А. Ренниковъ. Ars amandi

Отъ редактора: какъ многое у Ренникова — форменное пророчество. Время этой литературы настало. Кстати, подъ «одной изъ самыхъ передовыхъ нашихъ газетъ» имѣются въ виду, скорѣе всего, милюковскія «Послѣднія Новости».

«Ars amandi» означает по-латыни «искусство любви» (по названию поэмы Овидия).


Прочелъ въ газетахъ замѣтку:

«Профессоръ Гитъ выступилъ на дняхъ въ Кембриджѣ съ лекціей, въ которой доказывалъ, что сложная проблема ухаживанія мужчины за женщиной требуетъ созданія особой кафедры.

Предложеніе Гита обратило на себя вниманіе лучшихъ представителей цивилизованнаго міра. Писательница Этель Манненъ, напримѣръ, восприняла эту идею съ восторгомъ и слѣдующимъ образомъ отозвалась на вопросъ объ учрежденіи любовной кафедры:

«Профессоръ Гигъ вполнѣ правъ. Искусство ухаживанія должно быть изучено. Мужчины должны знать, какъ объясняться въ любви. Мнѣ извѣстны женщины, которымъ можно объясняться въ любви только на научномъ базисѣ». Прочелъ эту замѣтку, вспомнилъ наше доброе, но некультурное, старое время и вздохнулъ.

— Какъ безсмысленно прошла молодость! Безъ кафедры, безъ проблемы, безъ научнаго базиса.

Не имѣя въ рукахъ даже самаго тощаго учебника и не прослушавъ въ университетѣ даже краткаго курса любви, — мы всѣ любили безсистемно кого-нибудь и какъ-нибудь.

Въ отвѣтственные моменты лопотали нѣчто безсвязное вмѣсто того, чтобы произнести подходящую къ случаю рѣчь, вздыхали, когда на научномъ основаніи надо было рѣшительно дѣйствовать и, вмѣсто точныхъ измѣрительныхъ инструментовъ, пользовались простой скромной ромашкой, чтобы опредѣлить:

— Любитъ, не любитъ?

То-то нынѣшнее молодое европейское поколѣніе выросло такимъ сумбурнымъ и безтолковымъ. Посмотришь съ ужасомъ на прыгающія въ фоксъ-троттѣ пары, прислушиваешься къ ихъ удивительнымъ разговорамъ и сразу поймешь, откуда все это:

Родители виноваты. Въ молодости, должно быть, объяснялись въ любви не такъ, какъ требуется научнымъ фундаментомъ.

Нѣтъ сомнѣнія, что начинаніе профессора Гита и Этели Манненъ очень быстро привлечетъ массу сторонниковъ, поведетъ къ учрежденію особыхъ институтовъ научныхъ ухаживаній, наведетъ замѣчательныхъ энциклопедистовъ нашего времени, вродѣ Мориса Декобра, на мысль составить «Большую Энциклопедію» во многихъ томахъ: «Любовь брюнетки», «Любовь блондинки», «Любовь шатенки», «Спутникъ влюбленнаго», «Путеводитель для невѣстъ», «Самоучитель поцѣлуя», «Курсы заочнаго преподаванія объятій».

Имѣя въ виду всю эту блестящую перспективу, я съ грустью думаю о нашихъ бѣженскихъ молодыхъ людяхъ, которымъ не подъ силу будетъ вносить деньги за правоученіе въ институтъ ухаживанія и которымъ, конечно, М. М. Федоровъ на такое дѣло стипендіи не дастъ.

Что они будутъ дѣлать, несчастные?

Конечно, выходъ изъ этого тяжкаго положенія нужно найти. Нельзя эмигрантамъ отставать отъ Европы, въ особенности тѣмъ, кто рекомендуетъ молодежи не мечтать объ интервенціи, а мирно заниматься культурнымъ строительствомъ. И вотъ поэтому я надѣюсь, что, когда въ Парижѣ откроется первый «Институтъ научныхъ ухаживаній», на страницахъ одной изъ самыхъ передовыхъ нашихъ газетъ непремѣнно появится объявленіе:

«Идя навстрѣчу влюбленнымъ, редакція увѣдомляетъ, что каждую пятницу въ ея помѣщеніи будутъ происходить безплатныя консультаціи по любовнымъ дѣламъ». А, затѣмъ, время отъ времени, начнутъ появляться и отвѣты читателямъ. Въ такомъ, приблизительно, духѣ:

ВОПРОСЪ: Я давно люблю Женю, но боюсь сдѣлать предложеніе, такъ какъ зарабатываю всего 620 франковъ въ мѣсяцъ. Что вы мнѣ посовѣтуете? Рискнуть?

ОТВѢТЪ: Конечно, рискните. Если Женя васъ дѣйствительно любить, ее не остановятъ 620 франковъ. Если же остановятъ, то, въ такомъ случаѣ, вы сами не останавливайтесь и влюбляйтесь въ другую. 620 франковъ все-таки не валяются на улицѣ.

ВОПРОСЪ: Я работало въ Имкѣ и отличаюсь большой набожностью. Могу ли я поцѣловать Соню, пока она не стала моей законной женой?

ОТВѢТЪ: Можете. Впрочемъ, если ваша совѣсть подсказываетъ, что это грѣхъ, поступайте иначе. Сначала поговорите о загробной жизни, а затѣмъ тихонько обнимите Соню, перекреститесь и поцѣлуйте.

Не забывайте, что здѣсь вопросъ обстоитъ такъ же, какъ а въ отношеніи къ большевикамъ: кесарево — кесарю, Божье — Богу.

ВОПРОСЪ: Я не имѣю никакихъ средствъ, а Маруся Б. мнѣ очень нравится. Гдѣ мнѣ съ нею встрѣтиться, чтобы съ одной стороны, не истратить денегъ, а съ другой, поближе узнать ея взгляды, вкусы и характеръ?

ОТВѢТЪ: Въ такихъ случаяхъ лучше всего прибѣгать къ помощи метро въ вечерніе часы, когда бываетъ наибольшее скопленіе публики. Стоя въ очереди у кассы, вы оба можете успѣть сообщить другѣ другу своя біографіи и высказать всѣ убѣжденія. Спускаясь по лѣстницѣ внизъ, вы уже будете знать, стоитъ ли ѣхать съ Марусей до конца линіи и съ пересадкой, или же просто вылѣзти на ближайшей станціи и попрощаться.

ВОПРОСЪ: Каждый разъ послѣ того, какъ я цѣлуюсь съ Валей, и она склоняетъ свою головку ко мнѣ на грудь, у меня вся манишка бываетъ вымазана краской отъ губъ, отъ щекъ и отъ рѣсницъ. Можно ли мнѣ передъ поцѣлуемъ вытирать лицо Вали мокрымъ полотенцемъ или это не полагается?

ОТВѢТЪ: Придите на консультацію въ пятницу. Вопросъ слишкомъ запутанъ.

А. Ренниковъ
Возрожденіе, №1241, 1928

Просмотров: 2

Запись опубликована в рубрике Пресса Бѣлой Эмиграціи с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.