А. Ренниковъ. Les Ukres

Кто не помнитъ этого любопытнаго обычая, практиковавшагося въ періодъ горячихъ сельскихъ работъ на малороссійскихъ базарахъ? Лежитъ въ тѣни подъ возомъ пріѣхавшій наниматься батракъ, спитъ. А на подошвѣ его сапога мѣломъ написано:

«Меньше двухъ рублей не будить».

Украинскіе сепаратисты, находящіеся сейчасъ заграницей, очевидно, разбужены. Кто-то предложилъ имъ два рубля 25 копеекъ, и вотъ они встрепенулись, поднимаются. Гетманы берутся за булавы, кошевые за кошельки, хлопци за люльки съ капоралемъ.

А тѣ, кто умѣютъ писать письма турецкому султану, взялись за изданіе книгъ.

И агитируютъ.

Вотъ передо мною одна изъ подобныхъ брошюръ, выпущенная на французскомъ языкѣ въ іюнѣ этого года, принадлежащая перу какого-то загадочнаго L.-V. François. Озаглавлена брошюра: «L’Ukraine économique», издана фирмой «France-Orient» и содержитъ въ себѣ всѣ богатства Украины, включая сюда карту территоріи, префасъ, перспективъ д-авениръ и опечатки.

О томъ, какія прекрасныя желѣзныя дороги, судя по этой книгѣ, самостоятельно построили украинцы на Украинѣ, мы входить въ разсмотрѣніе не будемъ.

О томъ, какая у украинцевъ образовалась независимая отъ москалей индустрія текстильная, добывающая, металлургическая, химическая и вообще «эндюстри диверсъ», — тоже спорить и прекословить не будемъ.

Предположимъ, что всего этого Украйна быстро добилась въ гетманство Скоропадскаго и въ гетманство Петлюры.

Но вотъ что самое жуткое въ книгѣ, и что никакъ нельзя обойти молчаніемъ, какъ заковыку, это происхожденіе украинскаго народа въ трактованіи господина Франсуа.

«Въ восьмомъ, девятомъ и десятомъ вѣкахъ, — пишетъ почтенный авторъ, — на украинской территоріи находились остатки славянскаго народа, называвшагося Украми (Les Ukres). Вѣроятно, отсюда и произошло слово „Украина“, земля Укровъ, подобно тому, какъ Франконія означаетъ землю Франковъ».

Конечно, негодовать на мсье Франсуа за изобрѣтеніе такого народа, какъ «Юкры», безполезно.

Разъ человѣкъ хочетъ щеголять знаніями, никто его остановить не можетъ. Пусть щеголяетъ.

Вѣдь былъ же нѣсколько вѣковъ назадъ знатный западноевропейскій путешественникъ, который послѣ осмотра Малороссіи тоже писалъ:

«Multi populi incolunt Russiam, nominantur chlopzi».

Но вотъ кто обнаруживаетъ полное щирое свинячество — это тѣ запорожцы, которые стоятъ за порогомъ кабинета мсье Франсуа и наускиваютъ его на такіе этнографическіе экскурсы.

Зная характеры этихъ юкровъ — Остряницъ, Левицкихъ, Александровъ Шульгиныхъ и прочихъ, я увѣренъ, что это они, разбуженные кѣмъ-то при двухъ рубляхъ двадцати пяти копейкахъ, подбиваютъ автора на подобное дѣло.

Въ своемъ увлеченіи двумя рублями двадцатью пятью копейками, современные юкры готовы на все, лишь бы выполнить заданіе хозяевъ: отмежеваться отъ москалей.

Нуженъ юкрскій народъ, пожалуйста.

Нужны юкрскіе письмена, извольте азбуку, сильвупле.

Въ случаѣ необходимости ничего не стоитъ потомкамъ Юкровъ организовать и свой Глозель: нанести горшковъ, черепковъ, старыхъ завьяловскихъ ножей, куриныхъ костей, шлифованныхъ камней съ выцарапанными изображеніями оленя и мамонта.

И выпустить даже научное изслѣдованіе:

«Доисторическіе юкрскіе боги: Ой лихо не Петрусь, Черный усъ, Горилка, Свитка, Вечорница».

Поддѣлки, подтасовки, вранье и брехня (которая въ переводѣ на русскіе языкъ обозначается ложъ), настолько вошли въ обиходъ юкровъ, что въ концѣ концовъ перестаешь вѣрить всему.

Вотъ хотя бы насчетъ автора книги. Можетъ быть, онъ дѣйствительно чистокровный Франсуа. Но можетъ быть, бисъ його знае, просто напросто юкръ.

Левъ Васильевичъ Украенко, напримѣръ.

Вѣдь, намъ же извѣстенъ теперь лингвистическій принципъ: Ле франсе — Франсуа. Ле з-юкръ — Украенко.

А что юкры, въ случаѣ чего, если дадутъ два рубля пятьдесятъ, могутъ стать и французами, это легко видѣть изъ самостійной юкрской литературы. Напримѣръ, изъ трагедіи Шиллеренко: «Орлеаньска Діва». Я помню хорошо, самъ лично читалъ, какъ въ этой трагедіи, данной въ Кіевѣ, Тибо д-Аркъ говоритъ:

«Сусидоньки, мы поки ще хранцузи!»

Такъ кто же гарантируетъ, что не можетъ случиться обратное? что L.-V. François — поки що не хранцузъ, а чистокровяый юкръ, сусѣдъ Остряницы?

А. Ренниковъ
Возрожденіе, №1164, 9 августа 1928

Просмотров: 8

Запись опубликована в рубрике Пресса Бѣлой Эмиграціи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.