Р. Нильссон: культ героев в Греции

Героев [в Греции] было огромное количество, они были повсюду, и они были близки людям. Счи­талось, что они являются во вполне материаль­ном виде. Поэтому нет ничего странного в том, что люди обращались к ним за помощью во всех своих делах. Часто герои выступали в качестве целителей, подобно магометанским святым, на могилах которых часто можно видеть лоскуты, оторванные от одежды больного. Героем был и сам Асклепий. Он вытеснил многих местно­почитаемых героев-целителей. Так что функции героев охватывали почти что все, и этим можно объяснить тот факт, что мелкие местные боже­ства, слишком незначительные, чтобы считаться настоящими богами, были включены в ряды ге­роев. Потому-то некоторые ученые склонны были считать героев бывшими богами или же специ­альными богами. У нас нет здесь возможности вникнуть в эту сложную проблему, которую пол­ностью осветил Фарнелл в своей книге о культах героев. Моя же цель заключается лишь в том, чтобы дать читателю ясное представление о зна­чении культа героев для греков.

Сходство героев со святыми католической церкви просто разительное, и ученые указывали на него неоднократно. Сила святых, как и героев, связана с их останками, которые, подобно остан­кам героев, тоже переносились с места на место. Более того, Дельфийский оракул предписывал по­читать как героя того умершего, с останками ко­торого связана была сверхъестественная сила. Та­кие же основания выдвигал и папа для канониза­ции святого. Культ героев соответствовал столь сильной потребности народа, что он продолжал существовать и в христианском обличии.

Р. Нильссон. Греческая народная религия

Просмотров: 2

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.