«Тот, кто относится к другому человеку как к божественному, тем самым присва­ивает самому себе статус ребенка или животного»

Когда <(в эллинистическую эпоху)> старые боги ушли, пустующие троны стали взывать о преемственности. И чуть ли не любой человек с улицы, обладал ли он какими-то достоинствами или нет, мог быть поставлен на престол. Поскольку культ правителей (в древних или современных своих модификациях) имеет религиозное значение для индивида, он является прежде всего выражением беспомощной зависимости последнего; тот, кто относится к другому человеку как к божественному, тем самым присва­ивает самому себе статус ребенка или животного. Думаю, именно некое родственное чувство дало рост еще одной характерной особенности раннеэллинисти­ческой эпохи — широкому распространению культа Тюхе — «Удачи» , или «Фортуны». Подобный культ, как заметил Нильссон, является «последней ступенью в секуляризации религии»: при отсутствии какого­-либо положительного объекта чувство зависимости соединяется с чисто негативной идеей непостижи­мого и непредсказуемого, которая и есть Тюхе. 

Э. Доддс. «Греки и иррациональное»

Просмотров: 1

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.