А. Ренниковъ. Апостолы

Отъ редактора. — Описанное Ренниковымъ неистребимо. Мы, нынѣ живущіе, видѣли сочиненія г-на Ходорковскаго, неизвѣстные авторы которыхъ отъ его, Ходорковскаго, имени призываютъ читателей: «Братія, не стремитесь къ богатству, оно губитъ душу!»


Удивительные вожди руководятъ нынѣшней жизнью.

Прежде, въ старину, тоже бывали пророки. Но когда пророкъ проповѣдывалъ, онъ прежде всего самъ лично осуществлялъ свое ученіе.

Если рекомендовалъ презирать роскошь и богатство, то первымъ долгомъ раздавалъ свое состояніе нищимъ, одѣвался въ рубище, бралъ посохъ въ руки и въ такомъ видѣ начиналъ обходить моря и земли.

Чтобы каждый повѣрилъ, что пламенный глаголъ никогда не расходится съ существительнымъ и съ другими частями рѣчи, вплоть до междометія.

Но вотъ въ современной Европѣ профессія пророка, какъ видно, сильно видоизмѣнилась, благодаря усовершенствованіямъ техники и вліянію изящной литературы.

Человѣкъ, скажемъ къ слову, проповѣдуетъ соціализмъ, а самъ обладаетъ фабрикой лентъ.

Какъ Леонъ Блюмъ, напримѣръ.

Или многоуважаемый джентльменъ кричитъ, что онъ — рабочій, что онъ олицетворяетъ своей трудящейся особой рабочую партію, а самъ токарнаго станка отъ переплетной мастерской не отличитъ.

Какъ сэръ Рамзай Макдональдъ, напримѣръ.

Въ отношеніи образа жизни нынѣшніе пророки тоже не особенно стѣсняются тѣмъ, что пламенные глаголы ихъ сильно расходятся съ крупными матеріальными прилагательными.

Распинается проповѣдникъ за убогихъ и сирыхъ, за справедливость въ распредѣленіи благъ, а самъ, подлецъ, разъѣзжаетъ въ шикарномъ автомобилѣ, для большаго впечатлѣнія вдѣваетъ въ глазъ монокль.

Вмѣсто рубища — великолѣпный костюмъ изъ англійской матеріи, вмѣсто посоха — палка съ золотымъ набалдашникомъ. И ноги не въ пыли и не въ грязи, а въ отличномъ шевро.

И что удивительнѣе всего, — такого пророка не только не побиваютъ каменьями, а, наоборотъ, встрѣчаютъ оваціями.

Не распиливаютъ деревянной пилой, какъ слѣдовало бы, а лелѣютъ и охраняютъ отъ всякихъ случайностей.

Я совершенно не представляю, какъ могъ бы въ древнія времена появиться въ Іерусалимѣ человѣкъ, который призывалъ бы толпу раздѣлить все имущество между палестинской бѣднотой, а самъ бы продолжать обладать прекрасной виллой возлѣ Гефсиманскаго сада. Ни одного не только здравомыслящаго, но даже умалишеннаго не нашлось, который не вознегодовалъ бы и не накостылялъ бы пророку шеи.

Въ наше испоганившееся идіотское время, когда существуетъ по образу среднихъ вѣковъ новое ученіе о двухъ
истинахъ, одна — истина слова, а другая — истина дѣла, — подобные фальшивомыслители имѣютъ, наоборотъ, дьявольскій успѣхъ.

Толпа чувствуетъ, что пророки какъ разъ подъ стать ей самой. Что каждый изъ толпы поступилъ бы точно такъ же, какъ проповѣдникъ: одно говорилъ бы, а другое дѣлалъ бы.

И бѣшено аплодируетъ.

Вотъ Европа изумляется цинизму московской шайки, которая обѣщала населенію миръ хижинамъ и вмѣсто этого громитъ сейчасъ эти самыя хижины, а сама живетъ во дворцахъ.

Однако, развѣ это явленіе — не развитіе той же европейской практики двухъ истинъ — истины слова и истины дѣла?

Мы всѣ читаемъ съ ужасомъ, какъ ради коллективизаціи большевики сокрушаютъ деревню, какъ пытаются организовать коммунистическія военныя поселенія.
I
Работа идетъ лихорадочная, нервная. Для устройства фантастическихъ фаланстеровъ напрягаются послѣднія силы. А между тѣмъ, кому изъ главарей московской власти пришло бы въ голову начать коллективизацію съ себя самихъ, со своей личной жизни?

Развѣ могла бы прійти, хотя бы на мгновеніе, мысль — первый фаланстеръ въ видѣ поощренія построить для самихъ себя, для своихъ собственныхъ семей?

Сталинъ могъ бы отлично столковаться сь Молотовымъ, Рыковымъ, Орджоникидзе, Микояномъ, Луначарскимъ о соціализаціи своихъ личныхъ хозяйствъ своихъ собственныхъ кастрюль, женъ и дѣтей.

Это было бы въ высшей степени показательно и въ высшей степени заразителыю — изъ своихъ собственныхъ подругъ жизни устроить общій гаремъ, а дѣтей спутать, чтобы ревнивый Орджоникидзе не догадывался, гдѣ ребенокъ его, а гдѣ Луначарскаго.

Между тѣмъ, можно голову на отсѣченіе дать, что совнаркомъ никогда не подумаетъ самъ подать подобный примѣръ.

Коллективизируютъ все. Устроятъ военныя поселенія. Превратятъ Россію въ сплошные колхозы.

Но сами-то, со своими дѣтьми, бабами и посудой останутся жить по буржуазной старинкѣ.

Ибо, какъ ни говорите, а они плоть отъ плоти западной соціалистической братіи. Способные, далеко шагнувшіе впередъ товарищи Леоновъ Блюмовъ и Макдональдовъ.

Апостолы новыхъ европейскихъ ученій, согласно которымъ слово — одно, дѣло — другое, а собственная недвижимость и движимость — третье.

А. Ренниковъ.
Возрожденіе, №1709, 5 февраля 1930.

Просмотров: 3

Запись опубликована в рубрике Пресса Бѣлой Эмиграціи с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.