В. Йегер: «Для исконного греческого мышления характер­но, что эстетическое нельзя отделить от этического…»

Для исконного греческого мышления характер­но, что эстетическое нельзя отделить от этического. Этот про­цесс начинается лишь относительно поздно. Еще для Плато­на отступления от истины в гомеровском эпосе непосред­ственно уменьшают его ценность.Только античная риторика оказалась весьма благоприятной для формального подхода, и, наконец, христианство сделало господствующей чисто эс­тетическую оценку поэзии: это позволило, отвергая по боль­шей части этическое и религиозное содержание античных стихотворных произведений как ошибочное и безбожное, признавать их классическую форму как необходимое средство воспитания и источник наслаждения.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: «Для исконного греческого мышления характер­но, что эстетическое нельзя отделить от этического…» отключены

В. Йегер: поэт — воспитатель своего народа

Представление о поэте-воспитателе своего народа — в самом широком и глубоком смысле слова — было расхожим среди греков и всегда сохраняло для них свою важность.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: поэт — воспитатель своего народа отключены

В. Йегер: «Выучка как формирование человеческой личности…»

Выучка как формирование человеческой личности через постоянное наставление и духовное руководство — ти­пичный признак знати всех времен и народов.Только это со­словие ставит перед человеческой личностью и поведением требования, неисполнимые без сознательного культивирова­ния основополагающих качеств. Одного «биологического» врастания в образ жизни и нравы предков здесь недостаточ­но. Притязания знати и ее высокое положение требуют, что­бы ее представители уже с ранних лет, в том возрасте, кото­рый легко поддается воспитанию, восприняли господствую­щий в этих кругах благородный человеческий образ. Здесь впервые воспитание стало образованием, т. е. формировани­ем всей человеческой личности согласно определенному об­разцу.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 0

Рубрика: Круг чтения | Метки: | Комментарии к записи В. Йегер: «Выучка как формирование человеческой личности…» отключены

Бор. Зайцевъ. Веселые дни (окончаніе)

Ночь

Всѣмъ пришлось перебывать у окошечка (похожаго на кассу банка или на бюро спальныхъ вагоновъ: тамъ о каждомъ записали, что требуется, и вновь собрались мы въ нашей «случайной» комнатѣ — ждали дальнѣйшей участи.

Я думаю, самымъ невозмутимымъ изъ насъ оказался Ѳ. А. Головинъ. Всегда у меня была слабость къ этой безукоризненно-лысой, изящной и умной головѣ, къ тонкому, древнему профилю (онъ потомокъ Комненовъ), безцвѣтно-спокойнымъ глазамъ. На волѣ, въ барское довоенное время, и въ родные дни революціи мы немало играли съ нимъ въ шахматы. Онъ съ одинаковымъ безразличіемъ и выигрывалъ, и проигрывалъ. Черезъ четверть часа по прибытіи, когда другіе еще горячились, расходовали подожженную нервную энергію, Ѳедоръ Александровичъ уже сѣлъ играть съ черно-мрачнымъ и такъ же равнодушнымъ Кутлеромъ. Откуда они добыли шахматы, я не помню: кажется, тутъ же и смастерили изъ картона. Впрочемъ, игра продолжалась недолго: насъ повели въ еше новое помѣщеніе. «Onmia mea mecum porto» — Ѳ. A. равнодушно забралъ фигурки, записалъ положеніе и въ своемъ элегантномъ костюмѣ, бѣлыхъ брюкахъ, съ шахматами подъ мышкой, зашагалъ по застѣночнымъ коридорамъ.

Мы вошли въ довольно большую комнату съ двумя цѣльнаго стекла окнами. Надпись на стеклѣ, глядѣвшую въ переулокъ, можно было прочесть и отсюда:

— Контора Аванесова.

Теперь въ конторѣ нары. Ихъ ненадолго занимали случайные постояльцы. Здѣсь перстъ Судьбы сортировалъ: жизнь — смерть, смерть — жизнь. Кускову, Прокоповича и Кишкина очень скоро увели отъ насъ во внутреннюю тюрьму. Мы попрощались сдержанно, но съ волненіемъ. Никто не зналъ, на что ихъ ведутъ.

Читать далее

Просмотров: 0

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи Бор. Зайцевъ. Веселые дни (окончаніе) отключены

Н. Дашковъ. Жюль Вернъ

Род. 8 февраля 1828 г.

Книги Жюль Верна составляютъ такую неотъемлемую часть нашего становленія, нашего роста, т. е. въ конечномъ счетѣ, насъ самихъ, что намь трудно отнестись къ нему иначе, чѣмъ какъ мы относимся ко всему, что нами усвоено до конца и о чемъ именно поэтому не сохранилось въ насъ даже сколько-нибудь достовѣрнаго воспоминанія. Быть можетъ и всякій объективный, безпристрастный судъ надъ нимъ будетъ судомъ несправедливымъ. Критиковать, назначать цѣну его воображенію или уму, отдѣлять художественное отъ нехудожественнаго въ его книгахъ — занятіе довольно праздное. Во всякомъ случаѣ, то, что дѣлалъ Жюль Вернъ, не было — и внутренно не хотѣло быть — искусствомъ; какъ разъ потому оно и было нами такъ вполнѣ поглощено, такъ растворилось въ насъ, какъ никогда не растворилось бы произведеніе искусства, потому что искусству можно пріобщиться, но насытиться имъ нельзя. Постараемся же, прежде чѣмъ взвѣшивать, отмѣрять и «указывать мѣсто», просто понять, какъ стало возможно это исключительное явленіе — сто четыре романа Жюль Верна — и въ чемъ самая исключительность его.


Къ столѣтію со дня рожденія автора «Дѣтей Капитана Гранта» вышла (въ издательствѣ Кра) книга родственника его Аллотта де ла Фюи, гдѣ безхитростно разсказана безхитростная его жизнь. Разсказана она человѣкомъ, полнымъ самаго наивнаго благоговѣнія передъ памятью великаго «дяди Жюля», прославившаго разъ навсегда родъ Верновъ и Аллоттовъ, а также патриціатъ города Нанта, гдѣ онъ родился, и муниципальный совѣтъ города Амьена, членомъ котораго кончилъ жизнь. Долгая жизнь эта въ своей заурядности такъ послѣдовательна, такъ логична, что читая ее, невольно думаешь о томъ упрощенномъ и благоразумномъ «Провидѣніи», которое недаромъ столь часто поминается въ книгахъ человѣка, на собственномъ опытѣ узнавшаго его власть.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи Н. Дашковъ. Жюль Вернъ отключены

А. Яблоновскій. Русское варварство

Лѣтъ пять тому назадъ, я былъ какъ-то въ Ригѣ и, признаюсь, меня очень удивило, что извозчикъ, который везъ меня съ вокзала въ гостиницу, говорилъ со мной no-латышски, а со своей лошадью — по-русски.

— Послушайте, голубчикъ, а нельзя ли наоборотъ? — спросилъ я. — Вы бы съ лошадью по-латышски, а со мной по-русски?..

— Да видите ли, баринъ, лошадь у меня русская, у русскаго человѣка недавно куплена и по-латышски еще не понимаетъ…

— Вотъ и я тоже еще не понимаю — только что пріѣхалъ.

Извозчикъ былъ человѣкъ терпимый и, повидимому, не принадлежалъ къ латышскимъ націоналистамъ.

Мы безъ труда столковались и стали говорить на томъ языкѣ, который намъ всѣмъ былъ понятенъ:

— И ему, и мнѣ, и лошади…

Но для Риги это случай очень рѣдкій.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , | Комментарии к записи А. Яблоновскій. Русское варварство отключены

Бор. Зайцевъ. Веселые дни. 1921 г.

ЛАВКА

Огромная наша витрина на Большой Никитской имѣла пріятный видъ: мы постоянно наблюдали, чтобы книжки были хорошо разложены. Ихъ набралось порядочно. Блоковско-меланхолическія дѣвицы, спецы или просто ушастыя шапки останавливались передъ выставкой, разглядывали наши сокровища и самихъ насъ.

«Книжная Лавка Писателей». Осоргинъ, Бердяевъ, Грифцовъ, Александръ Яковлевъ, Дживелеговъ и я — не первые ли мы по времени нэпманы? Похоже на то: хорошіе мы были купцы или плохіе, другой вопросъ, но въ лавкѣ нашей покупатели чувствовали себя неплохо. Съ Осоргинымъ можно было побесѢдовать о старинныхъ книгахъ, съ Бердяевымъ о кризисахъ и имманентностяхъ, съ Грифцовымъ о Бальзакѣ, мы с Дживелеговымъ («Карпычъ») по части ренессансно-итальянской. Елена Александровна, напоминая Палладу, стояла за кассой, куда шли сначала сотни, потомъ тысячи, потомъ милліоны.

Осоргинъ вѣчно что-то клеилъ, мастерилъ. Собиралъ (и собралъ) замѣчательную коллекцію: за отмѣною книгопечатанія (для насъ, по крайней мѣрѣ), мы писали отъ руки небольшія «творенія», сами устраивали обложки, иногда даже съ рисунками, и продавали. За свою «Италію» я получилъ 15 тысячъ (фунтъ масла). Продавались у насъ такъ изготовленныя книжечки чуть ни всѣхъ московскихъ писателей. Но по одному экземпляру покупала непремѣнно сама лавка — отсюда и коллекція Осоргина. Помѣщалась она у насъ же, подъ стекломъ. А потомъ поступила, какъ цѣннѣйшій документъ «средневѣковья», въ Румянцевскій музей.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи Бор. Зайцевъ. Веселые дни. 1921 г. отключены

А. Амфитеатровъ. Загадка

Кончина Ѳедора Кузьмича Сологуба вызвала къ бытію цѣлую литературу воспоминаній о покойномъ поэтѣ и характеристикъ его — личныхъ: творчество Сологуба остается еще неосвѣщеннымъ и не разсмотрѣннымъ серьезно и авторитетно. Я въ этой статьѣ не посягаю на характеристику Сологуба, такъ какъ узналъ его поздно (въ 1917 году) и, хотя въ 1919—1921 г. г. мы довольно сблизились, благодаря безчисленнымъ совмѣстнымъ маршировкамъ съ Моховой (изъ пресловутой «Всемірной Литературы») на Васильевскій островъ, однако я не считаю себя способнымъ разобраться, по сравнительно малымъ даннымъ, въ душѣ столь странной и сложной. Говорить о Сологубѣ съ большей или меньшей увѣренностью, по-моему, нельзя только по «наблюденію», — нужно «изученіе». Поэтому я здѣсь намѣренъ отмѣтить лишь большое недоумѣніе, внушаемое мнѣ указаніемъ, общимъ почти всѣмъ некрологамъ и біографическимъ наброскамъ, мною прочитаннымъ.

Это — о невозможности для Ѳ. К. выѣхать заграницу.

Это невѣрно, или, по крайней мѣрѣ, неточно.

Читать далее

Просмотров: 1

Рубрика: Пресса Первой эмиграции | Метки: , , , , | Комментарии к записи А. Амфитеатровъ. Загадка отключены

В. Йегер: «История греческого образования…»

История греческого образования совпадает в основном с историей литературы.В первоначаль­ном смысле, которого придерживались ее творцы, литерату­ра есть выражение самовоспитания античного грека.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 2

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Йегер: «История греческого образования…» отключены

В. Йегер: «Поэт с греческой точки зрения…»

Поэт с греческой точки зрения в определенном аспекте ближе законодателю, нежели художник: воспитывающее воздействие — вот что их роднит.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 2

Рубрика: Круг чтения | Метки: , | Комментарии к записи В. Йегер: «Поэт с греческой точки зрения…» отключены