Валерій Левитскій. Почему проваливаются?

«Удалитворить» и «лутьше» — все знакомо.  Как и «совершенное незнакомство с Пушкиным» etc.

Почему проваливаются?

Вопросъ: что такое Комсомолъ?

Отвѣть: Международная организація безпризорныхъ!

Что зто? Контръ-революціонная провокація? Ничуть не бывало. Это одинъ изъ классическихъ, по опредѣленію «Извѣстій», отвѣтовъ окончившаго совѣтскую среднюю школу. Его коллеги писали: «аграмадный», «удалитворить», «лутьше», во время устныхъ отвѣтовъ обнаружили «совершенное незнакомство съ Пушкинымъ, Толстымъ, Тургеневымъ, не слыхали объ Островскомъ, Салтыковѣ, Успенскомъ, «включали въ составъ СССР Персію и Китай», «не могли прочесть наизусть ни одного стихотворенія», увѣренной рукой выводили на доскѣ 2,5 : 2,5 == 2 5/10. Всѣ эти «примѣры» заимствованы изъ сводокъ результатовъ пріемныхъ экзаменовъ въ Высшія Школы, которые сейчасъ оживленно обсуждаются на страницахъ совѣтской печати. «Сферы» недовольны «шумихой, поднятой газетами вокругъ недочетовъ пашей школы и обывательскими толками, мѣшающими нормальной школьной работѣ», но «Учительская Газета» и другія совѣтскія изданія не могутъ скрыть обнаружившагося фантастическаго невѣжества несчастныхъ совѣтскихъ гимназистовъ. Изъ отчета «Учит. Газ.» (№49, 11 дек.) узнаемъ, что на публичномъ диспутѣ на тему: «Почему проваливаются?» были сообщены слѣдующія удивительныя цифры. Докладчикъ проф. Веллеръ удостовѣрялъ: изъ 13.400 подавшихъ заявленія въ Высшія Школы выдержало 3.000. 50 проц. экзаменовавшихся оказались просто малограмотными, отъ 20 до 30 проц. совершенно неподготовленными по математикѣ. «Экзаменаторъ» въ «Красной Газетѣ» добавляетъ: «Подготовка по математикѣ оказалась ниже всякой критики, предъявлялись самыя минимальныя требованія изъ опасенія провалить чуть ли не всѣхъ экзаменующихся и не набрать нужнаго контингента, хотя въ Электротехникумъ на 50 свободныхъ мѣстъ экзаменовалось 800 человѣкъ». Второй изъ выступавшихъ на томъ же диспутѣ (Гловацкій) призналъ, что по даннымъ обслѣдованія 60 проц. школъ Петрограда изъ 3.200 окончившихъ школы 2-ой ступени рискнули держать въ высшія школы только 28,7 процентовъ, но и изъ нихъ выдержало немного больше половины.

«Извѣстія» резонно спрашиваютъ: если принять во вниманіе, что поступающіе въ ВУЗ-ы спеціально натаскивались и подготавливались, то что же они пріобрѣли за 9-лѣтнее пребываніе въ школѣ? Немудрено, что участники упомянутаго диспута въ концѣ концовъ пришли къ выводу, что малограмотность, слабое знаніе исторіи и литературы, поверхностное знакомство съ обществовѣдѣніемъ — есть «наша общая болѣзнь». Выходъ, какъ всегда у коммунистовъ, былъ найденъ немедленно: предсѣдатель предложилъ устраивать подобные диспуты и впредь, пригласивъ московское начальство.

Однако, какой-то «Естественникъ» въ «Красной Газетѣ» (№306) отнесся къ дѣлу серьезнѣе и выдвинулъ такія, спорныя, по мнѣнію редакціи, положенія. «Болѣзни нашей школы обратили на себя вниманіе общественныхъ круговъ. Корень зла въ безплодіи самого комплекснаго плана обученія, отъ него необходимо отказаться какъ можно скорѣе. Жизненно необходимыя знанія и навыки слѣдуетъ пріобрѣтать систематическимъ изученіемъ отдѣльныхъ учебныхъ предметовъ». Это первое, открытое призваніе провала всей системы совѣтскаго просвѣщенія. Редакція предлагаетъ и по этому вопросу открыть новый обмѣнъ мнѣній. Но это дѣла, конечно, не измѣнитъ. У коммунистовъ сейчасъ повсюду наблюдается одинъ процессъ: жизнь рветъ путы, уступки центра опаздываютъ, на мѣстахъ приспосабливаются на свой страхъ. Тотъ же Естественникъ сообщаетъ: «На практикѣ отходъ отъ комплексовъ уже начался. Школа, поставленная передъ задачей исправить свои ошибки, вынуждена была вступить на этотъ путь, не ожидая офиціальныхъ распоряженій». Тревога коммунистовъ понятна. Раздавленная и, казалось, навсегда уничтоженная «безпартійная» интеллигенція быстро оправляется. До даннымъ «Извѣстій», въ Москвѣ выдержали въ Высшія Учебныя Заведенія отъ 11 до 25 проц. окончившихъ совѣтскія школы и 32-35 проц, окончившихъ старыя гимназіи, въ Ленинградскомъ Институтѣ Нар. хозяйства выдержали 80,4 процент. — изъ окончившихъ «дореволюціонную среднюю школу», въ Томскѣ ихъ же 62 проц., и т. д. Кромѣ того, всюду еще отмѣчены большія группы (37, 32, 29 процентовъ) «самостоятельно подготовлявшихся», это тоже не коммунисты и не комсомолъ. Во всѣхъ совѣтскихъ газетахъ рядомъ съ старыми объявленіями о лѣченіи сифилиса и рекламами средствъ отъ прыщей появились адреса «частныхъ курсовъ по подготовкѣ въ ВУЗ-ы». Вообще, по словамъ коммунистовъ, въ послѣднее время наблюдается «настойчивое вмѣшательство населенія въ дѣло народнаго образованія». Это, по нашему мнѣнію, одинъ изъ самыхъ важныхъ среди происходящихъ въ совѣтской Россіи процессовъ, заслуживающихъ нашего напряженнаго вниманія, но на немъ необходимо остановиться отдѣльно.

Валерій Левитскій
Возрожденіе, №629, 21 февраля 1927

Visits: 54