«Когда Гесиод сообщает, как Музы разговаривали с ним на Геликоне, то это не аллегория…»

Вместе с профессором Латте я полагаю, что когда Гесиод сообщает, как Музы разговаривали с ним на Геликоне, то это не аллегория и не поэтическое украшение, а попытка выразить литературным сло­гом реальное переживание.Далее, у нас есть основа­ние принять в качестве исторического видение Филиппидом Пана накануне Марафона, результатом чего явилось установление культа Пана в Афинах; и, возможно, также и созерцание Пиндаром Матери богов в виде каменной статуи, что тоже завершилось созданием культа, хотя он и не относился к какому-то современному событию. У этих трех видов пере­живаний имеются одна интересная деталь: они все происходили в уединенных горных районах. Гесиод испытал их на Геликоне, Филиппид — в безлюдном ущелье горы Парфенион, Пиндар — во время горной грозы. Может быть, это не случайно. Горные изы­скатели, альпинисты и летчики иногда и в наши дни имеют странные переживания; в качестве хорошо известного примера можно вспомнить, как сэра Шеклтона и его товарищей в Антарктике часто посещал некий npизрак. А один из древнегреческих врачей описывает патологическое состояние, в ко­торое может попасть человек, «если он путешествует по безлюдной дороге: ужас охватывает его, когда он видит какого-то npизрака». В этой связи нет необ­ходимости напоминать о том, что Греции и была, и остается главным образом страной маленьких, разбросанных поселений, изолированных друг от друга обширными npостранствами безлюдных горных кряжей, на фоне которых почти совершенно теряются случайные хутора. Психологическое влияние уединения в подобных местах не следует недооценивать. 

Э. Доддс. «Греки и иррациональное».

Просмотров: 2

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.