Н. Нордовъ. Революція отъ поцѣлуя

Европейская печать полна извѣстіями объ успѣхахъ въ Китаѣ большевизма и различныхъ военныхъ столкновеніяхъ. Но она совершенно умалчиваетъ о рѣшительной побѣдѣ, которую за послѣднее время одержалъ въ Поднебесной Республикѣ (если только можно ее такъ назвать) другой, гораздо болѣе безобидный продуктъ европейской культуры — поцѣлуй.

Если бы не интересъ къ этому дѣлу американской кино-промышленности, мы, вѣроятно, такъ ничего и не узнали бы объ этой новѣйшей страницѣ исторіи китайскаго развитія.

Но отрицаніе поцѣлуя китаянками и правительствомъ (значитъ, по-видимому, и китайцами) мѣшало распространенію на Востокѣ американскихъ фильмъ и потому постоянно привлекало вниманіе американскихъ журналистовъ.

Однимъ изъ главныхъ проводниковъ поцѣлуя въ Китаѣ несомнѣнно является покойный Валентино. Его картины были настолько популярны, что ставились безъ цензуры и, такимъ образомъ, этотъ диковинный европейскій обычай проникъ на китайскую сцену.

Какъ сообщаютъ кино-репортеры, сначала возмущенный, затѣмъ заинтересованный и, наконецъ, побѣжденный Китай пошелъ такъ далеко, что разрѣшилъ г-жѣ Мами-Ли — одной изъ китайскихъ современныхъ кино-«звѣздъ» ввести въ ея репертуаръ «поцѣлуй души», который, по отзывамъ спеціалистовъ, долженъ длиться не менѣе 25 секундъ.

Обнадеженная этимъ успѣхомъ Мами-Ли въ своей новой картинѣ «Двѣ женщины въ домѣ» думаетъ не только широко использовать поцѣлуй, но и пойти дальше и познакомить китайскую публику съ широко распространеннымъ въ Америкѣ и совершенно неизвѣстнымъ въ Китаѣ легкимъ ухаживаніемъ — флиртомъ.

Пожалуй, это единственная область европейской культуры, въ которой Китай значительно опередилъ свою сосѣдку Японію.

Страна Восходящаго Солнца также заинтересована поцѣлуемъ, но не въ такой степени какъ Китай, да и японскія власти гораздо строже китайскихъ.

За одинъ прошлый годъ японскіе цензоры вырѣзали изъ картинъ 800.000 футовъ ленты со сценами поцѣлуевъ.

«Поцѣлуй»,—заявилъ начальникъ Токійской полиціи,—«обычай совершенно чуждый Востоку. Онъ нарушаетъ чувство скромности, некрасивъ, неизященъ и можетъ даже способствовать распространенію болѣзней».

Однако хорошо освѣдомленные мѣстные круги увѣряютъ, что и въ Японіи побѣда поцѣлуя—вопросъ времени.

На первый взглядъ все это можетъ показаться не особенно важнымъ. Но кто, какъ напримѣръ, миссіонеры, внимательно слѣдитъ за китайской внутренней жизнью, утверждаетъ, что среди причинъ распространенія въ Китаѣ революціоннаго духа американскія фильмы, а также и новѣйшіе танцы, играютъ видную роль.

Безчисленныя танцевальныя залы Шанхая, съ ихъ свободными отношеніями и шумнымъ жазъ-бандомъ, много способствуютъ разложенію старыхъ китайскихъ нравовъ.

Завоеваніе Китая поцѣлуемъ — событіе гораздо болѣе значительное, чѣмъ это можно думать.

Н. Нордовъ
Возрожденіе, №735, 7 іюня 1927

 

Visits: 38