В. Буркерт о «демонах»

Этимо­логия выглядящего совсем по-гречески слова daimon опять же не на­ходит однозначного толкования. Тем не менее очевидно: в древних примерах употребления не заложено ни подчиненного положения по отношению к «богам» — как низших к высшим, — ни «демоническо­го» характера «даймона», ни тем более смысла «дух». В «Илиаде» «daimones» могут называться собравшиеся на Олимпе боги; Афродита предводительствует Елене в виде «даймона». Герой может устремить­ся «наподобие даймона» и одновременно именоваться «богоравным», isotheos. В то же время, демоны, вылетающие из бочонка Пандоры, персонифицируются как «болезни», nousoi, и к ним слово daimones не применяется; несущие смерть злые духи, keres, зовутся theoi — так же, как и эринии у Эсхила. Помешательство — тоже дело рук «бога». Daimon обозначает не какую-то разновидность божественных существ, а своеобразный способ действия.

Ведь «daimon» и «theos» никогда нельзя и просто поменять места­ми. Яснее всего это видно на примере часто встречающегося в эпосе обращения к человеку: daimonie, — в нем заключен скорее упрек, чем похвала, так что оно никак не может означать «божественный»; к та­кому обращению прибегают, когда говорящий не понимает, что дела­ет другой и почему. Daimon — это неведомая сила, то, что движет че­ловеком, когда не получается назвать реальную причину его действий. Человек осознает, что его словно бы несет по течению — действия со­вершаются «с даймоном», syn daimoni; другой раз все обращается про­тив него — он стоит «против даймона», pros daimona, особенно если противника любит какой-нибудь «бог». Так же может описываться и болезнь: на человека «накинулся» «ненавистный даймон»; «боги», theoi, в этом случае — те, кто его спасает. Любой бог может действо­вать как daimon; не в каждом действии возможно распознать бога. Daimon — скрытое лицо божественного действия. Ни изображений дай­мона, ни культа не существует. Таким образом, daimon оказывается как раз необходимым дополнением пластического, личностного, пер­сонифицирующего «гомеровского» восприятия богов; он «покрывает» неудобный остаток, который ускользает от того, чтобы принять оп­ределенный облик или быть названным.

В. Буркерт. Греческая религия. Архаика и классика

Просмотров: 1

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.