В. Вейдле. «Всякое творчество основано на вѣрѣ…»

Всякое творчество основано на вѣрѣ въ истинность, въ бытіе творимаго; безъ этой вѣры нѣтъ искусства. Для того, чтобы создать живое действующее лицо, нужно вѣрить въ цѣлостность человѣческой личности, — именно вѣрить, такъ какъ не во всякомъ опытѣ она дана и нельзя доказать ее доводами разсудка. Восприниматься цѣлостность эта можетъ по-разному; но такъ или иначе она должна быть воспринята, пережита, а переживается она всегда, какъ нѣчто самоочевидное, безспорное. Какъ только самоочевидность эта ослабѣваетъ, романисту или драматургу остается изображать человѣка, основываясь на отдѣльныхъ «характерныхъ чертахъ», заимствованныхъ непосредственно изъ жизни (отчего онѣ не становятся еще способными давать жизнь) или выведенныхъ логически изъ какихъ-нибудь общихъ предпосылокъ. Романистъ XIX вѣка, Бальзакъ или Толстой, видѣлъ человѣка во всей полнотѣ его бытія — и своей вѣры въ это бытіе, — такимъ, какимъ его долженъ видѣть самъ Творецъ; современный романистъ видитъ его, какъ человѣкъ, средній опытъ котораго не позволяетъ обнять во всей полнотѣ бытіе другого человѣка. Отсюда нѣкоторый отливъ жизни въ людяхъ, создаваемыхъ имъ, чего нельзя отрицать и для геніальной книги Пруста, гдѣ человѣкъ показанъ не такимъ, какъ онъ есть, а лишь такимъ, какъ онъ является разсказчику.

Вейдле. Умираніе искусства

Просмотров: 3

Запись опубликована в рубрике Круг чтения с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.