В. Буркерт о жертвенном возлиянии

Из нашего культурного обихода исчезло то, что с доисто­рических времен — и в первую очередь, в высокоразвитых культурах бронзового века — было одной из самых распространенных форм сак­рального действа: речь идет о выливании жидкостей, жертвенном воз­лиянии. <…>

«Души питаются от возлияний» — написал позднее Лукиан. Соот­ветственно этому, возлияние в большинстве случаев однозначно воспри­нималось как «жертва-напиток», как своего рода съедобный дар. О том, что земля «пьет», говорится часто и достаточно убедительно. В мифе теням умерших и богам — обитателям подземного царства, приписыва­ют своеобразные потребности, но как получалось, что и для небожите­лей вино просто лили на землю, остается неясным. В действительно­сти, возлияние вином перед тем, как пить самому — это явный пример принесения в дар начатков в его негативном аспекте: важно не то, куда идет вино, важно, что жертвующий добровольным расточительством ставит себя в подчинение некоей высшей силе. В основе возлияния мертвым также лежит признание их могущества. Особенность возлияния, отличающая его от обычного принесения в жертву съестного, состоит в невозможности забрать дар обратно: что пролилось на землю, никто не в состоянии снова поднять.Таким образом возлияние представляет со­бой чистейшую и наиболее соответствующую идее форму отказа.

В. Буркерт. Греческая религия. Архаика и классика

Просмотров: 1

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.