Дюмезиль: «О́дин — царь-чародей»

«Невероятно, — так говорят или подразумевают, — чтобы германские народы, не знавшие сильной царской власти, раздробленные на многочисленные племена, могли самостоятельно помыслить могущественного бога-царя, повелителя мироздания. Такая мысль могла зародиться у них только при виде великих царей соседних держав — Рима или даже Византии. Предполагают, что такая эволюция уже началась во время Тацита, как указано в главе 9 «Германии», где Меркурий (предположительно, Вотан) представлен как наиболее чтимый из богов, а в главе 39 как regnator omnium deus [бог-всеобщий повелитель] племени семнонов. И то это развитие идей относится только к ограниченным областям между Рейном и Эльбой и Одером, вблизи от границ Римской Империи. Это рассуждение неосновательно. Известно немало народов (иногда отсталых, иногда передовых), не знающих сильной государственной власти, которые всё же выработали представление об одном или нескольких могущественнейших богах, правящих миром. Это нередкое несоответствие между политической действительностью, ограниченной властью местного правителя и ее мистическим отражением — неограниченной властью повелителя вселенной. Племена ведической эпохи, например, способные помыслить вседержителя Варуну и славившие его в словах, напоминающих слова Псалтири, были не менее раздроблены, чем германские народы, и цари их не обладали большей властью. Кроме того, среди признаков Одина совершенно отсутствуют признаки кесаря или василевса, он повелитель sui generis — царь-чародей».

Georges Dumézil. Gods of ancient Northmen

Просмотров: 4

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.