» и расколола психологически на двѣ части русскую душу и русскій міръ. Имя «Россія» понемногу отошло отъ народной души: оно стало представлять что-то — пусть хоть немного — чуждое, «имперіалистическое», слишкомъ офиціальное и сухое, и потому-то и потускнѣло въ народной душѣ.

Все это есть не что иное, какъ отраженіе въ самомъ языкѣ того сдвига, который одновременно происходилъ во всѣхъ сферахъ русской жизни, иначе говоря, — такъ отразилось разложеніе Имперіи.

Читать далее

Просмотров: 6

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Александръ Салтыковъ. Русь и Россія отключены

Александръ Салтыковъ. Народъ и нація

Въ «Возрожденіи» была помѣщена интересная и дающая обильный матеріалъ статья Питирима Сорокина объ американской демократіи. Не имѣя отнюдь въ виду возражать автору, — трудно не согласиться съ большинствомъ его доводовъ и выводовъ, — все же можно мыслить приводимые имъ факты и соображенія и въ нѣсколько иной плоскости.

Американскій общественный строй весьма далекъ, подобно всякому иному, отъ идеала. Даже болѣе того: американскій государственный порядокъ въ достаточной степени архаиченъ и во многомъ не соотвѣтствуетъ уже современнымъ, чрезвычайно усложнившимся, условіямъ американской жизни. Недостатки американской конституціи въ этомъ отношеніи многочисленны и бросаются въ глаза. И это понятно, такъ какъ если Америка и «молодая» страна, то конституція ея уже весьма старая; она старше всѣхъ современныхъ европейскихъ конституцій, даже англійской (въ ея нынѣшнемъ видѣ).

Но почему же, спрашивается, Америку, точнѣе — Соединенные Штаты, не разрушаетъ, въ конечномъ итогѣ, устарѣвшая конституція? Почему Штаты развиваются и быстро идутъ впередъ, несмотря на всѣ недочеты американской государственной и общественной практики? Отвѣтъ, кажется, не можетъ вызвать никакихъ сомнѣній. Дѣйственнымъ коррективомъ не только архаическій американской конституціи, но и многочисленныхъ темныхъ сторонъ самой американской жизни, является то, что Америка представляе собою — и притомъ въ высшей степени — живую націю.

Читать далее

Просмотров: 7

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , , | Комментарии к записи Александръ Салтыковъ. Народъ и нація отключены