В. Йегер: «Как и арета [доблесть] олимпиоников, не поддается научению и искус­ство поэта…»

Как и арета [доблесть] олимпиоников, не поддается научению и искус­ство поэта, проистекающее из подобного же божественного источника. По существу, оно является «мудростью». Слово σοφία у Пиндара — постоянное обозначение поэтического духа. Перевести его адекватно невозможно; это зависит от того, как каждый воспринимает сущность пиндаровского духа и его воздействие, а это делается совершенно по-разному. Кто видит в Пиндаре лишь чистого художника, способного создавать пре­красные стихи, поймет его эстетически. Гомер называет плотника σοφός, и в греческом языке это слово еще в V веке вполне может обозначать того, кто разбирается в техничес­кой стороне того или иного дела. Каждый может почувство­вать, что это слово более весомо, когда его произносит Пиндар. В то время оно уже давно использовалось примени­тельно к высшей мудрости человека, обладающего выдающим­ся знанием, пониманием того, что человек из народа называл необычным и перед чем он добровольно преклонялся.

В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Просмотров: 1

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.