Александръ Яблоновскій. Мечтатели

О самостійныхъ украинцахъ можно сказать словами Некрасова:

«И ко всякому съ словомъ «папаша»
Обращалось наивно дитя».

За послѣднее время самостійниковъ очень потянуло къ нѣмецкому папашѣ… По крайней мѣрѣ, Хитлеръ очень не прочь усыновить украинскаго подкидыша, да и канцлеръ Брюнингъ приготовилъ для него какіе-то таинственные гостинцы. Но крайней мѣрѣ, польскія газеты удостовѣряютъ, что на берлинскомъ собраніи украинцевъ, посвященномъ очередной годовщинѣ провозглашенія независимости Украины, отъ канцлера Брюнинга была получена привѣтственная телеграмма.

Польскія газеты готовы видѣть въ томъ демонстрацію противъ совѣтской Россіи, противъ Польши, Чехословакіи Румыніи…

Я не знаю, можно ли, кромѣ Хитлера, считать украинскимъ «папашей» и Брюнинга, но самостійники очень этимъ нѣмецкимъ родствомъ гордятся.

— Батько Хитлеръ и батько Брюнингъ — это вамъ, панове москали, не баранъ начихалъ!

Но такъ какъ въ проектѣ у самостійного подкидыша были еще и «батько» Муссолини, и «батько» Пилсудскій, и «батько» Бенешъ, и «батько» Габсбургъ, не считая батьки Скоропадскаго и батьки Остряницы, то самъ собой встаетъ вопросъ, не слишкомъ ли много батекъ у этого многолюбиваго дитяти?

Прежде подкидышъ былъ «безбатченко», а сейчасъ «семибатченко».

Впрочемъ, чѣмъ больше батекъ, тѣмъ вѣрнѣе будетъ побѣда матери-Россіи. По крайней мѣрѣ, умные люди во всѣхъ странахъ не перестаютъ доказывать, что въ случаѣ отдѣленія Украины Россія, каково бы ни было ея правительство, должна будетъ воевать и защищать свою территорію до послѣдняго издыханія.

Вотъ интересное мнѣніе на этотъ счетъ выдающагося польскаго ученаго, проф. Марьяна Здѣховскаго, который категорически высказывается противъ поддержки самостійныхъ украинцевъ.

«Я рѣдко соглашаюсь съ народовой демократіей, — говоритъ професс. Здѣховскій, — Дмовскій, однако, правъ, подчеркивая въ своей послѣдней книгѣ, что «созданіе великой Украины, и слѣдовательно, лишеніе Россіи угля, желѣза, нефти и закрытіе ей доступа къ Черному морю, явилось бы концомъ ея могущества и что поэтому каждое русское правительство должно защищать и будетъ защищать Украину, какъ свою территорію, до послѣдняго издыханія, въ сознаніи, что потеря ея для Россіи была бы смертельнымъ ударомъ».

— Стоитъ ли, — спрашиваетъ проф. Здѣховскій, — при такихъ условіяхъ поддерживать украинство, если эта сомнительная дружба до крайнихъ предѣловъ возстановитъ противъ поляковъ Россію?

— Да, не стоить… Совсѣмъ не стоитъ.

Отдѣленіе Украины неизбѣжно и фатально повлечетъ за собой упорную и жесточайшую войну. Войну во что бы то ни стало и до послѣдняго издыханія.

— Россія долго и упорно, цѣлыми столѣтіями, пробивалась къ Черному морю, и нужны гигантскія силы, чтобы ее отогнать отъ этого моря.

Самостійники вообще должны подумать, хватитъ ли у нихъ«батекъ», чтобы рѣшиться на такое дѣло.

— Чтобы создать самостійную Украину, надо совершенно уничтожить Россію…

Александръ Яблоновскій.
Возрожденіе, № 2436, 2 февраля 1932.

Visits: 21