С. Троекуровъ. Сто лѣтъ назад

Автор: | 16.01.2025

Очень часто за начало новѣйшей eвро­пейской эры принимается французская ре­волюція. Но не менѣе, а пожалуй еще бо­лѣе отчетливо, — видна въ жизни новѣй­шей Европы и иная грань: та, которая проходитъ по тридцатымъ годамъ прошла­го вѣка, т. е. отмѣтилась (приблизитель­но) сто лѣтъ тому назадъ.

Такъ, прежде всего, въ области идеоло­гіи и вообще умственныхъ движеній, такъ называемые «принципы французской революціи» въ дѣйствительности не только ро­дились и вполнѣ созрѣли задолго до нея, но успѣли уже, къ ея взрыву, воплотиться въ значительной степени въ жизни, т. е. и въ бытѣ и въ сознаніи. Ближайшее озна­комленіе съ жизнью стараго режима все болѣе убѣждаетъ въ томъ, насколько «принципы 89 года» были уже стары — въ 89 году. Такъ и самъ король Людовикъ ХѴ1, да и все его окруженіе, люди, насквозь проникнутые духомъ французской филосо­фіи ХѴIII вѣка, отнюдь не были людьми «стараго режима». Грань между старою и новою Европою обозначалась задолго до французской революціи.

Но вмѣстѣ съ тѣмъ можно сказать, что опредѣлилась эта грань вполнѣ ясно и от­четливо — много спустя послѣ нея. Это видно, въ частности, и изъ того, что цѣлыя области, и даже весьма крупныя, напри­мѣръ, литература, оказались вовсе не за­тронутыми революціей. Она не привела въ нихъ ни къ какому сдвигу ни къ какому перелому, не привела даже къ появленію какихъ либо «новыхъ вѣяній». Напротивъ, старый классическій канонъ продолжалъ самодержавно царить и во время революціи и долго еще послѣ нея, при Имперіи, осо­бенно въ театрѣ, но и вообще во всей литературѣ. Періодъ, начавшійся во Фран­ціи революціей, оказался, въ области литературы, періодомъ глубоко консерватив­нымъ, даже періодомъ мертваго застоя… Оживленіе началось только съ Шатобріана…

Но съ тридцатыхъ годовъ прошлаго вѣ­ка это оживленіе уже входитъ въ полноту правъ. Тридцатые годы — это то и есть видимая, наглядная грань новѣйшей Ев­ропы.

Не въ одной литературъ отмѣтилась эта грань. Тридцатые годы прошлаго вѣка — это для насъ именно граница, именно грань, вообще отдѣляющая «наше» время, нашу эпоху отъ эпохи предшествовавшей, ставшей для насъ уже чужой и непонят­ной… И тридцатые годы для насъ, безспор­но, — уже старина. Это время мебели краснаго дерева, время бауловъ нашихъ бабу­шекъ и смѣшныхъ ихъ модъ. И все таки сколько уже нашего, современнаго было въ этомъ времени.

Это было послѣднее время до-желѣзнодорожной эры; но вмѣстѣ съ тѣмъ оно бы­ло первымъ временемъ нарождавшихся желѣзныхъ дорогъ: первый поѣздъ уже про­шелъ тогда изъ Ліона въ С.-Этьенъ. Могу­щественное промышленное развитіе тогда едва начиналось; но все же оно уже началось. Электричество едва начинало при­мѣняться въ техникѣ; но все же его тех­ническія возможности уже открывались… Какъ разъ наканунѣ тридцатыхъ годовъ (за два мѣсяца) открылась въ Парижѣ «Центральная Школа», провозвѣстникъ инженерной эры. — будто бы и находившей­ся въ противорѣчіи съ одновременно родившимся «романтизмомъ», но кто знаетъ, можетъ быть и эта эра была однимъ изъ его проявленій?.. Начало тогда уже раскрываться и широкое бурное научное движе­ніе; но въ жизни еще господствовали мед­ленные темпы. Было въ ней тогда еще много старинной тишины и безмятежности, много душевной чистоты, искренности, наивности и традиціонной вѣжливости и любезности… Тогда-то, на рубежѣ двухъ эръ, брызнули въ эту дремотно-пробуж­давшуюся тихую жизнь душистыя струи яркаго цвѣтенія романтизма.

Опредѣленій «романтизма», постиженій его природы, — было дано множество, и я не буду здѣсь возвращаться къ нимъ. Каждое изъ нихъ хорошо порознь; но вмѣ­стѣ они не даютъ его картины, или, лучше сказать, даютъ картину сбивчивую и неясную, отдѣльныя черты которой противорѣчатъ другимъ, во всякомъ случаѣ, кажутся противорѣчивыми. На одно изъ такихъ противорѣчій я только что намек­нулъ. Но были и другія, болѣе глубокія…

Впрочемъ, и въ самомъ расцвѣтѣ ро­мантизма заключалось, казалось бы, нѣко­торое — и даже глубокое — противорѣчіе съ одновременнымъ расцвѣтомъ, въ тѣ же тридцатые годы, «буржуазіи». Тридцатые года, — это и есть золотая пора быстро раскрывшей свои таланты и возможности европейской буржуазіи. Между тѣмъ, что есть, казались бы. менѣе «романтическа­го», чѣмъ буржуазія, и менѣе «буржуаз­наго», чѣмъ романтизмъ? И все же, какъ кажется, нѣчто общее между ними есть, по крайней мѣрѣ, было — въ тридцатые года. Ихъ соединялъ бывшій общимъ имъ обоимъ культъ личности, культъ ея свобо­ды… И такъ же можно, пожалуй, сказать, что не случайна вышеуказанная смутность — въ опредѣленіяхъ романтизма. Смут­ность, неясность заключены въ самой его природѣ. Романтизмъ смутенъ и туманенъ, какъ и сама молодость, какъ все молодое. А романтизмъ именно и былъ — это и бу­детъ, пожалуй, наилучшимъ его опредѣле­ніемъ, молодостью новѣйшей европейской эры… Но это и указываетъ на то, что тридцатые года были именно началомъ, гранью, отдѣлявшею новую эпоху отъ ста­рой. Но это же и объясняетъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, почему романтизмъ и буржуазія какъ-то уживались вь эту начальную эпо­ху новѣйшаго времени. Ихъ соединялъ по­рывъ молодости, бывшій въ обоихъ.

4 іюля 1830 года, еще при королѣ Кар­лѣ X, былъ взять французскими войсками Алжиръ; этимъ было положено начало но­вѣйшей европейской колоніальной эрѣ (Англія особая статья). Но не о коло­ніальныхъ уклонахъ новѣйшей Европы шла тогда рѣчь. Взятіе Алжира имѣло въ тогдашней дѣйствительности другой, болѣе близкій и непосредственный смыслъ.

Академикъ М. Доннэ напомнилъ на- дняхъ («Conférencia». № 10), что еще въ 1825 году Лазурный берегъ Франціи подвергался набѣгамъ «варварійскихъ пи­ратовъ», т. е. алжирцевъ; Алжиръ и былъ — подъ видомъ нѣкоей государственной организаціи — гнѣздомъ морскихъ раз­бойниковъ. Такъ«то и выходитъ, что до са­маго рубежа тридцатыхъ годовъ на Средиземномъ морѣ, если и не «царило», то все же временами отзывалось и давало о себѣ знать — подлинное Средневѣковье. И это еще сильнѣе подчеркиваетъ, насколько люди тридцатыхъ годовъ жили и чув­ствовали себя «между двумя эпохами».

Въ Парижѣ тогда еще было очень много живой старины. Не было еще широкихъ и прямыхъ улицъ, проведенныхъ при Напо­леонѣ III. Да и самъ Парижъ (800.000 жителей) не разросся еще въ ширину. Пасси и Отей были пригородными дерев­нями (и даже не особенно пригородными). Енисейскія поля были пустыремъ. А мѣ­сто между бульваромъ Бомаршэ и кладби­щемъ Пэръ-Лашезъ было настоящей де­ревней, мѣстомъ прогулокъ влюблен­ныхъ… Да и нравы, весь бытъ парижанъ были еще старинными. Вотъ, напр., любо­пытный разговоръ двухъ знатныхъ парижанокъ тридцатыхъ годовъ, приводимый Шарлемъ Лежа (Balzac, Mis à Nu). Гер­цогиня д-Эстиньянъ, модная красавица, говоритъ, что изъ дней недѣли она особен­но не любитъ субботу.

— А почему такъ? — спрашиваетъ ее герцогиня д-Ижаръ.

­— Да это день, когда я мою ноги…

Въ наши дни этотъ смущавшій знатную даму обрядъ омовенія, вѣроятно, соверша­ется чаще не однѣми герцогинями, но и буржуазными женщинами и даже мидинетками. Но препятствіемъ къ исполненію въ тогдашнемъ Парижѣ правилъ чистоплотно­сти и гигіены, ставшихъ нынѣ элементар­ными, служилъ и недостатокъ воды. Пос­лѣдняя доставлялась въ дома особыми водоносами, получавшими по два су за вед­ро… Отчасти вслѣдствіе худших, сравни­тельно съ нашимъ временемъ, гигіениче­скихъ и общихъ санитарныхъ условій (Па­рижъ быль городомъ узкихъ и кривыхъ улицъ безъ свѣта и воздуха), отчасти и въ связи съ нѣкоторыми специфическими, эстетическими и психологическими укло­нами той эпохи, женщины тридцатыхъ го-, довъ старились преждевременно, во вся­комъ случаѣ, гораздо раньше, чѣмъ въ наши дни. Однако, и здѣсь вполнѣ ясно ви­денъ рубежъ, проложенный тридцатыми годами. Какъ разъ начиная съ нихъ и сталъ повышаться уровень, такъ сказать, «возрастнаго ценза» женщины.

Бальзакъ опредѣлялъ предѣлъ, за которымъ женшина уже ставитъ себя въ смѣшное положеніе, поддаваясь чарамъ любви, — въ тридцать лѣтъ Этотъ предѣлъ по­казался тогда ригористами слишкомъ высокимъ и вызвалъ рядъ протестовъ. Но если просмотрѣть внимательно всю вызванную тогда «бальзаковскимъ возрастомъ» полемику, то окажется, что бальзаковская циф­ра весьма точна, каки историческій документъ. т. е. для своего времени. Съ тѣхъ поръ цифра эта неоднократно и неизмѣн­но повышалась и въ наши дни едва ли не удвоилась. Но повторяю: движеніе это на­чалось именно съ Бальзака, т. е. съ трид­цатыхъ годовъ.

Да и многое иное началось именно тог­да… Пусть спортъ плохо совмѣстимъ съ романтизмомъ и даже, въ извѣстномъ смыслѣ, непримиримъ съ нимъ. Но нѣчто вродѣ зачатковъ спорта замѣтно ѵже въ тридца­тые года, правда, въ унаслѣдованныхъ отъ старины облагороженныхъ формахъ вер­ховой ѣзды, стрѣльбы изъ пистолета и фехтованія. «Дэнди» и «львы» тридца­тыхъ годовъ очень любятъ, къ тому же, и драться на дуэли. Но дуэль, соревнованіе — переносится тогда и на другое поле…

Вь 1836 году былъ разыгранъ въ первый разъ призъ Дерби въ Шантильи. Рот­шильдъ пожертвовалъ тогда золотоіі ку­бокъ, а герцогъ Орлеанскій 3.500 фран­ковъ. Цифра, по нынѣшнимъ временамъ, небольшая; но изъ нея выросли огромнѣй­шіе нынѣшніе призы, какъ и все вообще скаковое дѣло распространилось на конти­нентѣ изъ этого перваго спортивнаго праздника въ Шантильи.

Но и цѣлый рядъ иныхъ вкусовъ, под­робностей быта и привычекъ новѣйшей Ев­ропы зародился также въ тридцатые годы. Такъ, напримѣръ, въ эту эпоху распростра­няется въ Европѣ сигара, вслѣдъ за кото­рою вскорѣ появляется и папироса. Во Франціи опа первое время носитъ названіе папель (papel). Но сразу же дѣлается весьма популярною, бурно входить въ моду. Кѣмъ-то даже было тогда составлено въ ея честь шесть сонетовъ, посвященныхъ симфоніи ея куренія (какъ сверты­вать папиросу, какъ ее держать, какъ за­жигать. какъ курить и т. п.)… И все же и эта мода входитъ въ обиходъ съ нѣко­торой робостью. Женщины вообще не ку­рятъ. Да и мужчины многіе еще продолжаютъ нюхать табакъ. Но и тѣ, кто куритъ,  курятъ лишь у себя дома, иногда надѣвая  даже при этомъ халатъ, или курятъ у близкихъ друзей, въ интимности. На улицѣ, вообще въ публичныхъ мѣстахъ, не курятъ. Это вызвало бы скандалъ. И извѣстно, что въ Россіи, именно въ Москвѣ, запрещеніе курить на улицахъ сохранилось до конца пятидесятыхъ годовъ. Извѣстенъ анекдотъ объ Александрѣ II, курившемъ сигару на Пречистенскомъ бульварѣ: не узнавъ Государя, городовой подошелъ къ нему и напомнилъ о запретѣ, что и послужило, какъ говорятъ, поводомъ къ его снятію…

Но не только многія черты  ново-европейскаго быта и многія мелкія наши привычки начали слагаться именно въ тридцатые годы. В нихъ ­­— фундаментъ всей вообще ново-европейской жизни, начальныя точки всѣхъ крупныхъ ея достиженій, какъ идейныхъ, такъ и вообще общественныхъ, въ болѣе широкомъ смыслѣ слова. Въ нихъ даже есть предчувствіе позднѣйшихъ даже стадій новѣйшей европейской исторіи — вплоть  до современнаго кризиса и безработицы.

Послѣ Іюльской революціи былъ ассигнованъкрупный кредитъ на передѣлку  парижскихъ мостовыхъ и другія работы въ городѣ. Но рабочіе, въ интересахъ которыхъ и были, главномъ образомъ, предприняты эти работы, остались недовольны (Шарль Симонъ. «Paris de 1800 à 1900»): они потребовали уменьшенія числа рабочихъ рукъ и увеличенія заработной платы. Но самое любопытное то, что въ ихъ нареканіяхъ было указаніе на злоупотребленіе машинами. И это ­— въ эпоху, когда новоевропейскій машинизмъбылъ еще въ зародышѣ! Они видѣли машинной работѣ нелояльную конкуренцію ручному труду: тема, весьма недалекая отъ трактуемой нѣкоторыми современнѣйшими нашими соціологами… Какъ бы то ни было, но выходитъ, как будто,такъ, что призракъ надвинувшейся черезъ сто лѣтъ безработицы уже мерещился парижскимъ рабочимъ тридцатыхъ годовъ.

С. Троекуровъ.
Возрожденіе, № 2561, 6 іюня 1932.

Views: 7